В Приднестровье смертельная авария с участием 15-летней девушки буквально «взорвала» соцсети и общественность. Тысячи жителей региона требуют наказать 22-летнюю девушку, которая на своем Lexus сбила подростка на пешеходном переходе. Руководство региона уверяет, что расследование будет проведено честно, но местные жители этому не верят – подозреваемая оказалась близкой родственницей одного из руководителей сверх влиятельного в республике холдинга «Шериф».

В Приднестровской Молдавской Республике (ПМР), де-юре находящейся в составе Молдавии, а де-факто уже 25 лет живущей в условиях независимости, вот уже вторую неделю не утихают страсти вокруг смертельной аварии, в которой погибла 15-летняя воспитанница сельской школы-интерната. Резонанс, который получила в небольшом регионе эта трагедия, пожалуй, превосходит даже реакцию российского общества на гибель в Подмосковье под колесами автомобиля ребенка, в крови которого затем эксперты нашли 2,7 промилле алкоголя и другие знаковые ДТП.

Что произошло

ДТП произошло в 13.49 30 сентября в селе Парканы на Тираспольском шоссе, дороге, связывающей два главных города региона – Бендеры и Тирасполь. Водитель кроссовера Lexus внезапно потеряла управление, сбила в районе «зебры» пешехода, после чего выехала на встречную полосу, где протаранила остановившийся у пешеходного перехода Mercedes, а затем вылетела в кювет. От полученных травм 15-летняя местная жительница Акулин Шеларь скончалась на месте ДТП, несмотря на все усилия оперативно прибывших врачей.

Кадры с места ДТП, снятые съемочной группой Бендерского телевидения почти сразу после наезда и запечатлевшие и попытку врачей спасти девушку, а также ее тело на месте трагедии, буквально взорвали сеть – сюжет телеканала буквально за пару дней посмотрели более 20 тысяч человек вместо стандартных для других сюжетов 100-200 просмотров. Для полумиллионного Приднестровья это оказалась более, чем достаточно. После этого сюжеты и публикации о ДТП стали появляться в местных СМИ как грибы, еще более накаляя ситуацию. Особенно когда стало понятно, кто именно сбил школьницу.

«Шериф»

За рулем иномарки находилась 22-летняя Ирина Шкильнюк. О самой девушке почти ничего не известно – она лишь раз засветилась на местном ТВ весной этого года в качестве гостя программы, где обсуждалось, как выбрать выпускное платье. Но ее муж, по данным местных СМИ, возглавляет отдел по борьбе с контрабандой Государственного Таможенного комитета ПМР. В свою очередь Игорь Шкильнюк оказался племянником депутата республиканского парламента Порфирия Шкильнюка. Впрочем, гораздо более влиятельную должность он занимает на своем основном месте работы – почти 20 лет Шкильнюк, выходец из МВД, является первым заместителем гендиректора холдинга «Шериф».

Последний владеет в ПМР всеми самыми лакомыми активами – от торговли продуктами и топливом до единственного в регионе сотового оператора и одноименного футбольного клуба. Давно известно и многолетнее активное участие холдинга в местной политике, достаточно сказать, что президент Приднестровья Вадим Красносельский ранее занимал пост начальника службы безопасности «Шерифа». На прошлогодних президентских выборах он уверенно победил Евгения Шевчука, который в свою очередь весь президентский срок активно боролся с холдингом и был тому крайне неудобен. После выборов Шевчук поспешно сбежал из республики, а на ряд его высокопоставленных сторонников завели уголовные дела. Освободившиеся посты заняли люди, близкие президенту и «Шерифу». Большинство в парламенте Приднестровья сейчас принадлежит партии «Обновление», которую давно и прочно связывают с холдингом.

Расследование

Неудивительно, что с такими родственными связями Шкильнюк местные жители крайне скептически оценивают перспективы объективного расследования аварии. 2 октября они даже устроили массовый митинг на месте гибели девочки – успокаивать толпу и развеивать множество слухов вокруг расследования приехал лично глава МВД Приднестровья, заверивший, что следствие будет объективным.

«Вы знаете, несмотря на общественный резонанс, несмотря на активность социальных сетей, несмотря на то, что эта трагедия обсуждается в обществе, ни одно уголовное дело, которое направляется в суд, не расследуется по чьим-либо желаниям. Мы готовы сделать все возможное и невозможное, но девушку мы не воскресим. Наша с вами задача — как можно больше оказать помощи следствию, чтобы никто не мог уйти от ответственности, чтобы никто не мог соскочить», - заявил министр Руслан Мова.

Само расследование ведет Следственный комитет ПМР. Там официально прокомментировали трагедию еще 2 октября.

«…В Управлении СК г.Бендеры по факту ДТП возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.260 УК ПМР. На месте происшествия работала следственно-оперативная группа с участием специалистов-экспертов. Были проведены все неотложные следственные действия, составлена подробная схема места ДТП, осмотрены транспортные средства и опрошены очевидцы происшествия», - говорится в сообщении ведомства.

Там отметили, что наезд произошел «не доезжая до нерегулируемого пешеходного перехода».

