Подборка редакции: самые интересные выпуски по теме «Компьютеры»:

Подписаться

ИскИн: будет ли прорыв?

Ученые считают, что для создания искусственного интеллекта, способного принимать решения в изменяющейся среде, необходимо использовать эволюцию алгоритмов самообучения.

Пока что искусственный интеллект, способный конкурировать с интеллектом человека, можно встретить только в произведениях фантастов. Но серьезные исследования ведутся во всем мире, в том числе и в нашей стране. О том, над чем работают современные исследователи в области создания искусственного интеллекта, корреспонденту Infox.ru рассказал аспирант российского научного центра «Курчатовский институт» Константин Лахман.

Интеллект как результат эволюции

Ученые, занимающиеся исследованием проблемы, не пришли к единому мнению о возможности создания искусственного интеллекта. Один из известнейших ученых Роджер Пенроуз, возглавляющий кафедру математики Оксфордского университета, уверен, что искусственный интеллект создать нельзя. Впрочем, большинство ученых придерживаются обратной точки зрения.

«Мы можем выделить некоторые интеллектуальные черты как у человека, так и у животных, ведь надо отметить, что у животных тоже есть интеллект, — говорит Константин Лахман, — интеллект возник не только и не сразу у человека. Это достаточно поступательный эволюционный процессс, отголоски которого мы можем наблюдать у многих животных. В том числе у мышей, или у крыс, на которых и проводится большинство экспериментов в области науки об интеллекте и сознании, в биологии».

Константин Лахман считает, что у многих современных машин есть черты, которые уже можно признать интеллектуальными.

«Мне кажется, что не будет одной точки, в которой мы сможем сказать: мы создали искусственный интеллект, — говорит Константин, — это будет, скорее всего, поступательный процесс, когда машины, которы мы создаем, будут обладать все более и более интеллектуальными способностями».

Эволюция, обучение и принятие решений

«В понятие интеллект можно включить достаточно большую группу процессов, таких как обучение; принятие решений, в том числе в усвловиях недостатка информации; распознавание лиц, образов; узнавание, как себя, так и других особей своего вида, если мы говорим о животных или о людях. Эти процессы и стоят за пафосным термином – интеллект».

В истории XX века много попыток отделения одних процессов, характерных для интеллекта, от других. Все они окончились крахом. Так, невозможно оказалось создание систем принятия решений, не использующих механизмов обучения.

Сейчас ученые приходят к мнению, что прорыв в создании искусственного интеллекта возможен только при использовании эволюционных механизмов отбора алгоритмов, которые от поколения к поколению все лучше самообучаются.

«Интеллект — это результат ступенчатого развития в рамках эволюции. Он усложнялся, он дополнялся, он становился более глубоким. При этом некоторые черты осмысленного поведения мы можем найти у самых разных, как нам кажется, не очень интеллектуальных животных».

Главной функцией интеллекта Константин Лахман считает принятие решений.

«Если брать животных, млекопитающих, и человека, как вершину этой эволюции, то интеллект – это то, что дает нам способ выживать, дает способ приспосабливаться к постоянно изменяющимся услоиям среды, добывать еду, сохранять себя в безопасности».

Будущее за самообучающимися системами

«Основная проблема, на которую сейчас закрывают глаза большинство специалистов в области искусственного интеллекта – это проблема обучения. Адаптивность – это свойство приспосабливаться к среде, это одно из главных качеств интеллекта, и качеств вообще мышления и сознания. Именно оно позволяет выживать, и имено оно позволяет развиваться организму

Алгоритмов обучения нейросетей и экспертных систем достаточно много. Загвоздка в том, что очень мало алгоритмов самообучения.

Перспектива создания искусственного интеллекта — в самообучении, но в этом заключается, с философской точки зрения, и некоторая опасность. Потому что если мы создадим систему, которая сможет самообучаться без нашего какого-либо участия, то это означает, что она сама сможет самостоятельно создавать все более совершенные системы искусственного интеллекта. И мы приблизимся к так называемой точке сингулярности, когда мы уже не будем управлять этим искусственным интеллектом».

Некоторые результаты исследований показаны в нашем видеосюжете.




Из выпуска от 07-12-2010 рассылки
«INFOX.ru: Новости высоких технологий»
INFOX.ru: Новости высоких технологий

подписчиков: 1327

новости из мира высоких технологий

Подписаться

Подписаться   


Оригинал INFOX


Subscribe. Компьютеры
Subscribe. Компьютеры

подписчиков: 218720

Редакторы Subscribe.Ru отбирают для вас лучшее по этой теме

Подписаться

Подписаться

Как всё будет выглядеть в блоге:
ИскИн: будет ли прорыв?
Пока что искусственный интеллект, способный конкурировать с интеллектом человека, можно встретить только в произведениях фантастов. Но серьезные исследования ведутся во всем мире, в том числе и в России.
Скопируйте код для блога:
  

Комментировать( 18 )


14 декабря 2010 года, :12

Очередной Лохман...

