Госкомпания «Автодор» пообещала ускорить строительство новых участков трассы М-4 «Дон» в Воронежской области, перенаправив деньги с других объектов. Таким образом, чиновники отреагировали на массовое недовольство водителей многочасовыми пробками, в которых с начала сезона стоят направляющиеся на юг туристы. Заторов можно избежать, говорят эксперты, наладив информирование водителей: все еще мало людей знают, что пробки можно объехать, при этом навигаторы вводят граждан в заблуждение.

Вчера в госкомпании «Автодор» заявили, что планируют «опережающими темпами запустить реконструкцию участка М-4 перед Ростовом-на-Дону», речь идет об отрезке в районе Лосево и Павловска: «Соответствующие службы получили указание осуществить финансовое обеспечение этого проекта путем перераспределения лимитов между другими объектами». 85-километровый обход Лосево и Павловска строится с 2017 года ООО «Трансстроймеханизация» (дочерняя структура «Мостотреста»), стоимость объекта составляет 62 млрд руб., срок окончания работ — 2019 год. Откуда конкретно и в каком объеме будут перераспределены средства, в «Автодоре» пока не говорят. Ускорение сроков строительства за счет «переброски» части средств с других проектов — это стандартная практика, поясняет старший научный сотрудник Института транспорта ВШЭ Екатерина Решетова.

Протяженность автодороги М-4 «Дон» составляет 1542 км. В мае 2010 года трасса передана в доверительное управление «Автодору», который финансирует ее реконструкцию и содержание, вводя по всей ее протяженности платные участки. Заявление «Автодора» последовало после сообщений в СМИ о гигантских заторах, с которыми сталкиваются туристы, направляющиеся по М-4 на юг. Многочасовые пробки скапливаются на участке в Воронежской области в районе Лосево и Павловска, в «Автодоре» официально называют это «самым узким» местом трассы. Пробки образуются в разгар туристического сезона ежегодно, но в 2014 году трафик по М-4 усилился после присоединения к России Крыма, а в 2018 году — после открытия Крымского моста. Часть водителей объезжают пробку по полю, местные жители даже предлагают услуги «сопровождения» за 300 руб.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что основная проблема — в недостаточном информировании граждан. «Есть прекрасный объезд, по которому со скоростью 80–90 км/ч можно объехать проблемный отрезок и вернуться на М-4,— рассказывает он.— Но навигаторы продолжают упорно направлять людей прямо в пробку. Нужно поговорить с разработчиками навигационных систем, чтобы людей не вводили в заблуждение». «Автодор», по его словам, должен еще перед Воронежем предупреждать автомобилистов о заторе, чтобы можно было свернуть на объезд (у себя на сайте госкомпания ранее выпустила разъяснения на эту тему). Дополнительные информационные знаки уже установлены перед Лосево, говорит член думского комитета по транспорту Александр Васильев, но он считает, что этого «очевидно недостаточно». В связи со сложившейся ситуации ОНФ направил обращение в Минтранс с просьбой «взять ситуацию на контроль», а также поручить «Автодору» «обеспечить автомобилистам движение без заторов». Решение перераспределить средства на ускорение строительства обходов господин Шкуматов поддержал, но отметил, что «дорогу все равно откроют только в следующем году, а проблема остро стоит сейчас, нужны какие-то решения».

Между тем водители продолжают испытывать проблемы не только на М-4, а уже в самом Крыму. После открытия Крымского моста (среднесуточная интенсивность движения по нему в июле составила более 22 тыс. авто и растет) увеличилась нагрузка на дороги самого полуострова, как правило, старые и двухполосные. Это также провоцирует пробки. Крымский общественник Александр Талипов рассказал “Ъ”, что около 10 км местной трассы Р-260 на участке Береговое—Приморский—Феодосия на машине преодолеваются за 2,5–3,5 часа, путь в объезд занимает около 40 минут, но это 30 км «фактически бездорожья». Местные власти сейчас строят новую 250-километровую трассу «Таврида» (Керчь—Симферополь—Севастополь), но по первому участку движение откроют только в декабре 2018 года, по остальным — в конце 2020 года.

Иван Буранов; Вадим Никифоров, Симферополь