В российский прокат выходит фильм "Фантастические твари и где они обитают" - спин-офф приключений Гарри Поттера, посвященный приключениям рыжего зоолога в магическом Нью-Йорке 1920-х годов.

Рыжий доходяга Ньют Саламандер (Эдди Редмейн) прибывает в Нью-Йорк 1920-х из родной волшебной Англии. Прибывает не один, а в компании волшебного чемодана, начиненного норовящими сбежать волшебными существами, собранными владельцем по всему миру. Собственно, неисправность замков саквояжа и становится причиной, по которой Ньют сначала вынужденно знакомится с усатым кондитером Ковальски, а потом бесповоротно попадает в заваруху с участием верхушки Магического конгресса США, во главе его стоят импозантная черная женщина (Кармен Эджого) и бровастый ирландец (Колин Фаррелл).



«Фантастические твари и где они обитают» — книга, написанная Джоан Роулинг между четвертой и пятой частями эпопеи про Гарри Поттера по просьбе благотворительной организации Comic Relief.

Представляет собой учебник, по которому сказочную зоологию изучали Гарри Поттер и Рон Уизли (на полях есть их пометки).

К настоящему фильму книжка имеет таким образом опосредованное отношение — на экран перекочевали только имя автора (который стал главным героем) и, собственно, богатый бестиарий. Более того,

эта картина не просто попытка кинематографистов в очередной раз нажиться на наследии Роулинг, а, напротив, ее собственная инициатива, проба пера в качестве сценариста.

Желание писательницы доказать собственную состоятельность в самых разных письменных жанрах (сценариями не брезговал и Фолкнер) понятно, но окончательную оценку этой и прочих работ Роулинг оставим, пожалуй, потомкам. При просмотре «Фантастических тварей» сложно сказать, кто тут сделал больше — сценаристка, крепкий ремесленник, режиссер последних «Поттеров» Дэвид Йейтс, достойный актерский состав или оскароносный оператор «Крупной рыбы» Филипп Русло. Впрочем, по здравом размышлении картина быстро проясняется. Что касается сценария, то лучшее в нем — ретрофэнтезийный дух, который спасает даже совсем уж идиотские эпизоды. То же примерно можно сказать и о режиссуре:

у Йейтса нет какого-то характерного почерка, в этом году он успел, напомним, выпустить еще и новую экранизацию «Тарзана».

Что касается актеров, то все они несомненно хороши, но все же вопрос, как Эдди Редмейн умудрился подряд получить роль Стивена Хокинга («Вселенная Стивена Хокинга»), трансгендера («Девушка из Дании») и сказочного дурачка. Зато вот к тому, как все это снято, нет абсолютно никаких претензий. За несколько сумасшедших пролетов по нью-йоркским улицам (которые строили в Ливерпуле) можно простить любые нестыковки, особенно если смотреть на все это в 3D.

Мы неслучайно упомянули «Крупную рыбу» — помимо операторской работы эти фильмы роднит еще и что-то вроде общего стиля. Как и фильм Бертона, «Фантастические твари» настолько сосредоточены на всякого рода волшебстве и его визуализации, что часто забывают о драматургии и логике. И, что уж там, как и в лучших фильмах Бертона, восторг от очередной диковинной зверюги перекрывает снобское буквоедство.



Единственный, пожалуй, серьезный вопрос тут в другом. Поттериана была романом взросления, сказкой и реалити-шоу одновременно. Зрители росли вместе с героями, переживали те же сложности, десять лет были синхронизированы не только с юными волшебниками, но и заодно с игравшими их актерами. У «Фантастических тварей» принципиально другой (куда более редкий сегодня) жанр — приключенческое фэнтези для детей и юношества.

Ребенку, привыкшему ассоциироваться с ровесниками, здесь будет сложновато, а взрослым — все-таки слишком простенько.

В связи с этим судьба франшизы, для которой Роулинг уже сочинила пять частей, пока под вопросом — тем интереснее посмотреть, насколько имя писательницы способно еще воздействовать на зрителей по всему миру и что из этого выйдет.