«Девушка, управлявшая транспортным средством и совершившая наезд на пешехода, оставалась на месте происшествии до прибытия сотрудников правоохранительных органов. Впоследствии она была доставлена в УСК г.Бендеры, где с ее участием проводились следственные действия», - подчеркнули в СК, тем самым фактически опровергнув широко распространившиеся слухи о том, что Шкильнюк после аварии увезли в неизвестном направлении.

«В ближайшее время по уголовному делу планируется проведение следственного эксперимента и автотехнической экспертизы. По результатам данной экспертизы по делу будет принято процессуальное решение», - добавили в СК.

СМИ Молдавии, также с любопытством и большим вниманием отслеживающие скандал в самопровозглашенной республике, обратили внимание на то, что в СК ПМР не назвали имя задержанной, хотя на тот момент оно уже было известно из неофициальных источников. При этом в других официальных сообщениях ведомства имена задержанных, даже на начальном этапе следствия, упоминаются.

Один из главных вопросов следствия – как быстро ехала водитель Lexus. Максимально разрешенная скорость на данном участке дороги 40 км/ч. В ожидании результатов экспертизы местные тележурналисты, в распоряжении которых оказалась запись видеорегистратора, запечатлевшая двигавшийся Lexus за несколько секунд до наезда, с помощью экспертов и математических расчетов пришли к выводу, что кроссовер двигался со скоростью около 63,5 км/ч.

Реакция президента ПМР

В среду, 11 октября, пресс-служба президента ПМР сообщила о встрече Вадима Красносельского и главы СК республики Вячеслава Брынзаря, которая специально была посвящена ходу следствия.

«По словам главы Следственного комитета, в настоящий момент собирается свидетельская база. Ключевые свидетели и участники дают показания на месте происшествия. На начало будущей недели назначена автотехническая экспертиза. Для полноты и объективности ее проведут специалисты двух министерств – внутренних дел и юстиции, - отмечается в сообщении пресс-службы.

Красносельский поручил главе СК уделить особое внимание экспертизе некоей записи видеорегистратора на месте ДТП.

«Вячеслав Брынзарь отметил, что видеозапись приобщена к материалам уголовного дела. Она будет фигурировать в качестве доказательства и на стадии предварительного следствия и в ходе судебного разбирательства», - отметили в администрации Красносельского. При этом до конца не понятно, идет ли речь о записи с регистратора, сделанной за мгновения до наезда или какой-то другой.

«В ходе совещания Президент ПМР подчеркнул важность восстановления полной картины ДТП, повлекшего смерть подростка. Соблюдение законности всех следственных действий должно оставаться приоритетом в работе, напомнил Вадим Красносельский, добавив, что по завершении следствия уголовное дело должно быть направлено в суд, который выскажется о степени виновности того или иного лица и вынесет окончательный вердикт», - говорится в сообщении президентской пресс-службы.

Версия Ирины Шкильнюк

Сама предполагаемая виновница, которую после опроса отпустили на свободу, уже несколько раз комментировала инцидент и несколько дней назад даже приезжала на место трагедии, чтобы возложить цветы к импровизированному мемориалу, созданному односельчанами погибшей.

Она настойчиво уверяет, что разрешенную скорость не превышала.

«Я пыталась уйти от столкновения, но, к сожалению, не получилось. Прошу прощения у родных и близких Акулины. Это трагедия для наших семей, для меня и моих родных. Мне с этим придется жить всю жизнь. Я не ухожу от наказания. То, как я себя наказываю каждый день, меня так никто не накажет. Я никуда не уезжаю. Никуда не скрываюсь и уезжать не буду. Всё, не хочу больше говорить», - заявила она местному телевидению.

В другом интервью она более подробно рассказала о моменте наезда. «Я ехала из Тирасполя в Бендеры, ехала с небольшой скоростью, то есть я не превышала скоростной режим. В одночасье, очень быстро, резко ребенок выбежал на дорогу. Я пыталась избежать, вывернула руль влево, но, к сожалению, не успела», — сказала Шкильнюк.

Последствия ДТП

После аварии на этом участке дороги, где и раньше происходили аварии, сразу же установили светофор, который работает по требованию. Также здесь появились специальные шумовые полосы. Они представляют собой участок дорожного полотна, где вместо асфальта уложен мелкий гравий, обработанный специальной эмульсией. Это поможет информировать водителей о приближении к опасному участку дороги и напомнить о необходимости снизить скорость. Всего было установлено по пять полос в каждую сторону дороги, однако через несколько дней молдавские СМИ со ссылкой на очевидцев сообщили, что новые элементы уже размыл первый серьезный дождь.

Соцсети продолжают обсуждать детали аварии и ее возможные последствия - пока властям явно не удалось убедить местных жителей в полной объективности расследования.

В память погибшей девушки жители ПМР провели 4 октября крупный автопробег. Примечательно, что один из его участников сам совершил наезд на ребенка в Тирасполе, но серьезных травм мальчик не получил. «Я участвовал в автопробеге памяти, чтобы не оставили безнаказанно это. Видите — сейчас такая же ситуация со мной», – прокомментировал инцидент автомобилист.