Психология

← Предыдущая статья Следующая статья

Советский человек сам себя боится

Советский человек сам себя боится

Тысячи людей за мои антисоветские колонки обозвали меня мразью, дрянью, идиоткой. Это как раз люди, которые считают свое советское детство счастливым.

Разве я оказалась неправа? Те, кому хорошо было с продленки уезжать в лагерь и обратно, выросли в нетерпимых хамов, которые не научились писать без ошибок.

В Союзе сносно чувствовали себя 1–2% привилегированных и непросвещенные. Первые жили сытно, вольготно и не знали, как жила остальная страна. А люди необразованные, темные просто не могли правильно оценить свое положение. Например, считали себя счастливыми потомками недавних неграмотных крестьян, для которых цивилизационным скачком стал переезд из вымершей от голода деревни, где в одной топившейся по-черному избе вповалку жили вдесятером, в отдельную комнату в городской коммуналке. Сегодня их потомки ругают матом любого, кто не захотел для себя такой же жизни.

Я писала, что советскую школу с корпоративным диктатом и советские пионерские лагеря, похожие на лагеря исправительные, могли любить только дети без развитой индивидуальности. Не умевшие занять себя. Жившие в тяжелых бытовых условиях. Плюс очень небольшой процент от природы непробиваемых и неестественно общительных детей.

Примечательно, что множество людей мои статьи о советском образовании и советском детстве восприняли как личное оскорбление.

Половину всех комментариев можно свести к обвинению меня в том, что я им «очернила счастливое детство, плюнула в душу». Ничего удивительного. В Союзе с пеленок заменяли детям личные ценности на общественные. И в яслях, продленках, лагерях выросли люди, не отделяющие себя от государства, свои ценности — от корпоративных. Это не патриоты. Это люди, растворившие свою личность в общественном.

Многие пишут, что мои статьи против СССР заказные. И кто заказывает? Внук Берии? Внучка Сталина? Не смешите.

Пеняют мне, что я почти не жила при Союзе и поэтому не могу судить о нем. Извините, но так можно договориться до черт знает чего. Чтобы иметь ясное представление о каком-либо общественном явлении, нужно: а) собрать достаточно репрезентативную выборку; б) запомнить и обработать в голове полученную информацию. Я с детства очень внимательно слушаю, читаю, смотрю телевидение. Записываю, анализирую тысячи воспоминаний советских людей, которые попадают в литературу, СМИ, интернет и лично ко мне. Мои суждения о советском строе основаны не только на личном опыте. И это плюс. Потому что опыт одного человека нерелевантен. И ваш в том числе.

Тот факт, что вы жили в СССР, не делает вас более авторитетным экспертом в этом вопросе. Как жизнь в оккупации не делает новгородского крестьянина знатоком истории ВОВ.

Меня жалеют. Говорят, мне нужно к психиатру. Якобы не может человек видеть только лужи да грязь под ногами и не видеть звезд. Вы меня извините, но тот, кто, стоя по колено в грязи, видит лишь звезды, называется дураком. Видеть нужно все.

Можно и в разрухе быть счастливым. И военное детство люди вспоминают как лучший период жизни. Потому что оно было детство, потому что все в детстве было впереди. Я тоже вспоминаю детство с любовью. Но не благодаря, а вопреки всему тому, чем его обременила советская власть.

Тем более что было, конечно, в Союзе и хорошее. Были вещи и явления, которые просто в силу исторического времени не были испорчены. Продукты, если они попадали на прилавки, были натуральными, потому что пищевая промышленность не умела так изощренно фальсифицировать еду. Но это не заслуга Союза — так было везде в те времена. Более того, в Союзе с его дефицитом и нехваткой элементарных продуктов питания бросались на самые отчаянные идеи заменить пищевое сырье химическими разработками. Еда в 1970-м в СССР была более натуральной, чем еда в России сегодня. Но не шла ни в какое сравнение с едой Великобритании или Франции того же 1970 года.

Дети больше гуляли и больше читали. Но ведь это происходило потому, что не были изобретены домашние дешевые компьютеры, смартфоны и высокоскоростной интернет.

И потому, главное, что жили в СССР кучно, у многих детей не было даже своего рабочего места. Вот и гуляли. Я, кстати, пожив немного в Великобритании, уверена, что их дети в 1970-х читали больше, имели более разнообразные увлечения и меньше времени проводили в подворотнях, на стройках или взобравшись с ногами на лавки.

