Ровно 3 года назад я основал сайт для начинающих предпринимателей businessmens.ru. Хотелось бы рассказать, как мы достигли миллионных оборотов, сотен тысяч уникальных пользователей в день и преобразили весь рынок бизнес-сайтов… Но нет. Моя история скорее о том, какое количество «грехов» (ошибок) пришлось совершить перед тем, как прийти к тому результату, который в моих планах был самым пессимистичным сценарием. Никакого глянца, только хардкор. Но обо всем по порядку.

Грех 1: алчность

В «золотые» 2011–2014 годы я успел поработать в сфере корпоративных продаж — с огоньком подключал клиентов к офисной ip-телефонии, работал в международном ИТ-проекте, где возглавлял региональные продажи, а потом перешел на работу к одну из крупнейших консалтинговых компаний России. Собственно, этот опыт дал мне понимание 3-х вещей:

Бизнес готов платить за рекламу бешеные деньги;

Собственник бизнеса зарабатывает в десятки раз больше сотрудников;

Сайт для начинающих предпринимателей — еще не оцененная сфера, в которой нет качественной конкуренции.

После того, как пришло такое понимание, я и решил открыть свой сайт для начинающих предпринимателей. В голове уже проносились мысли об огромном потоке денег, окончательно вымывающем меня из бедности.

В перерывах между совершением сделок я много читал, в частности про стартапы. И все больше утверждался в мыслях, что мне нужен партнер. Чтобы не получилось, как в анекдоте: … » — Почему только оральный и анальный? — Ну, это же стартап, все сам, все сам».

А вскоре такой партнер и появился на моем пути. Журналист, гуляка и авантюрист Максим Коносов.

Грех 2: идея

На самом деле, от идеи действительно зависит то, насколько успешным может стать проект. И она должна быть одновременно прорывной и такой, чтобы увидев ее, человек воскликнул: «Как же я сам не догадался». Ну, не буду нудеть прописными истинами. Действительно, наша идея на первый взгляд была неплохой — создать информационно-контентный проект, включающий в себя и большое количество статей о бизнесе. К слову, 99% сайтов посвященных бизнесу, по своей сути, были древними монстрами из глубин девяностых — просто сваленные в кучу-каталог статей, без адекватного поиска, рубрикатора и контента. Основная монетизация — размещение баннеров и статей. Основное продвижение — e-mail рассылки и беспощадное SEO.

А нам хотелось создать сайт со своей экосистемой, дружелюбный к читателю, с интересными статьями и ненавязчивой рекламой, подталкивающей к покупке франшиз, представленных на сайте. Основным методом продвижения было решено выбрать SEO и продвижение, но добавить к этому пирогу еще и щепоточку SMM, которым пренебрегали почти все наши конкуренты. Конечно, хватало и оригинальности, с которой мы подошли к придумыванию контента — это вылилось в огромное количество рубрик.

Так что наша идея хоть и была новаторской для сферы «бизнес идей», для рунета выглядела старым паровозом.

Грех 3: нерешительность

Первым шагом после расписания наших идей на странице разлинованного блокнота, стала покупка домена. А так как все «сладкие» имена у нас как всегда заняты (часто — киберсквоттерами) я приобрел домен businessmens.ru, который хоть и был грамматически неказист, зато отлично ложился на нашу концепцию дружественного для начинающего предпринимателя сайта-сообщества.

Мы начали работать — мой партнер писал статьи, я же разрабатывал дизайн и думал над логической структурой сайта, но дело почти не двигалось. Наши посиделки над проектом все чаще превращались в пьянки, а сайта все не было и не было. Это сейчас я понимаю, что на самом деле на тот момент мне не хватало решительности, чтобы перебороть свою лень, например, взять отпуск и 2 недели посвятить проекту, может быть, даже поддавать пинков партнеру. Но деньги терять не хотелось, ведь я неплохо зарабатывал на своем основном месте работы, а отдыхать я предпочитал в жарких странах. Это теперь я понимаю, что на старте проекта лучше забыть об отдыхе.

Грех 4: экономность

Наш первый сайт стоил 15 тысяч рублей. Интересно, что за эти деньги мы получили действительно неплохой сайт со слизанным с Hopes And Fears дизайном. Основной недостаток — это был сайт за 15 тысяч рублей: Wordpress, очень плохое SEO, постоянные ошибки и многое другое. Только со временем я понял, что поступить нужно было по другому, обратившись к профессиональному программисту, а не клепальщику унылых лендингов для свадебных фотографов. Но я пошел на поводу у партнера, у которого не было денег на дорогой сайт, в одиночку же я не желал вкладываться. Впрочем, и моя экономность выходила из прошлого греха — я не был уверен в проекте. А постоянный взаимный вопрос «выстрелит ли?» начал бесить к тому времени уже нас обоих.

Потом этот грех вылился в покупку малоэффективных, но недорогих статей на SEO-биржах; работу с дешевыми, но бестолковыми копирайтерами »30 рублей за тысячу знаков» и многое другое.

