К священнику на исповедь или разговор пришла женщина, которая рассказала, что ее избивает муж. Что должен делать священник в этой ситуации? Своим мнением делятся священнослужители.

Священник не может оставить в беде женщину, которую избивает муж

Протоиерей Александр Ильяшенко

Конфликты периодически возникают в самых разных семьях, и священнику приходится их разбирать достаточно регулярно. Мне в моей практике, правда, с ситуацией, когда муж избивает жену, не приходилось сталкиваться.

В любом случае, тяжелый семейный конфликт требует пристального внимания, это не разговор одного дня. Священник, к которому обратились с таким вопросом, не может держаться в стороне и оставить человека одного в беде. На то он и священник. Он призван для того, чтобы людям служить и помогать им. Он совершает богослужение, это определенное количество часов в сутки, и он может уделить достаточное время прихожанке, оказавшейся в непростой жизненной ситуации, попробовать вместе с ней разобраться в проблеме. Тут либо священник выполняет свой долг, либо он считает своим долгом что-то другое, но тогда ему придется дать ответ перед Богом.

Недопустимо, чтобы муж избивал жену. Это позор, признак нравственной деградации. Объяснять взрослому человеку, что недопустимо поднимать руку на женщину, скорее всего безрезультатно – ему ничего не докажешь.

Но искать конструктивные, мирные способы решения конфликта необходимо. В ряде случаев их действительно можно найти. Надо понять, что с этим мужем. Может быть, он просто болен, и тогда его надо лечить.

Если же ситуация никак не разрешается, если муж упорствует в своей агрессии или он больной человек, который категорически отказывается от лечения, если не видно перспектив и проблема только усугубляется, тогда жена как свободный человек может подать на развод и прекратить эти отношения. Но повторяюсь, все очень индивидуально и сплеча тут рубить нельзя.

Если в семье есть побои и угроза жизни, брака уже нет

Протоиерей Виктор Демидов

Единого рецепта быть не может, потому что каждая ситуация индивидуальна. Есть ситуации, где супруг страдает тяжелым психическим заболеванием, алкоголизмом, наркоманией. Тогда встает вопрос, стоит ли дальше сохранять брак, даже венчанный, если существует прямая угроза для жизни и здоровья женщины, а часто еще и детей, и других членов семьи.

Да, ценность христианского брака свята. Но для меня вопрос, а насколько это является браком, тем более христианским браком, когда ежедневно над членами семьи совершается насилие? Причем иногда я сталкиваюсь с тем, что женщины говорят: «Бьет, батюшка, значит, любит».

Я свою супругу, своих детей – у меня дочери 9 и 16 лет – никогда пальцем не тронул. Не скажу, что я рос в верующей семье, но мой папа и мои дедушки, насколько я помню, не позволяли себе поднять руку на женщину. Бывало, ругались, но чтобы руку поднять, чтобы оскорбить, растоптать даже словесно – в наших семьях такого не было. Ни при каких условиях мужчина не может поднимать руку на женщину.

Если побои, если угроза жизни, уже здесь брака нет. Брак – это то, что освящено любовью. В основу брака положена любовь, как в основу Церкви положен Cам Христос. Здесь мы должны возлюбить друг друга, здесь не существует моего «Я» – я муж или я жена, только наше общее. Даже решения о каких-то крупных покупках мои родители, родители моей супруги и мы сейчас всегда принимаем вместе, уже стараемся и детей привлекать к этому вопросу.

Приходят разные женщины, с разными судьбами. Есть те, кто замкнулся в себе, те, кто делает вид, что слушает, кто и слушает, а не слышит. Не все открываются с первого раза. Я не считаю, что я какой-то очень опытный священник, я служу всего лишь 16 лет, или опытный семьянин, 18 лет брака – это не так много, но тем не менее чувствуешь, когда у человека есть проблема.

Начинаешь беседовать – кто-то открывается, а кто-то приходит с плачем – помогите, что делать. Я стараюсь никогда не давать советов, тем более духовных, я не дерзаю волю человеческую, то, что Господь нам дал, ущемлять. Я стараюсь лишь только помочь человеку найти решение, основываясь, конечно, и на святых отцах, и на традиции Православной Церкви.

Я вообще не приемлю никакого насилия, тем более духовного, когда человек встает над другим человеком и начинает ему толковать, что он должен делать так, а не иначе, основываясь на том-то и том-то. Мы не монастырь, приходская жизнь – это мир со своими плюсами и минусами, радостями и печалями.

Я лично посылал епископу фото избитых женщин

Протоиерей Николай Соколов

Тема насилия в семьях сложная. Она не первый год поднимается и обсуждается. Все мы прекрасно знаем, что насилие в семьях происходит, к сожалению, в священнических семьях оно происходит в том числе.

Я убежден, раз мужчина допустил в себе насилие над женщиной или собственным ребенком, то христианское начало в нем начинает угасать, если совсем уже не угасло. И безусловно, здесь нужно не только молиться. Семье необходимо предпринимать попытки, чтобы либо нормализовать отношения, если это возможно, либо, если человек перешел грань, расставаться и жить отдельно. Другого выхода здесь нет.

Если речь о священнических семьях, то у нас есть священноначалие. Всегда можно обратиться за помощью к нему, описать проблемы в подробностях. Мне самому приходилось помогать, когда ко мне обращались женщины, приносившие фотографии со следами побоев. Я лично посылал их епископу. Иногда такие меры имели действие и мужчины прекращали насилие в семье. Иногда, увы, становилось еще хуже. Было по-разному. Но слава Богу, до таких трагедий, как в семье угрешского священника, не доходило.

Когда ко мне приходит женщина и жалуется на избивающего ее мужа, мне в голову не придет предложить ей потерпеть. Конечно, в определенном смысле мы все должны терпеть друг друга, потому что Господь сказал: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). Но терпение терпению рознь. И есть не только пределы терпению, есть определенные поступки, которые уголовно наказуемы.

Если мужчина избивает ребенка, если он избивает женщину, мы просто обязаны заступиться и принять меры, чтобы это прекратилось.

В этом плане нужно слово «терпение» понимать правильно. В отношении себя самого я могу как угодно терпеть и смиряться. Но если речь идет о женщине, которую избивает муж, о детях, над которыми измываются, то нужно понимать – дети страдают в первую очередь, в том числе когда видят, как отец бьет мать. Не нужно пытаться прикрываться религией. Молитвой можно многое покрыть, но не все.

Подготовили Наталья Костарнова, Дарья Рощеня