В Союзе были прогрессивные санитарные врачи, их даже звали в западные страны в качестве экспертов. Но почему у нас блестяще развился санэпиднадзор? Да потому что население жило бедно, скученно и недоедало. Бараки, коммуналки, плохое питание, низкий уровень культуры населения были отличной почвой для туберкулеза, гепатита, кишечных инфекций, педикулеза. Санитарные врачи ходили по школам и призывали мыть руки перед едой. В той же Британии государству не нужно было содержать армию пропагандистов чистых рук, потому что люди в 1980-е годы руки свои худо-бедно мыли.

Была хорошая хирургия. Но ее возродили военно-полевые хирурги. Почему? Потому что с госпиталями и оперативной отправкой в тыл в войну были проблемы, врачи в полевых условиях провели миллионы операций, поднаторев в этом деле.

И так со многими сферами жизни в Союзе.

Хорошей, например, была в СССР селекция талантов. Олимпиады, выездные комиссии, школы-интернаты при университетах и консерваториях прекрасно справлялись с поиском и пестованием талантливых. Но какова была судьба этих одиночек? Какая научная карьера ждала ребенка с выдающимися способностями? Работа в закрытом КБ? А выдающиеся музыканты, танцовщики, скульпторы? Они были обречены играть в пропагандистских театрах. Мировую известность и признание получали только после побега на Запад.

Очень хорошей была в СССР детская литература, детское кино, детская музыка. Какие прекрасные иллюстрации, какие добротные стихи и считалки издавались для самых маленьких! Своих детей я буду учить чтению на советских книжках.

А какие фильмы снимали для детей? А песни какие для детей писали, те же мультфильмы какие снимали, как их озвучивали! Все потому, что ряд прекрасных писателей, поэтов, кинематографистов, композиторов под прессом цензуры и угрозой репрессий ушли из взрослого искусства в детское. Актеры, попав один раз на полку, были вынуждены зарабатывать озвучиванием мультфильмов. Вот цена прекрасного детского искусства, на которое к тому же отпускалось мало времени и денег. Если книги еще издавались, то детских фильмов и мультфильмов снимали мало.

С особенной любовью бывшие советские вспоминают сегодня стабильность. Что ж, имеют право. Большинство людей в любой стране при любой власти не являются самостоятельными, не испытывают потребности в свободе, демократические достижения не являются для них безусловной ценностью. Это нормально. Люди могут с чистой совестью выбирать несамостоятельность. И гиперопека государства, пусть и нищего, для многих была ценностью. Кому-то при патернализме жить хорошо.

Да, в советское время имелось и хорошее. Нужно, безусловно, об этом помнить. Но и о том, что хорошего люди видели немного, нечасто и платили за него высокую цену, забывать нельзя.

А наша страна забыла. А то немногое, что помнит, приукрасила.

Любой человек в любые времена хочет видеть свою жизнь красивее и благороднее, чем она есть. Потому что стыд перед собой и жалость к себе куда сильнее любого общественного осуждения.

Так появляются в головах воспоминания о колбасном изобилии, умнейших в мире врачах и добрейших на свете пионервожатых. Появляется тоска по яслям, больничным палатам на 20 койко-мест и проведенным в лагерях трем летним месяцам. Люди воинственно не хотят помнить плохое, берегут себя, свою психику, свою самооценку. Не каждый человек найдет в себе смелость признать, что рос, будто в интернате, что родители халатно позволяли ему днями болтаться на улице, что в детский лагерь сбывали с рук — ребенок нередко был в семье лишним ртом.

Причем людям мало приукрасить свое чудовищное прошлое — в угоду прошлому они уничижают настоящее. Я полагаю, что большинство россиян искренне уверено, будто раньше все было лучше, чем сейчас.

Вспоминают, что в Союзе было много библиотек, детских кружков и тренеры из спортсекций ходили по школам в поисках одаренных детей.

Но ведь и нынче бесплатных секций с кружками полно, библиотеки тоже на каждом шагу. Причем секции оборудованы куда лучше, чем в Союзе, и в библиотеках книг дельных больше.

Кстати, в наше время в спортсекции берут всех, даже в бесплатные, и каждый занимается по мере сил. В СССР туда брали только одаренных. Ты не мог отдать ребенка на футбол или плавание просто для его общего развития. Если ребенок был бездарен в спорте, его выгоняли из секции сразу же. Никаких спорткружков для души не было — все спортсекции и школы искусств рассчитывались на воспитание профессионалов. И были платными. А спортивные тренеры и сегодня ходят по школам, между прочим.

