Sports.ru вспоминает, как гонщики лишались верных побед.

Прошедший Гран-при Монако стал тяжелым ударом для действующего чемпиона мира Льюиса Хэмилтона. Решение провести пит-стоп во время выезда машины безопасности за 13 кругов до финиша привело к потере заслуженной победы. Но Льюис не одинок – в истории были и более драматичные развязки.

Гран-при Бельгии 1964 года

Топливный кризис – именно так можно охарактеризовать гонку в Спа в 1964 году. Конечно, в те времена сходы по причине нехватки бензина были привычным делом, но такие массовые проблемы припомнить сложно.

За четыре круга до финиша закончилось топливо на машине Дэна Герни, стартовавшего с поула и уверенно лидировавшего. Пелотон возглавил чемпион 1962 года Грэм Хилл, но за два круга до клетчатого флага пришлось остановиться и ему. Лидером на последний круг ушел Брюс Макларен. Новозеландец, выступавший за «Купер», устремился к победе, но заметив, что топливо заканчивается, он сбросил темп и пересек финишную черту накатом, уступив лидерство в последнем повороте. Победу неожиданно для себя одержал действующий чемпион Джим Кларк, на машине которого топливо закончилось на круге почета.

Гран-при Монако 1982 года

Финиш гонки в Монако в 1982 году стал одним из самых эпичных в истории «Формулы-1». Большая часть заезда прошла спокойно: Ален Прост уверенно лидировал, позади француза держался гонщик «Брэбэма» Рикардо Патрезе, третьим шел единственный представитель «Феррари» Дидье Пирони – после гибели Жиля Вильнева на прошлом этапе в Зольдере, Скудерия выставила на старт одну машину.

Наверное, гонка так и закончилась бы, если бы за 10 кругов до финиша не начался дождь. Первым машину не удержал Кеке Росберг, затем разбили болиды Микеле Альборето и Дерек Дэли, а за три круга до окончания гонки испытал на прочность рельс безопасности и Ален Прост. Рикардо Патрезе вышел в лидеры, но уже через полтора круга его развернуло в шпильке «Левс».

Инициатива перешла к Пирони, который и отправился лидером на финальный круг, однако в туннеле на машине француза закончилось топливо. Вперед вышел гонщик «Альфа-Ромео» Андреа Чезарис, но итальянец также не смог увидеть клетчатый флаг – как и Пирони, не хватило бензина. Тем не менее, оба в итоге поднялись на подиум, ну а победу, первую в карьере, одержал Патрезе, казалось бы, потерявший все шансы после разворота.



Гран-при Монако 1988 года

Говорят, что поражения делают спортсменов сильнее. Но много ли таких примеров в истории «Формулы-1»? Есть только один очевидный случай, когда гонщик после жесточайшего разочарования вышел на абсолютно новый уровень.

На Гран-при Монако в 1988 году Айртону Сенне не было равных как в квалификации, так и в гонке. Поул с преимуществом в 1,5 секунды и уверенное лидерство по ходу дистанции. К концу гонки преимущество бразильца над напарником по команде составляло практически минуту, и когда до финиша оставалось 11 кругов, произошло невероятное – Сенна на долю секунды потерял концентрацию и врезался в рельс безопасности в повороте «Портье». Гонка для него была закончена.

Спустя годы один из инженеров «Макларена» рассказал, что причиной «ошибки» Сенны, скорее всего, стал медленный прокол задней покрышки, который бразилец не заметил.

Произошедшее стало таким ударом для Сенны, что он не стал возвращаться в боксы и отправился прямиком в свою квартиру, расположенную неподалеку от трассы. Но что важнее – тот эпизод стал переломный для Айртона, не только в сезоне-1988, но и во всей карьере.

«Я расслабился, но запомнил урок. Я все проанализировал и стал сильнее. Я смог приблизиться к Богу, и для меня, как для человека, это важно», – сказал тогда Сенна.

Айртон выиграл шесть из семи следующих гонок и в конце сезона стал чемпионом, а в Монако за последующие годы больше ни разу не проиграл.



Гран-при Канады 1991 года

Потеря победы в конце гонки, тем более, на последнем круге – это всегда маленькая трагедия для гонщика и его болельщиков. Но то, что произошло в Монреале в 1991 году, скорее всего, можно назвать курьезом с печальным оттенком.Преимущество Найджела Мэнселла к последнему кругу была настолько очевидным – одна минута – что он начал размахивать рукой зрителям, при этом в шпильке Casino обороты двигателя упали слишком и двигатель заглох. Сам англичанин никогда эту версию не поддерживал и называл глупой.