Грех 5: доверие

Я привык доверять людям. Такова моя природа, которая не очень хороша для реалий бизнеса. Когда по итогам трех месяцев мы получили совокупного меньше 300 уникальных посетителей, я стал сомневаться в способностях своего партнера привлекать трафик. А когда стал проверять работу… Нет, статьи в целом были неплохие. Но их было поразительно мало! И скорость его работы продолжала падать. Какое SEO, какие показатели?! Кроме того, он совершенно не занимался продвижением в социальных сетях. Больше всего меня удивляло, что он боялся сказать об этом прямо и постоянно увиливал. Лишь позднее я понял, что он не верит в проект, сказал он это мне в тот же день, когда ушел. Я чувствовал себя преданным, покинутым, обессиленным. Ситуацию спасло появление другого партнера, по совместительству являющегося программистом. Недоверчивого, работоспособного и упрямого. Отличное сочетание.

Да, доверие в бизнесе — это, все-таки, грех.

Грех 6: наивность

Когда я начинал проект, было много ожиданий. Мы думали, то, что добьемся посещаемости в 3 тысячи посетителей в день уже через полгода. От рекламодателей я ждал щедрых предложений. От читателей — живой реакции. С другой стороны, знай, я правду, наверное, и не решился бы начать проект. Ведь 3 тысяч уников в день мы достигли лишь через 1,5 года. Рекламодатели в кризис не спешили тратить деньги на рекламу. А читатели не спешили оставлять комментарии и «шарить» материалы.

100 миллионов посетителей, миллиард оборота, любимый сайт каждого гражданина России и другие мысли в мечтах о вашем проекте — губительны. Лучше добавьте пессимизма, реалистичности и тогда развитие проекта действительно сможет вас радовать. Ведь первые результаты быстро вы не увидите никогда.

Грех 7: лень

Кто-бы что не говорил про свою уникальную производительность, но все-таки большинство людей ленивы. Да и одно дело, работать в компании и получать зарплату, пускай и ограниченную процентами своих личных продаж и другое заставлять себя работать, когда уже тебе за три месяца не заплатил ни один клиент. В первое время экономика проекта была сугубо отрицательной — ноль продаж, мало посетителей, постоянные вложения (самописный движок, закупка статей). Я хотел лежать на солнце и читать любимый VC на пополам с The Village, а не решать, что писать копирайтерам, какие ссылки нужно закупить и как на сто пятое обещание «оплатить после размещения» не бросить трубку. И сейчас, пройдя большой путь к прибыльности проекта я понимаю, что дело не столько в объективных сложностях, сколько в подруге любого стартапера — лени.

Грех 8: непрофессиональность

Жалко признавать себя непрофессионалом, но, все-таки, стоит это сделать. Большинство «грехов» моих исходили именно из отсутствия знаний. Непрофессионал не подозревает, что он не знает многих вещей. Например таких, что «потолок» данного проекта не миллион посетителей в месяц, как можно подумать из Яндекс.Метрики, а 600 — 800 тысяч, не 10 миллионов рублей в месяц, а не больше 1.5–2 миллионов. И многое, многое другое. Чтобы управлять даже небольшой командой, нужно постоянно подтягивать свои знания (ну или нанимать дорогих специалистов, что мало кому по карману) — так я стал осваивать маркетинг, SEO-продвижение, азы верстки и многое другое.

Грех 9: мнительность

А еще при старте я считал своих конкурентов глупее и ленивее, чем они есть. На самом деле, если видишь какой-то недостаток у конкурентов, это вовсе не значит, что они сами о нем не подозревают. Так, мы постоянно вводили новые «фишки» — многие, из которых у нас забирали конкуренты. Это и различные «спецразмещения», новые форматы витрин, концепцию «статья — статья — реклама» и другое. И часто «изобретали» вещи, совсем не интересные нашим читателям. Например, «черный список франшиз» вызвал лишь негатив рекламодателей и оставил равнодушным читателей. Попытка ввести специальный раздел «Халява» вызвал кучу юридических преград, да и при обилии информации людям стали не очень интересны материалы, которые можно скачать на торрентах.

Грех 10: мечты

Кроме вполне понятного желания заработать на своем проекте, я и вправду хотел сделать мир чуточку лучше. Хотел, чтобы начинающие предприниматели получали правдивую информацию о бизнесе, а не покупали за 200 тысяч бизнес-план точки по продаже воздушных шариков, сделанный первокурсником экономфака. Мечтал сделать настоящий, а не покупной рейтинг франшиз, благодаря которому каждый сможет найти бизнес для себя. Видел в мечтах такую площадку, на которой бы посетители смогли найти всю информацию для открытия бизнеса и делиться опытом. Собрать аудиторию интересную новым и расширяющимся компаниям, которые смогут найти себе партнеров и дилеров.

Не то, чтобы у меня этого не получилось. И рекламодатели довольны размещением и аудитория (качественная, не накрученная, реальная) есть. Но как же это далеко от того, что я и сейчас представляю в своей голове. Конец?

И все же, обращаясь к своему опыту и помня о «грехах», я осознал несколько вещей:

Упорство чаще важнее знаний;

Если чувствуете сомнения в своей идее, представляйте, что вы перестаете ей заниматься. Что вы чувствуете? Если готовы это сделать — дерзайте. В ином случае, продолжайте и не опускайте руки;

Детали. В SEO и продвижении в целом, важны детали. Делайте все, чтобы задержать человека на вашем сайте (в разумных пределах). Продвигайте только несколько действительно важных ключевиков.