Компания «Башбакалея», принадлежащая предпринимателю Ильдару Гарифуллину, смогла через Суд по интеллектуальным правам (СИП) получить шанс на частичное использование товарного знака «Байрам». «Башбакалея» планирует использовать его в рекламе и маркетинге, а также в производстве хлебобулочной продукции. Одновременно СИП ограничил право на эту марку группе «Уфимский хлеб» предпринимателя Алексея Крутова. Производитель хлеба сможет использовать бренд только при производстве кондитерских изделий и в розничной продаже товаров. Господин Крутов, по его словам, не будет оспаривать решение суда, но теперь подумает над тем, не запретить ли «Башбакалее» использовать в названии розничной сети бренд «Байрам», под которым работают магазины и «Уфимского хлеба».

Крупному уфимскому производителю хлебобулочных изделий — группе «Уфимский хлеб» предпринимателя Алексея Крутова придется поделиться охранным правом на товарный знак «Байрам», принадлежащий компании в отношении хлебобулочных изделий и розничной продажи товаров с июля 2001 года. Суд по интеллектуальным правам частично удовлетворил иск ЗАО «Башбакалея» (входит в группу «Батыр» предпринимателя Ильдара Гарифуллина), прекратив правовую охрану этого знака в отношении хлебобулочных изделий.

Как следует из материалов арбитражного дела, в октябре 2017 года «Башбакалея» подавала в Роспатент заявку, чтобы зарегистрировать исключительные права на использование бренда «Байрам» в названии хлебобулочных изделий и рекламе. Роспатент отказал, сославшись на то, что права принадлежат «Уфимскому хлебу».

Компания обратилась в СИП, указав, что «Уфимский хлеб» не использует товарный знак по назначению более трех лет. Кроме того, отметила в иске «Башбакалея», она является правообладателем товарного знака «Байрам» в виде башкирской юрты с этой надписью в отношении широкого перечня продуктов (мясных, рыбных, овощных консервированных товаров, молочных продуктов, муки и так далее), а также знака «Байрам икмек» («икмек» означает «хлеб» на башкирском) по 30 классу МКТУ (реклама).

«Башбакалея» развивает производство и упаковку крупяных изделий, муки, соли. В группу «Батыр» входит также розничная сеть «Байрам» — одна из крупнейших в Башкирии.

«Уфимский хлеб» использует бренд «Байрам» в названии небольшой сети магазинов и при производстве кексов и тортов. По этим основаниям в суде компания просила отказать в иске.

СИП счел, что «Башбакалея», производящая продукты питания, имеет «реальное намерение использовать товарный знак в гражданском обороте».

В «Уфимском хлебе» не намерены оспаривать решение СИП. «За нами сохранено право на выпуск кексов и тортов и их продажу в принадлежащих нам магазинах „Байрам“»,— сказал владелец предприятия Алексей Крутов. По его словам, за полный выкуп прав на бренд компания Ильдара Гарифуллина предлагала 100 тыс. руб. В то же время, признался господин Крутов, он задумался над тем, законно ли группа, в которую входит «Башбакалея», использует товарный знак «Байрам» в названии розничной сети. «Если раньше я не думал запрещать им это делать, то сейчас, наверно, стоит задуматься»,-— сказал он.

Получить комментарии у генерального директора «Башбакалеи» Оксаны Крычевой вчера не удалось: на запрос „Ъ“ в компании не ответили. Мобильный телефон Ильдара Гарифуллина был недоступен.

Старший партнер группы правовых компаний «Интеллект-С» Роман Речкин полагает, что «Уфимскому хлебу» не получится запретить «Башбакалее» использовать товарный знак в названии универсамов. «Стремление Алексея Крутова нанести „Башбакалее“ „ответный удар“ понятно, но вряд ли реализуемо. Кроме спорного обозначения у „Башбакалеи“ есть ряд товарных знаков, содержащих сходное обозначение, охраняемое и по классу МКТУ „реклама и продвижение товаров“, и по классу „реализация товаров“. Так что „Башбакалея“ сможет заявить, что использует не обозначение „Уфимского хлеба“, а свое»,— отметил эксперт.

Булат Баширов