«Это было невероятно. При входе в шпильку я переключил с пятой на четвертую передачу, как и на всех предыдущих 68 кругах. Но внезапно включилась нейтральная передача и практически одновременно мотор заглох, будто возникла проблема с электрикой. Машина просто остановилась. Учитывая, с каким преимуществом мы лидировали и сколь фантастическую гонку проводили, ничего не остается сказать, что попробуем в следующий раз. Вплоть до того момента у меня не было никаких проблем».

Эдриан Ньюи, работавший в те годы техническим директором в «Уильямсе», придерживается иного мнения:

«Найджел выигрывал у всех соперников почти целый круг, добиться чего в современной «Формулы-1» практически невозможно, а затем произошел тот знаменитый инцидент. Подъезжая к последней шикане, за полмили до финиша, он начал махать болельщикам, забыл переключиться на пониженную передачу и умудрился заглушить двигатель. В тот момент у меня слезы навернулись на глаза».



Гран-при Монако 1992 года

Ситуация с Льюисом Хэмилтоном на Гран-при Монако в нынешнем сезоне частично напомнила то, что произошло с Найджелом Мэнселлом в Монте-Карло 23 года назад, в 1992-м. Тогда «Биг Найдж», выигравший пять первых гонок сезона, уверенно шел к шестому триумфу. Ничего не предвещало проблем, но за 10 кругов до финиша англичанин заметил, что поведение машины ухудшилось. Посчитав, что ослабло крепление гайки одного из колес, Найджел решил свернуть в боксы. Казалось, преимущества в 30 секунд будет достаточно. Однако традиционная нерасторопность механиков «Уильямса» в те годы привела к тому, что он вернулся на трассу позади Айртона Сенны. На последних кругах Мэнселл был на две секунды быстрее, но великолепная оборона бразильца не оставила ему шансов. Шестой победы подряд не произошло.

Гран-при Австралии 1995

Окончание карьеры Дэвида Култхарда в «Уильямсе» получилось крайне противоречивым. С одной стороны, в Эшториле шотландец одержал первую победу. С другой, за две недели до португальского этапа, в Монце Култхард, квалифицировавшийся на поуле, умудрился потерять управление на прогревочном круге. В гонке он и вовсе сошел, допустив ошибку на торможении перед шиканой «Роджия». Но, безусловно, кульминацией стал заключительный этап в Австралии. Култхард стартовал вторым и лидировал на протяжении первых 19 кругов, но умудрился разбить машину при въезде на пит-лейн. Не сложно догадаться, за кого в то время болел 10-летний Пастор Мальдонадо.



Гран-при Венгрии 1997 года

«Раз в год и палка стреляет». Пусть и звучит немного грубо, но данное высказывание в полной мере применимо к выступлению Дэймона Хилла в сезоне-1997. После чемпионства вместе с «Уильямсом» англичанин перебрался в скромный «Эрроуз», машина которого не позволяла бороться не то, что за подиумы, но и за очки, да и финиш был сам по себе достижением, учитывая регулярные поломки. В девяти первых гонках Хилл набрал всего один зачетный балл, финишировав шестым в Великобритании. Но на 11 этапе в Венгрии на англичанина снизошло озарение – на медленном «Хунгароринге» он каким-то невероятным образом заставил машину поехать. В квалификации действующий чемпион мира занял третье место, уступив только двум претендентам на титул Михаэлю Шумахеру и Жаку Вильневу. К слову, второй пилот «Эрроуза» Педро Динис занял лишь 19 место.

Еще больше Хилл удивил в гонке. После старта англичанин смог идти в одном темпе с Михаэлем Шумахером, а когда у пилота «Феррари» начались проблемы с шинами, он вышел вперед. После первой волны пит-стопов Дэймон оказался вторым, лидерство захватил его сменщик в «Уильямсе» Хайнц-Харальд Френтцен. Но лидировал немец недолго – пришлось сойти из-за потери крышки топливного бака! Хилл снова возглавил пелотон и с каждым кругом все больше отрывался. К концу дистанции его преимущество увеличилось до 30 секунд над Жаком Вильневым. Но, увы, сенсации не прошло. За три круга до финиша напомнила о себе хроническая ненадежность болида «Эрроуза» – вышел из строя привод акселератора. Хилл продолжил гонку, но преимущество начало стремительно таять – 30 секунд, 15, 5… На финальный круг Дэймон ушел с отрывом 3 секунды. Вильнев сократил отставание за весь первый сектор и на короткой прямой между 3 и 4 поворотом в стиле отца, с обгоном по обочине, вышел вперед.

