Скоростное прохождение игр к 2017 году лишь продолжает обретать новых поклонников. С развитием сначала YouTube, а потом и Twitch «спидраны» стали важной частью культуры видеоигр. «Газета.Ru» рассказывает, почему этот сплав серьезной работы и веселого времяпрепровождения интересует геймеров.

Галопом по игровым мирам

В далекие времена, когда на YouTube только появлялись первые видеоблогеры, существовал сайт Speed Demos Archive (SDA), на котором можно было найти огромное число роликов со скоростным прохождением игр. Все они перед попаданием на страницы ресурса подвергались тщательной проверке.

В 2010 году владельцы SDA впервые организовали мероприятие, на котором собрали группу игроков, каждый из которых быстро проходит по крайней мере один проект.

В первый раз марафон спидранов под названием Games Done Quick (GDQ) прошел в январе 2010-го. С 2011 года GDQ стали проводиться дважды в год — зимой и летом.

Помимо развлекательной цели у мероприятия есть и гуманистическая миссия — зрители могут сделать пожертвования на благотворительность в медицинской сфере (лечение рака, исследование заболеваний и т.д.). В январе 2014 года удалось собрать более $1 млн.

С развитием видеопрохождений как одного из сегментов развлечений YouTube все больше игроков предпочли выкладывать свои спидраны прямо на купленный Google видеохостинг, а не на SDA. А появление стримингового сервиса Twitch окончательно сделало это направление популярным развлечением.

Однако на существовании Games Done Quick это не сказалось, и с 8 по 15 января 2017 года прошел очередной марафон. Традиционно в списке спидранов есть как игры с уже старых, но все равно популярных консолей, так и совсем новые проекты, вышедшие только год назад. Например, новый DOOM, который игрок blood_thunder прошел меньше чем за час.

Здесь же представлены Batman: Arkham City и Mega Man. Но стоит заметить, что в большинстве своем публика, которая присутствует на марафоне, склонна смотреть и проходить именно спидраны старых игр, вышедших еще до начала «нулевых».

Говори и играй правильно

У спидранеров есть основные термины техник, которые они используют.

100% — игру необходимо пройти полностью, выполнив все задания или собрав все предметы. Тем не менее далеко не во всех играх есть пункт в меню о том, на сколько процентов пройдена игра, поэтому порой сами игроки решают, что именно значит в той или иной игре «100%».

Any % (любой %) — спидран, где нет каких-либо требований о том, насколько пройдена игра, главное — дойти до финальных титров.

Урон для ускорения — порой быстрее получить от врага ранения, чем побеждать его. Иногда урон может сделать персонажа более скоростным или дать ему дополнительную высоту для преодоления препятствий. Например, это пригодится в Resident Evil 4.

Смерть во ускорение — тот момент, когда гибель персонажа помогает сохранить время и быстрее пройти игру. Иногда это делается, чтобы не возвращаться из одной части локации в другую. Так, в Metal Gear Solid 3: Snake Eater фальшивая смерть дает возможность быстро победить одного из боссов — The Fear.

Подогнать персонажа и картинку — в некоторых играх для более быстрого прохождения участка может быть использован баг игры, для активации которого необходимо правильно расположить персонажа и камеру игры. Подобный глюк, позволяющий сократить прохождение игры на полчаса, есть в God of War 2.

Разрыв игровой последовательности — позволяет благодаря недочетам внутри игры пропустить отдельные моменты в сюжете или поменять их местами, если это помогает быстрее ее пройти. В Prince of Persia: Warrior Within игроки в своих спидранах обычно проходят игру совершенно не по сюжету, зачастую пропуская важные моменты, которые при этом не влияют на саму возможность дойти до финиша.

По частям — некоторые спидраны требуют не только умений от самого игрока, но и чертовски большой удачи. Поэтому иногда игру проходят на скорость по частям, чтобы время прохождения было максимально малым. Но с развитием стримов этот вариант теряет популярность, так как геймеры стали чаще просто перезапускать игру и начинать спидран заново.

Ускорение с первого клика

Hitman: Blood Money

Серия Hitman очень популярна среди спидранеров, а основным правилом является прохождение игры на самой высокой сложности и с рейтингом «Тихий убийца» (Silent Assassin, SA). Есть несколько других условий, например SO (Suit Only) — только в костюме, когда 47-му запрещено переодеваться в одежду других людей, или Pro — прохождение на самом высоком уровне сложности (Professional).

God of War 3

Третья, основная часть серии GOW известна не только завершением истории о крушении Олимпа, но еще и одним из самых интересных способов ускорить прохождение игры. Изначально God of War 3 был эксклюзивно на PlayStation 3, и уже тогда любознательные игроки обнаружили, что в проекте есть способ получить все оружие с самого начала.

В одной из локаций это позволяло существенно уменьшить время прохождения, но с выходом ремастера игроки обнаружили, что пропуск может быть еще более значительным.

Так что теперь GOW 3 проходят меньше чем за час, причем после боя с Посейдоном почти сразу следует финальный босс — Зевс.

Dishonored 2

Продолжение Dishonored оказалось не менее интересным для спидранеров, чем первая часть. В игре благодаря магическим способностям все так же можно творить «чудеса», позволяющие проходить отдельные локации за пару минут. Во второй части появились и новые категории — прохождение за Эмили и без магических способностей.

Resident Evil 4

Бессмертная часть RE спустя столько лет успешно остается одной из самых интересных игр для спидранов. Во многом это происходит из-за того, что проект продолжает меняться.

Версия для ПК в Steam имеет менее долгие загрузки, что позволяет проходить игру еще быстрее, чем на консолях. К тому же у игры есть классическая платформа для спидранов — оригинальная версия для Nintendo Gamecube, в которой есть пара трюков, отсутствующих в другой версии.