Рестораторы готовятся встретить новый сезон – сезон открытых веранд, летних ночей, снова приезжающих (из открытых стран) туристов. Однако, есть и сложности – цены выросли (как на продукты, так ина рекламу), а персонал не готов к интенсиву.

Как сейчас организовать продвижение ресторана максимально эффективно, рассказывает эксперт – заместитель генерального директора рекламного агентства «Motiveagency&production» Светлана Линтварева.

Проанализируйте конверсию от интернет-рекламы, оставьте только эффективные каналы. Если продвижение ресторана «держалось» только на соцсетях, в данный момент заблокированных на территории РФ, не стоит лихорардочно заменять их похожими аналогами – воспользуйтесь Яндекс.Директ, например, и оставьте только те каналы, откуда к вам действительно приходят клиенты. Попробуйте сформировать качественный оффер и разместить его на тематических ресторанных, банкетных, свадебных сайтах. Кстати, по статистике, именно в этом году ожидается «бум» свадеб в летнем сезоне: многие откладывали торжество до снятия пандемийных ограничений, и сейчас готовы заказывать кейтеринг или банкет.

Сократите расходы на печать бумажных фотоменю. Альтернативы – меню на виниле, грифельные доски, меню по куаркоду (если необходимы фотографии). Надо сказать, в течение нескольких лет «фотоменю» уже окончательно устарели, как инструмент продвижения. Формат «название-цена-фотография» в ресторанах больших городов остался только в фастфуде и заведениях миддл-сегмента. Чем выше уровень ресторана, тем проще и лаконичнее меню. Это же, касается, кстати, и содержания: ресторан с высоким рейтингом не будет «раздувать ассортимент», чтобы поразить гостя, а предложит небольшой, но достаточный выбор блюд, которые будут приготовлены на высшем уровне.

Проведите мониторинг "тайный гость" в своем собственном ресторане и у конкурента – найдите, что можно исправить. Немного самокритики не повредит: составьте чек-лист важных для вас показателей качественного сервиса. Опирайтесь не на собственные пожелания и даже не на корпоративный кодекс – реальному гостю может быть глубоко безразлично, какой скрипт торопливо пробормотал официант, но ему важно сидеть у чистого окна на удобном диване и быстро получить горячий обед. Попросите друзей или знакомых посетить ваш ресторан «инкогнито», отметив в чек-листе «плюсы» и «минусы» (например, по 5-балльной шкале), а сами с тем же чек-листом посетите ближайшего конкурента. Сравнив показатели, вы сможете взглянуть на себя «глазами гостя» и сформировать собственные конкурентные преимущества.

4. Введите "блюда-компаньоны" и "напитки-компаньоны" для увеличения среднего чека. Как принято в вашем ресторане – подавать «хлебную корзину» к каждому блюду или только по запросу гостя? Выносить воду «по умолчанию» или также, только по заказу? Если все привычные соусы, напитки и прочие дополнения необходимо заказывать – не забудьте предлагать их гостю во время обсуждения заказа. По статистике, подобные дозаказы хлеба и воды могут увеличить средний чек на 30%! Удивительно, но этот несложный «лайфхак» прекрасно освоили в фастфуде, но до сих пор не применяют в ресторанах «а-ля карт».

5. Сделайте красивую наружку- от указателей, ведущих в ресторан до оформления входной зоны яркими наклейками, световыми вывесками, декоративными лампочками. Однако, чем ярче и проще наклейки – тем демократичнее место в восприятии гостей, так же, как и в случае с «фотоменю». При планировании наружной рекламы надо отталкиваться от локации – если это торговый центр, то для каждого посетителя, зашедшего с любого входа, должно быть очевидно, где находится ресторан и как в него пройти.

6. Вместо акций "сто блюд по цене одного" проводите дегустации нового меню для постоянных гостей. В условиях, когда цены на все растут, очень опасно впасть в зависимость от рекламных акций— и не заметите, как начнете работать себе в убыток, продолжая продавать «2 по цене 1». К тому же, аудитория, привлеченная, в основном, акциями, не закажет «блюда-компаньоны» и «напитки-компаньоны» и при первом же повышении цены уйдет искать новые купоны и скидки. Напротив, лояльные постоянные гости, приглашенные на дегустацию новых блюд, с удовольствием дозаказывают к дегустационным сетам напитки и оставляют щедрые чаевые.

7. Приглашайте к сотрудничеству поставщиков: получите бонусом партию десертов для продажи за размещение логотипа поставщика в ресторане. Как правило, крупные поставщики имеют отдельный маркетинговый бюджет – но не все знают, что, помимо бюджета в денежном эквиваленте, можно (и нужно) запрашивать бонусную часть на взаимовыгодных условиях. Иногда такие коллабы приводят к появлению интересных новинок в меню, которые приносят дополнительный доход ресторану.

8. Проводите конкурсы среди персонала по продажам отдельных блюд и коктейлей. Крупные сети часто проводят соревнования среди сотрудников на хвание «Лучшего официанта» или «Лучшего бармена». Однако, даже небольшие внутренние конкурсы заметно повышают мотивацию персонала и уровень сервиса: при плохом обслуживании очень сложно продать гостю дополнительный десерт или коктейль.

9. Проанализируйте все возможности вашей локации, которые можно использовать – реклама в торговом центре, в жилом доме, сотрудничество с соседними магазинами и салонами красоты. В условиях «турбулентности» коллабы остаются самым простым и выгодным способом продвижения. Конечно, хороший вкус никто не отменял: дешевые флаерсы, пачкой вложенные в пакет покупателя, никого не замотивируют. Но, например, коктейль или салат по специальной цене зрителям спектакля или посетителям выставки может привлечь дополнительный поток посетителей.

10. Введите календарь событий, чтобы занять "пустые часы" утром в субботу и воскресенье: детские мастер-классы, дегустации, бранчи. Одним из ключевых понятий в продвижении должен стать «регулярный менеджмент». Зачастую начинающие рестораторы этим праивлом пренебрегают, начиная заниматься своей рекламой только тогда, когда ресторан уже ушел в «минус». Запланированная событийная активность, к которой можно и нужно приучать постоянного гостя – одна из гарантий определенного уровня дохода ресторана и заполняемости в «пустые часы». Необходимо только помнить о том, что ивенты должны наполнять кассу ресторана, а не опустошать – себестоимость каждого отдельного мероприятия должна быть существенно ниже предполагаемой выручки.

Яна Горнак, Motive agency&production