На канале «Россия 1» начинается сериал «София» — многосерийный рассказ о том, как София из династии Палеологов стала женой московского князя и привезла на Русь знаменитую библиотеку, которую благодарные потомки назовут именем ее внука и потеряют.

Молодая принцесса Зоя (Мария Андреева) живет в Риме, воспитывается одним из кардиналов и весьма умело стреляет из арбалета. Но ее ждет совсем другая жизнь — она предложена в жены только что овдовевшему великому князю московскому Ивану III Васильевичу (Евгений Цыганов).

Ехать в далекую Московию принцессе не хочется, но альтернативы еще хуже — в ходе реализации одного из брачных предложений погибает ее близкий друг-художник. Князь восхищен красотой невесты и не против породниться с династией Палеологов. Он отправляет в Рим монетного мастера, выходца из Италии Ивана Фрязина (Джулиано Ди Капуа), который знает язык, и воеводу Федора Хромого (Николай Козак) — в качестве силовой поддержки посольства.

Послам удается привезти Зою в Москву, но встречают ее там неласково — толпа готова растерзать латинянку и ее свиту,

а митрополит Филипп (Петр Зайченко) отказывается венчать новобрачных. Но жесткие меры великого князя и мягкое сердце его невесты дают результат.

Зою крестят заново уже как Софию, а обряд проводит другой священник. Впрочем, спокойной жизни не будет — папский легат (Кирилл Козаков) пытается отравить молодую жену, поскольку она отказалась прививать униатство на Руси, против великого князя бунтуют его братья и мать Мария Ярославна (Надежда Маркина), а впереди их ждут проблемы с Большой Ордой и ее ханом Ахматом (Амаду Мамадаков), с женой Ивана Молодого (Илья Ильиных), Еленой Волошанкой (София Никитчук), дочерью господаря Молдавии Стефана Великого (Александр Балуев).

Канал «Россия 1» начинает показ многосерийного фильма «София» — беллетризованной истории появления на Руси наследницы византийской династии Палеологов.

«Расправившись» с Екатериной II Великой в три приема (фильмы Светланы Дружининой и два недавних сериала) и немного устав от советского прошлого, отечественные кинематографисты обратили свой взор дальше в глубь веков. Первый канал заказал «Золотую Орду» — сериал о XIII веке, в котором, впрочем, не будет явных исторических персон, одни вымышленные герои, но суть известного по школьному курсу противостояния русских и монголо-татар сохранится.

Создатели «Софии» нашли героиню, почти аналогичную Екатерине II, но не настолько знаменитую.

О ней, конечно, многое известно, но без подробностей, а иные сведения прямо противоречат друг другу. София (в девичестве, до крещения в Москве — Зоя) Палеолог, племянница последнего императора Византии и дочь деспота Мории, родилась уже после падения Константинополя, а совсем маленькой девочкой вместе с семьей оказалась в Италии, при дворе папы Римского.

Ее не раз пытались выдать замуж, но удачным оказалось только сватовство к великому князю московскому Ивану III — переговоры заняли несколько лет, и в 1472 году София приехала в Москву. Нельзя сказать, что все были рады этому браку: так, митрополит Филипп, по одной из версий все же обвенчавший новобрачных, по другой — до самой смерти противился этому союзу, поскольку считал, что София является папским агентом и должна склонить русского князя к униатству. Еще была мать великого князя княгиня Мария Ярославна, его братья, старший сын от первой жены Иван Молодой и многие-многие другие, с кем молодой княгине пришлось как-то уживаться.

Все это в сериале, разумеется, присутствует, но дьявол, как полагается, кроется в деталях, которых от второй половины XV века сохранилось не так много. Поэтому авторам фильма (сценарий написала Елена Райская, работавшая над сериалами «Однажды в Ростове», «Таинственная страсть») что-то пришлось выдумать, что-то просто принять на веру, а из нескольких вариантов (как в случае с митрополитом) — просто выбрать тот, который лучше всего отвечал их целям.

Цель, собственно, представляется простой — как можно ближе к первоисточнику и как можно красочнее показать историю византийской принцессы, оказавшейся в чужой стране, которую ей предстоит сделать своей новой родиной.

Евгений Цыганов сейчас один из самых востребованных фигур российского кино, но образ великого князя он воплощает слишком неровно — в одних сценах убедителен, в других, напротив, все держится только на его окружении. Его персонаж может казнить заподозренных в измене, может бросить своих братьев в темницу, но на Софию он постоянно смотрит слишком влюбленно, и это выбивается из тщательно создаваемого образа.

Но как все было в XV веке — толком никому не известно, а главной героиней сериала остается все же София.

Мария Андреева очень трогательна в роли молодой принцессы, но умело показывает зубы в тех случаях, когда кто-то пытается ее обидеть. Тот же самый путь три века спустя прошла и ее почти тезка — София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская. Вся разница между этими женщинами в том, что София Палеолог до конца осталась верна своему мужу и не стала брать всю власть в Великом княжестве Московском в свои руки. Возможно, лишь потому, что в XV веке идея посадить женщину на московский трон вряд ли нашла бы много последователей, в отличие от галантного XVIII века, который и до Екатерины II отметился двумя императрицами.

Впрочем, свои желания София вполне умело исполняла и с помощью мужа, который, напомним, первым из Иванов Васильевичей получил прозвище Грозный.

Это, кстати, одна из исторических легенд — примерно такая же, как и привезенные в качестве приданного Софией книги, ставшие основой для так называемой «библиотеки Ивана Грозного». Были ли эти книги на самом деле — неизвестно, ученые спорят уже не одно столетие и высказали уже несколько десятков различных гипотез, но искать ее по-прежнему увлекательно.

Но намного увлекательнее следить за судьбой совсем юной (на момент замужества ей было всего 17 лет) византийской принцессы, которая не менее интересна, чем судьба Екатерины Великой, несмотря на то что в то время шпаги еще не были так распространены. В конце концов, мечи тоже звенят.

Игорь Карев