Хилл на «раненой» машине все-таки смог доехать до финиша и сохранил по крайней мере второе место, которое стало его лучшим результатом в сезоне. В оставшихся гонках он ни разу не смог подняться выше седьмой позиции.

Гран-при Испании 2001 года

Гонка заканчивается только после клетчатого флага – гласит известная гоночная мудрость. Лидируй ты хоть с преимуществом в минуту – это еще ничего не гарантирует. В этом на собственном опыте убедился в Барселоне в 2001 году Мика Хаккинен.

Финн наконец-то смог собраться после тяжелого начала сезона, вышел в лидеры после 1/3 дистанции и с каждым кругом отрывался все дальше от ближайшего преследователя Михаэля Шумахера. На последний круг Хаккинен ушел с преимуществом в 37 секунд, оставил в круге позади даже шедшего третьим Хуана-Пабло Монтойю. И вот, когда была пройдена первая связка поворотов, болид MP4-16 неожиданно замедлился. Мика продолжил движение, но скорость становилась все ниже и ниже, а затем из задней части машины повалил дым. Ровно на середине круга, буквально за 2 км до финиша, болид остановился окончательно. Сгорело сцепление.

Таким образом победу неожиданно для себя одержал Михаэль Шумахер, ну а единственным утешением для Хаккинена стало то, что не пришлось долго возвращаться в боксы, напарник по команде Дэвид Култхард подвез его на круге почета.



Гран-при Австрии 2002 года

Что такое испорченная эйфория от продления контракта? Рубенс Баррикелло знает об этом не понаслышке. В Шпильберге в 2002 году бразилец, только подписавший новое двухлетнее соглашение c «Феррари», был в ударе. Лучшее время в пятницу, поул в субботу и уверенное выступление в гонке, даже Михаэль Шумахер ничего не смог противопоставить «окрыленному» напарнику. Казалось бы, все идет к заслуженному триумфу. Но, к сожалению, Скудерии победа бразильца была не нужна, тем более на столь ранней стадии чемпионата.

«Команда сказала по радио: «Ты знаешь, что Михаэль едет за тобой? Это очень важно для ситуации в чемпионате, – рассказал Баррикелло в 2008 году. – Ближе к концу мне напоминали об этом на каждом круге, а потом вообще предложили задуматься о контракте. Тогда для меня все стало очевидно – или я отпущу педаль газа, или следующую гонку буду смотреть дома».

До самых последних метров дистанции Рубенс оставался впереди, и отпустил педаль газа только перед самой финишной чертой, отдав победу напарнику.



Гран-при Бразилии 2003 года

Домашний Гран-при всегда был заколдованным для Рубенса Баррикелло. Как ни был быстр «Рубиньо» на «Интерлагосе», каждый раз что-то происходило и мешало добиться успеха. Невероятно, с 1995 по 2004 годы ему ни разу не удавалось даже просто финишировать на родной трассе. Хотя бывали гонки, когда он лидировал, в том числе за рулем машин «Джордана» и «Стюарта», не говоря уж о «Феррари». Наверное, ближе всего к триумфу Баррикелло был близок в сумасшедшей дождевой гонке в 2003 года.

Начало гонки получилось тяжелым – Баррикелло, стартовавший с поула, откатился к концу первой десятки. Но главным в тот день было выстоять – в повороте Curva do Sol гонщики вылетали одним за одним, и Рубенс, в отличие от напарника Михаэля Шумахера, смог «выжить». На 45 круге гонщик «Феррари» вернул лидерство, под ликование торсиды опередив в первом повороте Дэвида Култхарда. Однако уже через два круга радость сменилась разочарованием – F2003-GA замедлилась, закончилось топливо. Тем обиднее, что еще через семь кругов гонка была остановлена и не возобновлена.

В 2004 году Баррикелло наконец-то прервал серию неудач, поднявшись на подиум, но победить на домашней трассе за восемь следующих лет ему так и не удалось.

Гран-при Европы 2005 года

«Банда клоунов» – так руководитель «Рено» Флавио Бриаторе окрестил «Макларен» после гонки на «Нюрбургринге» в 2005 году. Причиной стало неоднозначное решение команды из Уокинга, которое не сработало и привело к печальным последствиям.

