Для ценителей кросс-купе наступил праздник. Появился автомобиль столь же дерзкий и быстрый, как BMW X6, но компактнее, и, следовательно, удобнее в городе.

Владельцы BMW часто переживают, что им приходится делить автомобиль с кем-то еще. Жены и дети не любят драйв и жалуются на дерганность и жесткость подвески, отчего испытывают подступающее головокружение в поездках. Идеальная развесовка машины играет с ними злую шутку. Центр масс находится у кресла водителя, и пассажирский диван, отодвинутый к задней оси, испытывает совсем иной комплекс ускорений и колебаний, нежели водительское место. Поэтому, когда водителю хорошо, остальным — не очень. В хорошем BMW лучше не садиться назад.

Чтобы не растрясти близких, приходится через силу сбавлять темп. А медленно ездить на BMW невероятно мучительно. В итоге домочадцы взяли верх над драйверами и завалили BMW жалобами. Опросы в фокус-группах показывали, что при выборе машины жены заставляли мужей обращать внимание на другие марки только в силу своих пассажирских ощущений.

Смягчение нравов

И вот баварцы, потеряв уверенность в себе, пошли на эксперимент и намеренно «испортили» X3. Автомобиль новой генерации потерял былую прыткость. Он стал не по-немецки покладист и выдержан, как Toyota. Исчезли задор и огненная управляемость. И (о ужас) обнаружились крены в виражах, что считается нормой для Америки, но вызывает недоумение у давних поклонников баварской марки. Даже в спортивном режиме при прижатых амортизаторах машина отзывается на команды с ленцой.

Конечно, «трешка» имеет великолепный салон и невероятно продвинутый дизайн. Однако слишком увеличенные ноздри не пугают, как раньше. Из злобной кошки машина превратилась в милую собачку, которую хочется погладить и приласкать.

И продажи взлетели вверх. Теперь «трешку» расхватывают десятками тысяч в месяц в США разные домохозяйки. И они откровенно признаются, что не собираются включать никакие другие драйверские функции, кроме режима «эко-про».

Явление с фанфарами

На фоне этой слезливой истории маркетологи BMW сжалились над мужиками и представили новое кросс-купе BMW X4. Баварцы сделали новую «четверку» верной прежнему духу марки и ее философии. И новый дизайн подчеркивает выбранное амплуа.

Автомобиль выглядит динамично и гармонично. Причем настолько, что немцы презентовали его громогласно, под звуки труб. «Четверка» стала центральным звеном программы «Мировых звезд оперы» и предстала перед Большим театром вместе с концертом всемирно известных теноров.

Гармоничная музыка помогла отразить совершенство изящного дизайна. Но нас больше интересует машина, и при ближайшем знакомстве удалось подсмотреть некоторые особенности, отличающие ее не только от предыдущего поколения, но и от ближайшей родственницы: BMW X3.

Без колебаний

Год назад пришлось поездить на предыдущей «четверке». И несоразмерность задних колесных арок, размещенных в них дисков и кормы автомобиля бросалась в глаза. Теперь эту несуразность поправили, и машина запросто утрет нос более дорогой и пафосной «шестерке», не говоря уже о «Мерседесе».

Старая модель в поворотах вела себя отменно, однако при смене полос чувствовалась раскачка. Машина реагировала колебаниями кузова при сохранении стабильности траектории. Высокий центр тяжести давал о себе знать.

Теперь все модели BMW X4 уже в стандартной комплектации оборудованы подвеской M Sport, адаптивным спортивным рулевым управлением, системой Performance Control, сигнализацией аварийного сближения и светодиодными фарами головного света с расширенным функционалом. А центр тяжести у кросс-купе сместился вниз по сравнению не только с уходящей на покой предшественницей, но и с BMW X3.

А это значит, что автомобиль будет стабильнее вести себя на волнах асфальта и во время движения как бы приклеиваться к земле. Полный привод и продольное расположение двигателя сохранили прежние повадки. Машина любит быструю езду. И для этого есть все основания.

