О нюансах доставки в багажник автомобиля рассказала ведущий эксперт по аутсорсингу персонала «Ваш кадровый ресурс» Ольга Токарева.

Доставка в автомобиль — вариант доставки последней мили, при котором поставщики услуг доставки получают доступ к багажнику личного автомобиля для доставки посылок (в основном товаров e-коммерции) с помощью специального программного обеспечения. Курьер находит машину, открывает багажник, кладет внутрь посылку и закрывает багажник. После чего пользователь получает сообщение с подтверждением доставки.

Плюсы использования доставки в багажник автомобиля

Удобство: сервис учитывает желания покупателей, которые хотят получать посылки, в случаях если их нет дома и нет возможности посетить ПВЗ. Возможность для автоконцернов взаимодействовать с огромной аудиторией e-ком. Исключение проблем с утерей или кражей: доставка в багажник помогает снизить эти риски (вместо доставки «до двери»), если хозяин дома отсутствует. Мировая практика уже имеет множество примеров внедрения такой доставки. В 2016 году Volvo запустила в Стокгольме пилотный проект под названием In-car Delivery Service. С этой целью автомобильный бренд заключил партнерство со шведским стартапом Urb-it. Онлайн-заказы в автомобили Volvo доставлялись в течение двух часов с момента оформления. Отличительной особенностью Urb стало использование краудсорсинга в качестве бизнес-модели: группе студентов и других сотрудников, работающих неполный рабочий день, платили за доставку. В зависимости от доступности и геолокации клиенты могут выбрать удобный город, чтобы получить продукты из магазина или ресторана.

Известная немецкая компания DHL совместно с Volkswagen запускала аналогичный проект: владельцы Volkswagen Polo могли выбрать двухчасовой интервал с 10:00 до 21:00, в течение которого их автомобиль будет находиться в доступном месте. Служба доставки получала одноразовый код для доступа к автомобилю, позволяющий оставить там товар. Как только курьер закрывает багажник, код доступа аннулируется. Другой немецкий концерн Mercedes-Benz тоже запускал приложение под названием Chark, предполагающее доставку в багажник Mercedes-Benz.

На сегодняшний день накопилось достаточно пилотных проектов и практик в этом направлении. Популяризатором же этой услуги стал Amazon, запустив в 2017 году доставку в багажник под названием Key. Услуга доступна для конкретных моделей автомобилей премиум-класса (в последнее время — автомобилей Ford, Honda, Acura) в конкретных городах.

Минусы использования доставки в багажник

Ограничение на типы товаров: скоропортящиеся продукты, пребывание которых в ненадлежащих условиях фактически делает их непригодными для употребления. Приватность и безопасность данных: для использования сервиса Amazon запрашивает доступ к данным автомобиля и его владельца. Далеко не все люди могут быть готовы к такой открытости, даже со стороны надежного и зарекомендовавшего себя на рынке игрока. Требование наличия открытой парковки: доставка в багажник требует свободной парковки, что не всегда возможно в некоторых дворах. На этапе тестирования в Amazon и вовсе встречались клиенты, которые забывали, что их машины припаркованы на закрытой парковке. Ограничения на модели автомобилей: не все автомобили поддерживают этот вид доставки, и для использования этой услуги может потребоваться определенный тип автомобиля и совместимость с технологией. Например, для Amazon это: модели Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC и Volvo 2015 года выпуска или новее с активным планом обслуживания подключенных автомобилей (например, OnStar). Автомобили Ford 2017 года выпуска и новее, и так далее. Российские реалии

Почему услуга Amazon понравилась американцам? С момента появления онлайн-покупок клиенты были разочарованы тем, что им сложно получать посылки по собственному графику. Поскольку большая часть доставок осуществляется в рабочее время, посылки иногда оставляли в подъездах или дворах, в надежде, что их не украдут. Багажник стал решением проблемы. Эта модель пользуется высоким спросом и потому, что автомобилизация в стране близка к 100% и этот формат работает и в общепите, и в нонфуде.

Однако в России уже существует большая инфраструктура для выдачи онлайн-заказов и многообразие удобных возможностей. Подобную функцию уже внедряли М.Видео во время пандемии: при оформлении онлайн-заказа он доставлялся на парковку гипермаркета по прибытию клиента и грузился сотрудником гипермаркета в багажник.

Теперь о введении этой услуги отчитался Ашан — точнее, снова идет речь о доставке на их парковку. Получить покупки можно на парковках гипермаркетов в 15 городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Уфе и других. Главная цель проекта, как утверждается компанией, сэкономить время клиента и ускорить получение заказов самовывозом. При этом об «удаленном» доступе к автомобилю на парковку у дома не говорится, то есть услуга заключается в том, что покупки клиенту просто выносят из магазина.

Общей же проблемой доставки заказов в багажник автомобиля является то, что она подходит не для всех видов товаров и ситуаций. Кроме того, в России ее реализация имеет весьма ограниченные опции — доставка по периметру парковки гипермаркетов, куда нужно еще доехать. Поэтому такое предложение пока с трудом конкурирует с услугой доставки на дом.