Биржевые цены на топливо в России бьют рекорды, розничные тоже поднимаются вверх, несмотря на все усилия регуляторов. Подорожание не сулит для россиян ничего хорошего, но ценниками дело, возможно, не ограничится: если цены продолжат рост, могут закрыться многие «безымянные» АЗС в регионах. Как рассказали «МК» представители торговцев топливом, едва ли не единственным их конкурентным преимуществом являются низкие цены, а в условиях «бензиновой инфляции» удерживать их становится все труднее.

В августе практически каждый день фиксируется рост розничных цен на бензин и дизтопливо. Так, со 2 по 9 августа бензин Аи-95 на АЗС подорожал в среднем на 13 копеек, до 48,63 рублей за литр, а дизтопливо подорожало до 50,48 рубля — такую информацию приводит Росстат. «Бюджетный» 92-й подорожал до 45,82 рубля, а в цену на элитный 98-й лучше и не всматриваться — теперь он стоит в среднем около 57 рублей за литр, подорожав за неделю сразу на 27 копеек.

Такое подорожание — закономерное следствие рекордных показателей биржевых цен на тонну топлива, которые фиксируются сейчас в европейской части России. Тонна Аи-95 13 августа стоила почти 60 000 рублей — и розничная цена не достигает 60 рублей за литр только потому, что биржевые цены не напрямую связаны с оптовыми и розничными.

- Рост цен сам по себе неприятное явление, но мы переживаем его не в первый раз, - рассказал «МК» представитель одной из региональных сетей АЗС. - Куда неприятнее сейчас другое: перед независимыми АЗС встает дилемма, работать себе в убыток или закрываться. Потому что наши главные конкуренты — вертикально интегрированные компании, то есть АЗС с марками нефтяных корпораций — имеют возможность некоторое время удерживать розничные цены, на радость правительству, а мы такой возможности не имеем. Запас прочности, по нашим расчетам, составляет 3 — 4 месяца, после чего встанет вопрос о закрытии многих региональных АЗС.

По словам собеседника «МК», главное конкурентное преимущество «мелких» и «независимых» - цены на топливо: ни шикарной отделкой павильонов и магазинами, ни сервисом они не могут превзойти «корпоративщиков». А топливо, очевидно, идет из одной «бочки» - от все тех же вертикально-интегрированных компаний, больше ему взяться неоткуда. Более того: клиенты часто не доверяют «безымянным» заправкам, предпочитая знакомые названия нефтекомпаний. Поэтому малым сетям приходится снижать цены, насколько это возможно. Но возможности снижения цен быстро сужаются.

- Под ударом оказываются АЗС в райцентрах большинства регионов, - рассказал представитель сети заправок. - Федеральным сетям они не интересны, вертикально интегрированные корпорации предпочитают строить АЗС на федеральных трассах и в областных центрах. Если сейчас независимые не выдержат ценового прессинга и закроются, многим автомобилистам придется ездить заправляться уже не в районные, а в областные центры или на федеральные трассы.

Проблема, однако, осознана на федеральном уровне: Минэнерго принял ряд мер, направленных на снижение спекулятивности вокруг биржевой торговли топливом. Рассматривается также возможность моратория на экспорт бензина. Поможет ли это — увидим ближе к концу года.

Авторы: АНТОН РАЗМАХНИН