14 декабря 2010 года, :12

аминь! :-)

14 декабря 2010 года, :12

до тех пор, пока вопросами искина занимаются аспиранты лохманы и профессора шалыто - ничего путного не выйдет.
Вначале надо осознать, что такое духовность, которой не обладают выходцы с исторической земли обетованной пустыни Моисея

14 декабря 2010 года, :12

Пока будешь осознавать что такое духовность, искин научаться создавать даже школьники.

14 декабря 2010 года, :12

Вряд ли они успеют создать интеллект, не осознав, что такое духовность духовность))))

14 декабря 2010 года, :12

))))))

14 декабря 2010 года, :12

Лучше бы совершенствовали свой интеллект! :3

14 декабря 2010 года, :12

Искусственный интеллект возникнет, как многомерная конактенация сервисов Google. Запомните это! И то, что первым об этом сказал Я!!!!!

14 декабря 2010 года, :12

Ошибаешься

14 декабря 2010 года, :12

Действительно ошибся, правильно - конкатенация )))))

15 декабря 2010 года, :12

"Будущее за самообучающимися системами" -и соотнесите с тем, что написано рядышком :
http://digest.subscribe.ru/inet/review/n428287373.html про Гугл зеленый лук. Предварительно разув глаза, расширьте этот алгоритм с тупого(пока еще) переводчика, на.... медицинскую подсистему, например....(такого гугло-сервиса еще нет...), затем -на управление....пусть трамваями в городе. "Эволюция, обучение и принятие решений". Действительно, никакой видимой ревулюции не будет!

14 декабря 2010 года, :12

Вспомнил великолепного фантаста щестидесятых - Илью ВАРШАВСКОГО.
Его серию"Автоматы и люди" например рассказ "Поединок", где робот УПСОС - Универсальный препо-
даватель с обратной связью - обучает нерадивого студента Мухаринского...

- Поздравляю вас, Мухаринский, - говорит декан, - вы проявили незаурядные способности.
Впервые в жизни Мухаринский краснеет.
- Я полагаю, - скромно отвечает он, - что правильнее было бы говорить об удивительных способностях УПСОСа. Это действительно замечательное изобретение.
- Когда я говорю о ваших способностях, то имею в виду именно вас. Что же касается УПСОСа, то Двухнедельное общение с вами не осталось для него бесследным. Теперь это не обычный автомат, а какой-то Дон Жуан, Казанова или, чтобы вам было понятнее, попросту бабник, он ставит высшие оценки
только смазливым студенткам. Кроме того, он стал заядлым футбольным болельщиком и вовлек в это дело всю контрольную группу студентов. Обленился он до предела. Завтра мы его демонтируем, ну а вас, вы сами понимаете...
- Понимаю. Желаю вам дальнейших успехов в обучении этих... гм... ну, словом, студентов.
Отвесив низкий поклон, Мухаринский пошел к двери.
- Куда?!
- Как, куда? Покупать билет, чтобы ехать домой. Ведь вы меня исключили.
- Мы действительно вас исключили из списка студентов и назначили старшим лаборантом кафедры обучающих автоматов. Отныне ни одна машина с обратной связью не выйдет из стен лаборатории, не выдержав поединка с вами. Вы для нас сущая находка! Ну обещайте, что вы нас не бросите, Мухаринский!

14 декабря 2010 года, :12

ниочем

15 декабря 2010 года, :12

Точно - небольшая статейка "ни о чём".
При отстутствии чёткого и исчерпывающего определения интеллекта и искусственного интеллекта, на основе которого можно поставить конкретные задачи, заниматься подобными исследованиями - впустую тратить время и деньги.
Они даже сами не определились - "есть интеллект у животных или нет"!!!
Более разумно было бы выделять однозначно определённые задачи в отдельных областях и целенаправленно решать их - создали же компы, достаточно сильно играющие в шахматы (конкретная задача, конкретная сфера деятельности).
Или распознавание речи и реакция на произвольные команды. Многое сделано, но от совершенства ещё далеко. Вот поле для работы.
Не-е-ет, они будут "создавать" некий "сферический интеллект в вакууме"... :-)

29 декабря 2010 года, :12

по его мнению роботы станут копировать того кто их учит

15 декабря 2010 года, :12

Вы знаете я люблю крокодилов, я просто
обожаю смотреть как они живут и размножаются,
НО Я НЕ ХОЧУ ЕГО ИМЕТЬ ДОМА И ВАМ НЕ
СОВЕТУЮ, хотя это ваше дело вдруг вам жить
надоело и вашим детям тоже

15 декабря 2010 года, :12

Спасибо! Вернули меня на полвека назад!

16 декабря 2010 года, :12

"..невозможно оказалось создание систем принятия решений, не использующих механизмов обучения." - очень странное заявление!
Вообще конечно малоинформативная заметка и много неправильных выводов, особенно про марсоходы.
Про самообучение верно, но это, всего лишь одна из главных задач.
Ну и конечно много чего не сказано. То ли исследователи информацией не поделились, то ли журналисты не смогли перевести на понятный язык.