«Вспомните надписи на электрических будках и трансформаторных щитках. Там всегда написано страшное: «Не влезай, УБЬЕТ!» И рожу еще такую противную костлявую нарисуют. Но что это на самом деле — запрет или предупреждение?» Дискуссию о том, является ли православие религией запретов, продолжает протоиерей Алексий Червяков, клирик Спасской церкви г. Городец Нижегородской области.

Как именно любит нас Бог

…Я качал дочку. Точнее, она, словно маленькая панда, лежала на моем предплечье, расслабленно свесив ручки и ножки, блаженно посапывая. Конечно, ее четыре килограмма веса могли более чем комфортно расположиться на руке стокилограммового отца-спортсмена. Мою супругу подобное всегда умиляло: «Ты такая глыба, что она в твоих руках кажется еще меньше!» А мое сердце замирало от счастья и любви к этому теплому комочку нежности. В такие минуты хочется лишь одного — чтобы мои дети были безмятежны и счастливы.

И однажды меня осенило (бывают в нашей жизни подобные озарения — вроде бы и знал раньше, читал, сам другим рассказывал, но, оказывается, до конца не понимал).

Так и сейчас меня озарило, что если я со всеми своими грехами и прочим несовершенством могу так любить своих детей, как же тогда Бог любит Свое творение и Своих детей — нас, людей!

Да, я знал это раньше, но в этот момент знание стало, как говорили древние, эмпирическим, то есть основанным на реальном опыте.

И правда, разве может Он любить нас меньше, чем мы любим своих детей? Даже сам акт творения был начат Богом из стремления разделить с нами Свое блаженство. Он не нуждается в нас, но любви свойственно изливаться, поэтому Тот, Кто Сам является любовью, сотворил материальный мир, чтобы дети Его могли приобщиться любви и блаженства. Или, проще выражаясь, чтобы были счастливы.

Да, взирая на окружающую действительность, это трудно понять. Еще труднее — поверить в это. Но вспомним историю первых людей: живут Адам и Ева в раю и наслаждаются счастьем. Им принадлежит весь сотворенный мир и даже древо познания добра и зла, которое, как оказалось впоследствии, являлось орудием выбора или способом проявления свободы. Бог творил человека по Своему образу и подобию, поэтому наделил его и свободой, как одним из самых главных собственных качеств.

Божественная «Угадайка»

Сегодня, проходя свою череду бед, скорбей и искушений, некоторые невольно вздыхают: «Да на кой ляд нам эта свобода? Лучше бы нам ничего не выбирать, а просто быть…» Но, лишившись свободы сейчас или не получив ее тогда в раю, человек лишился бы богоподобия, превратился в слепое орудие. Венец творения стал бы механизмом, роботом. Поэтому Адам и Ева, проходя мимо древа познания добра и зла, делали свой выбор, постоянно проявляя свою свободу.

Скептик спросит: какую свободу, если они зла не знали? Ответим — так и зла сначала не было. Бог предложил Своим детям положительный путь саморазвития: постоянно совершенствуясь в добре, восходя от силы в силу, люди и ангелы должны были со временем понять, что то, что не является добром, является злом. В богословии это называется апофатическим путем познания, когда мы, не постигая сути предмета, получаем представление о нем через отрицание.

Есть такая детская игра «Угадайка» — когда нельзя называть черты предмета, но можно отсекать лишние предположения. Так и разумные существа (люди и ангелы), постигая добро и не приобщаясь зла, могли постепенно получить представление о зле, его природе и последствиях. То первозданное удержание от зла, на самом деле, было проявлением неповрежденной свободы.

Но люди и часть ангелов выбрали другой путь, решив пойти отрицательным путем познания. Ангелы — возгордившись, а люди — вкусив от запретного плода, встали на путь познания прежде всего зла. Сейчас мы сначала полной ложкой хлебаем его и сопряженные с ним беды, скорби, болезни, смерть, чтобы в какой-то момент понять, что то, что не является злом, является добром и именно его ищет наше существо.

«И жили они долго и…»

Грехопадение было страшной трагедией, ужасающей изменой детей своему Отцу. Сегодня мы несколько вульгарно понимаем изгнание из рая. По-моему, правильнее было бы представлять его как исхождение — когда обличения совести не позволяют Адаму и Еве остаться в Эдеме. Именно такими, терзаемыми совестью, они изображаются в иконографии и большинстве живописных работ: взрослые люди, так искренне и по-детски переживающие муки совести.

И Бог не проклинает, Он просто констатирует произошедшие изменения. Более того, дает надежду, что «семя жены некогда сотрет главу змия». Отец не изменяет в Своей любви к нам, даже обманувшим Его, и оставляет Свои дары, одним из самых ценных из которых является свобода.

Более того, Творец делает сначала совесть, а потом заповеди способом становления на путь исцеления нашей поврежденной природы для тех, кто осознанно или интуитивно будет искать возвращения на путь положительного познания и развития богоподобия.

Да, снова представляю кривую ухмылку скептиков: «Заповеди — путь свободы! Ха!» Но именно так.

Желая нас уберечь от лишних бед, Бог указывает в первых пяти заповедях, что нужно делать, чтобы достичь долголетия и счастья, а в последних — чего нужно избегать, чтобы не лишиться достигнутого. Помните, как заканчивается пятая заповедь? Правильно: «И счастлив ты будешь, и долголетен…»

А теперь вспомните, как мы заканчиваем большинство сказок. И снова правильно: «И жили они долго и счастливо…» Заканчиваем такими словами, потому что именно этого более всего желает наша душа, именно с этим стремлением сотворил нас Господь!

Просто убьет, и всё

Верующие глубоко убеждены, что заповеди — это не ограничение свободы, а действие Божественной любви, указующей правильный путь и предупреждающей об опасностях.

Для примера вспомните надписи на электрических будках и трансформаторных щитках. Там всегда написано страшное: «Не влезай, УБЬЕТ!» И рожу еще такую противную костлявую нарисуют. Но что это на самом деле — запрет или предупреждение? Если бы был запрет, тогда штраф бы еще написали и взимали его в пользу казны. А здесь нет, просто УБЬЕТ, и всё.

Ах да, милый скептик снова аргументирует: систему штрафов можно усмотреть в ветхозаветных текстах. Но это не штрафы, а детализированные предупреждения на случай детских вопросов типа, «что будет, если я…»

Ведь Богу наши «духовные штрафы» не нужны. Он не нуждается ни в наших молитвах, ни в жертвах, ни в постах, ибо говорит: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13).

По этой же логике сегодня борются с курением, когда на пачках сигарет изображают поврежденные органы. Хочешь курить? Кури, но знай, что курение убивает через такие-то болезни. Вот и Господь в заповедях предупреждает о смертельных опасностях, описывает симптомы духовных (ведущих впоследствии и к телесным) болезней и указывает способы возможного решения.

Давайте вспомним, сколько святых прошли путем греха и после покаяния достигли духовного совершенства. Они, как и все люди, были призваны к святости и совершенству, но Бог не лишал их свободы в грехе, а терпеливо ждал, указав путь исправления в заповедях. Апостол Павел говорил, что все христианину можно, но не все полезно и не все созидает. Поэтому каждый из нас ежедневно делает свободный выбор, как он будет познавать этот мир — путем положительным или отрицательным.