Спортивные версии BMW M Performance стандартно оснащаются 20-дюймовыми колесными дисками, а также специально разработанными для них тормозами «М Спорт» и самоблокирующимся дифференциалом «М Спорт» на задней оси. Это устройство наделяет автомобиль фантастическими возможностями.

К примеру, водитель не рассчитал со скоростью, и автомобиль на повороте стал скрипеть покрышками. Передок чуть проскальзывает, и «четверка» еле заметно плывет к краю виража. Что делать? На обыкновенных машинах с задним и даже полным приводом надо немного притормаживать. На BMW X4, наоборот, надо давить на газ.

Компьютер высчитает траекторию и даст команду активному дифференциалу так распределить тягу, чтобы внешнее колесо подкручивало корму. Фрикционные передачи в редукторе заднего моста сожмутся с нужным усилием, и момент перебросится в правильной пропорции с одного колеса на другое.

Примерно такой же эффект мы наблюдаем у тележек в супермаркете. Если одно из задних колес засорилось, то оно крутится хуже, чем положено, и тележка перестает ехать прямо. При толкании вперед она разворачивается.

Так же и автомобиль проявляет задатки избыточной поворачиваемости и подкручивает тягой корму, выставляя автомобиль на нужную траекторию движения. В общем, ездить на кросс-купе стало еще азартнее.

Сила легенды

Под капотом у продвинутой версии BMW X4 M Performance стоит культовый 6-цилиндровый рядный мотор, обладающий идеальной балансировкой. Подобные агрегаты делает уже только BMW, и баварцы не собираются отказываться от своей визитной карточки. Благодаря ступенчатому турбонаддуву мотор развивает 360 л. с. и разгоняет автомобиль до «сотни» за 4,8 сек. Подобная бензиновая «шестерка» стояла и на прошлом поколении BMW X4 и завоевала любовь водителей. Не зря этот силовой агрегат уже оброс легендами, как, например, и знаменитый 6-цилиндровый оппозитник Porsche.

Конечно, есть и другие версии машины, с менее сильными моторами. К примеру, турбированный 4-цилиндровый бензиновый агрегат, с которого и начинается модельная линейка, выдает 184 л. с. Такой же мотор, но только «чипованный», развивает уже 249 л. с. Правда они ненамного экономичнее 3,0-литровой «шестерки» и существенно проигрывают ей в динамике. Первый разменивает «сотню» за 8,3 секунды, а второй — за 6,3. При этом реальное потребление топлива у них выходит за рамки 10 литров. Автоматическая коробка на паркетнике стоит примерно такая же, как и прежде. Улучшились небольшие элементы конструкции, инженеры поиграли с передаточными числами и изменили программные режимы переключения. Все это позволило приписать агрегату другие номера и громко назвать новым поколением. Хотя для водителя изменения незаметны. Коробка по-прежнему динамична и перебирает свои восемь ступеней, как из пулемета. Задержек и рывков никаких. А ее экономичность на трассе вдохновляет на дальние путешествия.

Сохранились в машине и некоторые интересные опции, значительно облегчающие жизнь. В прошлом поколении автомобиля больше всего поразило автоматическое торможение паркетника, когда водитель открывал дверь. К примеру, остановился у подъезда, забыл поставить коробку на паркинг, сбросил ремень и выскакиваешь из салона. А автомобиль при отпущенной педали тормоза катится вперед. Таких случаев было предостаточно, и не только с начинающими водителями на BMW. Новая «четверка» не разучилась автоматически тормозить. Сейчас она еще и выключает мотор на остановках.

В общем, кросс-купе остается эталоном жанра. Автомобиль отличается по духу и по философии от новой X3 и остается верен традициям, заложенным прежней X4. Этим автомобилем хочется обладать в одиночку, не пуская на пассажирские места хлипких нытиков. На фоне разворачивающегося скептицизма баварцев с их заигрываниями с поперечной компоновкой для массовых машин такая верность классическим схемам воодушевляет. Значит, еще можно будет насладиться породистыми повадками BMW.