IANA-функции связаны с управлением доменных имен, IP-адресов, номеров автономных систем, номеров портов интернета и параметров интернет-протокола.

Работу по управлению доменами после истечения договора с правительством США отныне берет на себя некоммерческая корпорация, «дочка» ICANN, Public Technical Identifiers (PTI). Следить за выполнением контракта, соблюдением его условий, а также разрешать споры между ICANN и PTI будут отдельные структуры — Постоянный комитет потребителей (CSC) и многосторонний обзорный процесс по выполнению функций IANA (IFR).


«Мне бы хотелось, чтобы экспертное сообщество и представители государств более активно втягивались в работу новой организации», — рассказал «Газете.Ru» вице-президент ICANN по Восточной Европе и Центральной Азии Михаил Якушев.

То, что произошло 1 октября, по словам эксперта, является результатом достаточно длительной работы, которая заняла как минимум 18 лет. В настоящее время, по мнению Якушева, можно говорить о доведении процесса если не до конечного этапа, то как минимум до промежуточного.

Исполнение функций номеров (IP-адреса и номера автономных систем) будут координировать пять Региональных регистратур интернета, одна из которых (RIPE NCC) обслуживает в том числе российских операторов. 
Функции параметров протокола и номеров портов остаются предметом взаимодействия между ICANN и ключевой структурой сообщества инженеров интернета — Рабочей группой по проектированию интернета (IETF).

«Таким образом централизованная роль правительства США в координации работы системы уникальных идентификаторов сходит на нет», — отметил в разговоре с «Газетой.Ru» консультант ПИР-Центра Олег Демидов. При этом эксперт обратил внимание, что существуют некоторые оговорки.

В первую очередь, ICANN и PTI находятся на территории и в юрисдикции США. Также в США находится технический менеджер корневой зоны DNS — компания Verisign, которая ведет технические работы по обновлению и рассылке файла корневой зоны DNS — критически важного элемента глобальной системы доменов.

«США, теряя контроль над уникальными идентификаторами интернета через контрактные отношения, все же сохраняют его в значительной степени через свою юрисдикцию над техническими структурами, которые поддерживают работу системы», — поясняет Демидов.

Пользователи ничего не заметят

В свою очередь, Якушев уверен, что никому не доведется говорить, что интернет сосредоточен в руках США. «Это мировой тренд, чтобы технологические вопросы решались без вмешательства правительства той или иной страны», — полагает вице-президент ICANN.

Собеседник «Газеты.Ru» подчеркивает, что ни для конечных пользователей, ни для интернет-провайдеров решение никак не повлияет на работу сети, а сам процесс перехода станет незаметным.

Так считает и Демидов. «ICANN, NTIA и другие участники процесса передачи координирующей роли специально уделяют внимание тому, чтобы изменения организационной структуры в системе управления уникальными идентификаторами никак не сказались на оказании услуг пользователям», — пояснил эксперт.

По оценкам Комитета по стабильности и отказа устойчивости (SSAC) ICANN, возможные сбои и накладки в процессе могут затронуть до 750 млн пользователей глобального интернета.

«Но пока все нормально, и, если все и дальше пойдет по плану, рядовые пользователи сети не должны ощутить никаких изменений», — добавляет Демидов.

Процесс перехода IANA-функций является примером общемировой тенденции и был поддержан глобальным сообществом, настаивает Якушев.

Истечение договора между ICANN и минторгом США вызвало позитивную реакцию Министерства связи и массовых коммуникаций России. Глава Минкомсвязи Николай Никифоров заявил, что контрактные условия на выполнение IANA-функций, формируемые в одностороннем порядке минторгом США, создавали «несимметричную модель управления» интернетом.

Бюрократия ООН

Соглашение по переходу функций разрабатывалось в течение последних двух лет. Изначально предполагалось, что передача контроля за управлением IANA-функций произойдет в 2014 году. Затем срок был передвинут на 2015 год, и позже на 2016 год.