Также модно вспоминать, какими добрыми и отзывчивыми были советские дети: навещали с гостинцами больных одноклассников, помогали слабым. Знаете, дети и сегодня ходят к одноклассникам в больницы. Навещают заболевших. Помогают отстающим. Правда, сейчас их привозят к друзьям на машине или на автобусе сами едут, а раньше ходили пешком через полгорода. А что гостинцы сегодня не приносят, так это потому, что мы, слава богу, не голодаем и внимание не измеряется ценностью подаренных продуктов. О двоечниках, кстати, есть кому теперь заботиться. Сегодня отличник может сосредоточиться на своей учебе, а не тащить бремя заботы о хулигане, который ни родителям, ни школе не нужен.

Вспоминают, что раньше дети были сыты, обуты, в садах и школах сидели под присмотром. И не помнят, что питание детей в этих садах и школах было платным. В среднем 10 рублей в месяц в саду и от 11 рублей в школе. Многие дети в школе раньше не ели или обходились 25 копейками на булочку с чаем. И вещи за старшими донашивали, одежду перешивали, обувь чинили не только из-за дефицита, но и по причине безденежья.

Что мешает людям помнить об этом? Стыд? Жалость к себе?

Они же соблазняют бывших советских людей приукрасить себя и своих сограждан. Счастливое детство и благородство советских граждан — два тяжелейших мифа. Наши люди превратились в коллективного брюзгу, который не любит и не понимает новых поколений, новой жизни и всегда считает, что его поколение было лучше. Это общее место. Одна из первых дошедших до нас древнеегипетских записей посвящена дурной молодежи.

Люди всегда будут думать, что они лучше своих детей. Но дети всегда будут жить лучше родителей. Мне кажется, многим россиянам это утверждение не дает спокойно спать.

Поэтому они любят вспоминать, что в Союзе люди были сплоченные, добрые, душевные: мол, соседи приглядывали за чужими детьми, двери от воров не запирали, цвела взаимовыручка, муки с яйцами можно было одолжить в любое время дня и ночи.

Но ведь соседи за детьми приглядывали, потому что все жили в одинаковой убогости, у всех дети бегали днями на улице, поэтому присматривать за ними вынуждал личный интерес. По той же причине и кормили. Причем не в каждом доме, а только там, где еда была. И кормили голодных. Во времена карточной системы, в послевоенные времена, чужую детвору на время обеда из дома чаще выпроваживали. Представьте, что сегодня кому-то жаль для друзей сына бутерброда с маслом. А тогда жалели, потому что масла сами почти не ели, а за хлебом стояли в очередях.

Или представьте сегодняшнюю домохозяйку, которая приходит к вам вечером за стаканом муки. Нонсенс.

Зачем с теплотой вспоминать, как раньше ходили по этажам одолжить то яиц, то муки, то сахара? Ведь это же свидетельство глубокого неблагополучия. В условиях дефицита и высокой занятости не у всех в доме были продукты: полки в магазинах были полупустые, самих магазинов было мало, порой до магазина надо было идти полчаса, а работали они до 18.00–20.00. Поэтому каждый гражданин для каждого был запасным выходом.

Взаимовыручка была там, где человек оказывался не защищен государством. Она была вынужденной. И семьи разного культурного уровня и финансового достатка вынуждены были держаться друг за друга через не хочу. Потому что иначе бы они бы с трудом выжили.

Если все были добрыми, кто в коммуналках за лишнюю комнату убивал друг друга? Доносы за место на службе кто писал? В роддомах кто унижал женщин? В лагерях и тюрьмах кто избивал, пытал? Почему в стране добрых и отзывчивых людей слова «сирота» и «детдом» звучали как самые страшные? Сироты есть во всем мире, но только в таких странах, как СССР, сиротство было приговором всей жизни.

Не все люди были добрыми. И детство не у всех было счастливым. Иначе бы не превратились люди в одночасье в зверей, которые забивали друг друга до смерти в очередях, а все 90-е стреляли, резали друг друга на «стрелках», травили паленой водкой, обворовывали, грабили, насиловали. Благородный воспитанный человек не превратится в одночасье в сволочь.

Мои статьи о советском прошлом показали, как страшен человек без памяти. Люди не просто забыли своей нищеты, жизни впроголодь и массового остервенения — они хотят все это вернуть. Для себя и своих детей.

