Социальные сети стали благодатной почвой для расистов и ксенофобов. Хотя власти усиливают контроль над интернетом, а сами компании ужесточают политику, это не помогает остановить бесконечный поток ненависти. С другой стороны, все чаще звучат опасения, что жесткая модерация приведет к ограничению свободы слова.

Один из последних скандалов произошел в начале ноября. В годовщину «хрустальной ночи» немецкие неонацисты разместили в Facebook карту с 70 еврейскими магазинами, организациями и учреждениями, расположенными в Берлине.

Вскоре бизнесмены израильского происхождения начали получать звонки с угрозами и оскорблениями. Правозащитники сообщили администрации Facebook о публикации, но представители соцсети не обнаружили нарушений.

При этом Facebook активно сотрудничает с правительством Германии, а осенью 2015 года пообещал ужесточить контроль над расистскими и ксенофобскими высказываниями пользователей. На днях технологические гиганты Microsoft, YouTube, Facebook и Twitter объединили усилия ради борьбы с терроризмом и объявили о запуске базы данных с экстремистским контентом.

Тем временем европейские власти заявляют о недостаточных усилиях со стороны интернет-компаний. Еврокомиссия напомнила, что в мае был принят кодекс поведения в сети, который предполагает оперативное рассмотрение жалоб на посты, разжигающие ненависть. IT-компании, подписавшие кодекс, согласились быстро оценивать незаконный контент и, в случае необходимости, удалять его в течение 24 часов.

В реальности американские компании оказались не слишком расторопными. Во вторник Еврокомиссия отчиталась о предварительных итогах работы. Выяснилось, что только 28% уведомлений о предположительном незаконном контенте привели к удалению публикаций. В течение суток администрация соцсетей рассматривала не более 40% жалоб, в течение 48 часов — 43%. Всего за шесть недель 12 организаций подали 600 жалоб на посты, разжигающие ненависть. Они тщательно фиксировали время ответа и результат обращений. Следующий мониторинг планируется провести в 2017 году.