Россия является одной из тех стран, которая поддерживает передачу функционала ICANN независимым глобальным организациям. В частности, такую позицию не раз высказывал Никифоров.

В октябре 2015 года глава Минкомсвязи в рамках встречи с президентом корпорации ICANN Фади Шехади сообщил о необходимости разработки усовершенствованных мер подотчетности корпорации ICANN глобальному интернет-сообществу.

Международный союз электросвязи (МСЭ) при ООН заявлял о возможном расширении своей роли в управлении критически важной инфраструктурой интернета. Организация выступает и за то, чтобы сделать управление корневой зоной более интернациональным.

В свою очередь, минторг США подчеркивал, что может передать управление критической инфраструктурой интернета мировому сообществу только по модели малтистейкхолдеризма (multistakeholderism) — с учетом интересов всех участников: общества, бизнеса и государств.


Ключевым условием для американского правительства являлась гарантия, что государства не будут вмешиваться в управление интернетом. Тем не менее предложения передать контроль ООН или МСЭ американский минторг категорически отвергал.

«Эта идея противоречит принципу управления с участием всех заинтересованных сторон, т.к. МСЭ — межправительственная организация, и другие заинтересованные стороны помимо правительств на его площадке имеют сугубо совещательный голос», — поясняет Демидов.

Призыв России, по мнению эксперта, остается утопией, так как в конечном счете работа системы уникальных идентификаторов и ее техническое развитие никогда не были основаны на каком-либо государственном бюрократическом механизме.

«США контролировали выполнение этих функций, но контроль всегда был формальным, представители ведомства практически никогда за все годы не вмешивались в технические процессы», — подчеркнул Демидов.

ICANN и другие юридические лица — не основа, а лишь удобная форма для выполнения технологических процессов. «Культура, лишенная административной вертикали и бюрократизма, существовала среди инженеров интернета всегда, с 1960–1970-х годов, и во многом определила невероятный успех этого сообщества в развитии глобальной сети», — добавляет собеседник издания.

Правительство США, как считает Демидов, оказалось достаточно умно, чтобы поддерживать эти рабочие процессы на своей территории и в своей юрисдикции, не пытаясь навязать жесткий контроль и загнать их в определенные централизованные форматы.

По сути, ICANN, созданная по инициативе правительства США в 1998 году, стала удобным сосудом для сообщества, не требующим радикального изменения формата его деятельности.

Демидов уверен, что с МСЭ так не получится по определению: и сама международная бюрократия недостаточно гибка, чтобы успешно инкорпорировать в себя такие неформальные процессы, и само глобальное интернет-сообщество к ней попросту не пойдет. «В конечном счете управление глобальными идентификаторами интернета прежде всего завязано на взаимодействие людей, а не на инфраструктуру. МСЭ для формата этих взаимодействий попросту не подходит», — подытожил Демидов.

Предвыборный вопрос

Передача IANA-функций независимой организации стала предметом дискуссий и в рамках предвыборной борьбы в США.

Так, предвыборный штаб кандидата в президенты США от Республиканской партии Дональда Трампа выпустил сообщение, в котором говорится, что передача функций контроля за критической инфраструктурой интернета угрожает его свободе. По мнению республиканцев, Китай и Россия имеют длинный послужной список по внедрению цензуры в сети.

Советник Трампа по национальной политике Стивен Миллер считает, что конгресс США должен заблокировать передачу обслуживания ICANN под международный контроль.

Республиканца поддержал сенатор Тед Круз, который пытался остановить передачу IANA-функций. Его главным аргументом в рамках слушаний в сентябре, как пишет CNET, стал возможный контроль над интернетом России и Китая, которые «наказывают и сажают людей за политическое инакомыслие».

В свою очередь, кандидат от Демократической партии Хиллари Клинтон, по данным Reuters, поддержала решение администрации президента Барака Обамы о переходе регулирования критической инфраструктуры к мировому сообществу технологов.