Петиция против новогоднего телебезобразия, возмущение Максима Фадеева и самое популярное в новогоднюю ночь у зрителей и каналов — какие программы смотрят и ругают в Новый год на отечественном телевидении.

Петиция под названием «Остановите новогоднее телебезобразие!», опубликованная 2 января на сайте Change.Org, за три дня набрала 10 тыс. голосов. Сбор подписей еще продолжается, и в случае успеха петиция будет направлена руководителям Первого канала и канала «Россия» — Константину Эрнсту и Олегу Добродееву.

В ее основе лежит пост в Instagram музыкального продюсера и певца Максима Фадеева, который довольно жестко высказался по поводу новогодних шоу, показанных на федеральных каналах.

«Я не смог досмотреть ни одно музыкальное «шоу» на федеральных каналах. Такое ощущение, что, по мнению руководства Первого и Второго каналов, мир застыл в 1993 году. Невозможный репертуар, лубочная картинка, жуткие шутки и все вместе это — просто погружение в АД!» — написал он. Сам Фадеев предпочел смотреть «Новый год с Владимиром Спиваковым» на канале «Культура» и, по его признанию, боялся переключать программу, чтобы «не попасть в «прошлое», на сельский утренник по заявкам из 80-х».

«Жаль наших артистов, которые по привычке соглашаются участвовать в «Бале у Сатаны»!» — заметил Фадеев, добавив, что не преследовал никаких целей, а пост опубликовал, потому что наболело.

Часть комментаторов в блоге продюсера поддержала его возмущение, другие предложили просто не смотреть то, что не нравится. Впрочем, каких-либо альтернатив авторы петиции (равно как и Фадеев) не предложили, а просто рассуждения о том, что на телевидении все плохо, давно являются общим местом — причем плохим может быть объявлено вообще все что угодно, в зависимости от предпочтений обвинителей. «Газета.Ru» попробовала разобраться, что смотрят российские телезрители в новогоднюю ночь и насколько им это интересно.

Вечером 31 декабря и в ночь на 1 января самыми популярными передачами вот уже много лет остаются обращения президента России. Популярность эта оправданная: куранты, которые начинают бить сразу после завершения торжественной и небольшой (президент говорит около трех минут) речи, фактически остаются единственным способом узнать, что Новый год все же наступил, что пора поднять бокалы с шампанским и загадать желание. Соответственно, все остальные программы всех без исключения каналов идут как дополнение к этому моменту — фоном для нарезки салатов или для новогоднего застолья.

Среди каналов в новогоднюю ночь традиционно лидируют Первый и «Россия 1».

По данным «TNS Россия», показанные по этим каналам обращения президента показывают самый высокий рейтинг (15,2% у Первого и 11,8% у «России» в 2015 году по всей России среди аудитории старше 4 лет). Данных за 2016-й пока нет.

Ожидать полуночи россияне предпочитают под какую-нибудь новогоднюю комедию или мелодраму — в 2015-м это был фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (шел по Первому и получил рейтинг 9,8%, заняв третье место в новогоднюю неделю). В 2014-м и 2013-м такой картиной стала небезызвестная «Ирония судьбы» Эльдара Рязанова (8,6% и 9,0% по тому же Первому), в 2012-м — снова «Иван Васильевич», а в 2011-м — «Новые приключения Алладина» (10,2% на «России»). Все эти фильмы выходили в эфир непосредственно перед стартом новогодних развлекательных шоу, и, как и в случае с обращением президента, выбор чего-то привычного в предпраздничной суете более чем обоснован.

До самого Нового года

С новогодними шоу ситуация тоже достаточно простая. Самыми популярными вот уже много лет подряд остаются раскритикованные Фадеевым новогодние передачи Первого и «России» — видимо, в силу того, что суммарный рейтинг у этих каналов составляет около трети всей исследуемой «TNS Россия» аудитории. В том числе и той, что телевизор в новогоднюю ночь не смотрит, предпочитая встречать наступающий год другим способом — например, посмотреть на праздничный салют в ближайшем парке.

Конкуренция между лидерами большая, но в последние пять лет они остаются примерно равными — по рейтингу.

Но несомненными лидерами пока что все равно остаются те шоу на Первом и «России», которые идут до наступления Нового года. Так, в 2015-м «Новогодняя ночь на Первом» получила 8,3%, а «Новогодний парад звезд» («Россия») — 8,0%. Годом раньше больше зрителей собрал «Парад звезд» (9,4%), а на Первом провожали Старый год, и эти проводы заинтересовали 8,4% потенциальных зрителей.

Возможные альтернативы

Каналы вряд ли в обозримом будущем откажутся от новогоднего эфира — даже несмотря на обращение, адресованное Эрнсту и Добродееву, которые наверняка понимают, что больше всего критикуют то, что чаще смотрят. Очень уж большая часть россиян встречает Новый год дома, за столом, рядом с работающим телевизором — что означает большую аудиторию, привлекательную для рекламодателей. Отказаться от традиции показывать в ночь с 31 декабря на 1 января условный «Голубой огонек» (обычный в последние годы идет на «России 1» после полуночи) каналы смогут только из-за резкого падения рейтингов — как, например, недавно поступил Первый с сериалом «Обратная сторона луны – 2» или трансляцией собственного кубка по хоккею.

Впрочем, альтернатива есть уже сейчас — даже помимо ухода от телевизора на улицу.

В 2015-м среднесуточный рейтинг «России» на новогодней неделе оказался немного ниже (12,9%, Первый сохранил 15,4%), зато порог в 5% смогли перешагнуть уже семь каналов (в 2014-м их было пять) — к лидерам присоединились НТВ (7,8%), ТНТ (7,4%), СТС (5,5%), РЕН ТВ (5,3%) и «Пятый канал» (5,2%). На которых тоже идут развлекательные новогодние шоу — на СТС, например, показывают специальный выпуск «Уральских пельменей», а на ТНТ — не менее специальный «Камеди Клаб».

В принципе, все новогодние программы на основных каналах снимаются заранее и очень редко идут в прямом эфире — отсюда и переходящие с кнопки на кнопку звезды эстрады, которые, пожалуй, вызывают наибольшее раздражение у аудитории.

Но нельзя и сказать, что с этим совсем никто не пытается бороться — на том же Первом в шоу принимают участники «Голоса», которых никак нельзя обвинить в том, что они мелькали на телеэкранах еще в прошлом столетии. Но несмотря на разные форматы, которые каналы предлагают ежегодно, отучить зрителей называть все новогодние шоу обобщенным «Голубым огоньком» и хоть как-то различать их, видимо, получится очень нескоро. Если вообще получится.

Игорь Карев