На середине дистанции при обгоне Жака Вильнева на круг лидер гонки Кими Райкконен заблокировал переднее правое колесо. Из-за образовавшейся «проплешины» на шине начались сильные вибрации, которые к ближе к финишу усилились настолько, что финн практически ничего не видел. В том сезоне было запрещено менять покрышки в течение гонки, исключением было только повреждение шин, но в команде решили попробовать доехать. И Кими, и капитанский мостик во главе с Роном Деннисом, осознавали риск, но стремление к победе взяло вверх. До последнего круга все складывалось в пользу решения «Макларена» – Райкконен продолжал лидировать, хотя Фернандо Алонсо стремительно сокращал отставание. Победа в тот день могла стать одной из самых ярких в карьере Райкконена, но, увы, вместо этого гонка в один миг превратилась в одно из самых больших разочарований. При наезде на кочку перед первым поворотом передняя правая подвеска, и без того нагруженная постоянной вибрацией, не выдержала, и Кими с оторванным колесом вылетел с трассы, едва не прихватив с собой кругового Дженсона Баттона.

Риск «Макларена» не оправдался, вместо того, чтобы взять гарантированные очки и, вероятно, финишировать на подиуме, команда предпочла сыграть в рулетку и проиграла.



Гран-при Китая 2007 года

Сюжет Гран-при Китая, препоследнего этапа сезона-2007, вряд ли мог придумать даже самый культовый сценарист. Новичку, стартующему с поула, достаточно было финишировать вторым, чтобы при любом раскладеш гарантировать чемпионский титул. Первая половина дистанция проходит под его диктовку, победа все ближе и ближе, и тут происходит катастрофа – вылет в гравий при въезде на пит-лейн, машина застревает и даже усилия нескольких маршалов оказываются бесполезными, гонщику ничего не остается, как покинуть кокпит... Этим самым новичком был Льюис Хэмилтон.

Выиграл тогда Кими Райкконен, шансы финна на титул перед стартом были практически нулевыми, но гонка в Шанхае изменила все, а еще один провал Льюиса, через две недели в Бразилии, позволил Райкконену стать чемпионом мира.



Гран-при Венгрии 2008 года

В контексте поражения Фелипе Массы в борьбе за титул в сезоне-2008 часто вспоминают инцидент с оторванным заправочным шлангом на Гран-при Сингапура. Однако более серьезный психологический удар бразилец получил четырьмя этапами ранее – в Венгрии.

Без сомнений, на «Хунгароринге» Фелипе проводил одну из лучших гонок в карьере. Благодаря невероятному и красивому маневру пилот «Феррари», квалифицировавшийся третьим, уже в первом повороте вышел в лидеры, что на венгерской трассе дорогого стоит. Дальше все шло как по нотам – Фелипе контролировал ситуацию и уступал первую позицию только на время пит-стопов, вдобавок ко всему главный соперник в чемпионате Льюис Хэмилтон откатился назад из-за прокола колеса. К концу дистанции его преимущество над ближайшим преследователем Хейкки Ковалайненом увечилось до 20 секунд. И вот, когда до финиша оставалось всего-навсего три круга и нужно было доехать в прогулочном темпе, произошло самое неприятное, что могло случиться в такой ситуации – отказал двигатель. Как затем установили в команде, сломался шатун одного из цилиндров.

Выиграл тогда Хейкки Ковалайнен, одержавший первую и единственную победу в карьере.

Гран-при Кореи 2010 года

Первый в истории Гран-при Кореи получился самым захватывающим и драматичным из всех четырех проведенных. Сумасшедшая дождевая гонка едва не положила конец надеждам «Ред Булл» в чемпионате. Марк Уэббер выбыл после столкновения с Нико Росбергом. Себастьян Феттель, стартовавший с поула, уверенно возглавлял пелотон, все к шло к тому, что немец выйдет в лидеры общего зачета. Но когда до финиша оставалось десять кругов, мотор «Рено» не выдержал и Себу ничего не оставалось делать, как припарковать машину.

Победу одержал Фернандо Алонсо, испанец получил хорошую фору в чемпионате, которая лишь благодаря «гениальным» стратегам «Феррари» не принесла результата на финальном этапе в Абу-Даби.

Гран-при Канады 2011 года

Финальный круг Гран-при Канады 2011 года нагляднейшим образом продемонстрировал всю многогранность той потрясающей гонки. Если Себастьян Феттель уверенно лидировал на протяжении всей дистанции, то Дженсону Баттону пришлось пройти через невероятное – столкновение с напарником Льюисом Хэмилтоном, с Фернандо Алонсо, превышение скорости на пит-лейн и три прорыва из конца пелотона. Но именно они, несмотря на такие разные сценарии, сошлись в поединке за победу, в котором в итоге все решила одна единственная помарка. На последнем круге Феттель допустил небольшую ошибку в шестом повороте, Баттон пронесся мимо и устремился к одной из самых красивых побед в своей карьере.