Бывают случаи, когда пассажир успешно регистрируется на самолёт, но задерживается, скажем, в Duty-free или кафе. В результате он приходит к закрытым воротам, и ему отказывают в посадке на рейс, даже если самолёт ещё не взлетел. Что делать в такой ситуации и правомерны ли действия авиакомпании?

Правовые аспекты

В том случае если вы зарегистрировались на рейс, но опоздали на посадку, авиакомпания имеет все основания вас на рейс не посадить.

Дело в том, что отношения пассажира и авиакомпании регулируются Гражданским и Воздушным кодексами, а также «Общими правилами воздушных перевозок».

Именно в этих документах сказано, что:

§ Покупая билет, вы автоматически заключаете с авиаперевозчиком договор воздушной перевозки, что влечёт за собой соответствующие права и обязанности сторон.

§ Пассажир должен прибыть к выходу на посадку не позднее времени окончания посадки на рейс.

§ Опоздавшему может быть отказано в перевозке данным рейсом. В этом случае багаж пассажира будет снят с самолёта.

Воздушный кодекс, кроме того, допускает установление авиакомпаниями своих условий для перевозок, но они не должны ухудшать уровень обслуживания пассажиров.

При покупке билета внимательно прочитайте правила авиакомпании и особенности выбранного тарифа. Ваш билет может иметь определённые ограничения по возврату или внесению изменений.

Как проходит посадка?

Обычно посадка на рейс заканчивается за полчаса до вылета. Точное время написано на посадочном талоне. В случае задержки рейса или изменения выхода на посадку соответствующая информация появляется на табло. Обратите внимание: даже если в прошлых путешествиях у вас был «удачный» опыт и посадка в самолёт начиналась гораздо позже заявленного времени, это вовсе не означает, что такие заминки будут происходить каждый раз.

Совет: если вы зарегистрировались через Интернет и посадочный талон у вас на руках, всё равно рекомендуется приезжать в аэропорт заранее. Обязательно учтите время, необходимое для сдачи багажа и прохождения паспортных и таможенных формальностей. Кроме того, при регистрации через Интернет в посадочном талоне обычно не проставляется номер выхода на посадку — его надо уточнить в аэропорту.

Перед тем как закрыть ворота для опоздавших пассажиров, сотрудники аэропорта несколько раз повторяют их имена и фамилии по громкоговорителю. Однако следует помнить, что самолёт не будет долго вас ожидать, поскольку это, согласно внутренним регламентам аэропортов, влечёт за собой штрафы для авиакомпании.

Если вы пришли к закрытым воротам, то вы считаетесь опоздавшим на рейс. Даже если самолёт ещё стоит на взлётно-посадочной полосе, у вас крайне мало шансов попасть на него. В исключительных случаях представители авиакомпании могут пойти вам навстречу и успеть посадить вас на самолёт, но на практике это случается крайне редко.

Напомним, согласно указанным выше нормативным актам, опоздавшему может быть отказано в перевозке данным рейсом. Авиакомпания имеет на это законное право.

Что делать при опоздании?

Обратитесь к сотруднику авиакомпании, он поможет вам подобрать билеты на другой рейс. Обладателя билета бизнес-класса посадят на следующий рейс при наличии свободного места без дополнительных затрат с его стороны.

Если же у вас на руках билет эконом-класса, то есть шанс вернуть себе часть стоимости. Ещё один вариант — заменить его билетом на другой рейс с доплатой недостающей суммы. Возможно это только в том случае, если у авиакомпании найдётся место на борту следующего самолёта.

Бывают билеты, которые не позволяют при опоздании получить возврат части денежных средств. Это так называемые невозвратные тарифы, либо билеты, купленные по специальному тарифу в рамках промо-акций. В этом случае вам придётся заплатить штраф или приобрести новый билет, в зависимости от условий вашего тарифа.

Если вы приобрели авиабилет в туристическом агентстве, то при опоздании на рейс следует связаться с оператором агентства для решения вопросов изменения даты и времени перелёта.

Авторы: Екатерина Малахова, Ольга Звонова