Массовый советский человек вышел из своего прошлого чистым и свежим, будто из бани. Но он человек без прошлого. Провинившегося человека Господь, как мы знаем, в наказание лишает ума. А у целых народов он в назидание другим отбирает память. Поэтому наша страна вот уже который год такая несчастная — она просто опьянена беспамятством.

Мы живем сейчас не очень хорошо. Но гораздо лучше, чем раньше. Это «лучше» может быстро поменяться на «хуже», если люди продолжат искать свое счастье в забвении, будто алкоголик в бутылке. Мы должны найти в себе силы принять свое прошлое целым, без купюр. И быть счастливыми с этим своим прошлым за спиной. И с настоящим перед глазами. Забывают плохое только слабаки. Сильные умеют жить и на трезвую голову.

Анастасия Миронова

              
Версия для печати
Из выпуска от 28-09-2016 рассылки Газета.Ru - Первая полоса
Подписаться
Спасибо, не нужно
Автор:
Subscribe. Мир женщины Подписаться
Спасибо, не нужно
| В избранное
Как всё будет выглядеть в блоге:
Советский человек сам себя боится
Мы должны найти в себе силы принять свое прошлое целым, без купюр. И быть счастливыми с этим своим прошлым за спиной. И с настоящим перед глазами. Забывают плохое только слабаки. Сильные умеют жить и на трезвую голову.
Скопируйте код для блога:
  

Комментировать( 48 )


28 сентября 2016 года, :09

То что все в целом были более счастливы это точно , так как не понимали насколько были несчастны

29 сентября 2016 года, :09

СУДЯ ПО НАСТРОЕНИЮ АВТОРА СТАТЬИ,Анастасии Мироновой. Сейчас люди тоже несчастные, включая саму Миронову. Более того г-жа А. Миронова, полностью обгадив СССР и ей жителей, таким образом пытается избавиться от своего собственного НЕВРОЗА (как Гитлер, который предлагал ругать евреев, чтобы отвлечь внимание масс от реальных проблем). Хитро, но подло.
ПРИ ЛЮБОМ СТРОЕ,В ЛЮБОЙ СТРАНЕ И ПРИ ЛЮБОМ РУКОВОДИТЕЛИ ЕСТЬ СВОИ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ!!! ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК ВИДИТ И ТО И ДРУГОЕ.
ГЛУПЕЦ И НЕВРОСТЕНИК, Такой как Миронова А. видит только г......, но это их личные проблемы.

29 сентября 2016 года, :09

Ах, Елена Ч, свои ошибки найдите, грамотный Вы человек.

28 сентября 2016 года, :09

Соглашусь с каждым словом. Не могу понять этой ностальгии по ссср. Даже вспомонать не хочу эту убогую жизнь, которую и жизнью назвать язык не поворачивается .Очень хорошая и честная статья. Почему люди не хотять честно и открыто говорить об этом убожестве под названием ссср- не могу понять.!

29 сентября 2016 года, :09

а я не соглашусь.. "В СССР туда брали только одаренных". не правда, туда брали детей начальников.. а одаренных- в сторонку. Я эту несправедливость и многие другие несправедливости испытала на собственной шкуре..

03 октября 2016 года, :10

ой, как вспомню эти пионерские лагеря!................... мороз по коже!............. не понимаю, как это могло нравиться?!! каким дебилам?

05 октября 2016 года, :10

+100000!

28 сентября 2016 года, :09

Людям в СССР жилось лучше, потому что они были моложе. И конечно, были реалии, которые просто страшно вспоминать.

28 сентября 2016 года, :09

Otlichnaya staytia. V samuy tochku. Do six por vudavlivayu iz sebya sovkovskiy strax i ubojestvo.

29 сентября 2016 года, :09

Действительно, мы были моложе и беззаботнее.Деревья больше и небо голубее.
Но статья отличная.

29 сентября 2016 года, :09

Пр пионерские лагеря вообще не соглашусь. Если автору не повезло и ее туда "сплавляли" и ей там было плохо, то не нужно говорить за всех. Тем более, заявлять, что пионерские лагеря "могли любить только дети без развитой индивидуальности. Не умевшие занять себя. Жившие в тяжелых бытовых условиях. Плюс очень небольшой процент от природы непробиваемых и неестественно общительных детей." Лично я, например проводила в лагере по 2 смены ежегодно с 8-ми до 15-ти лет. У нас была тесная, очень дружная компания. Мы каждый год договаривались - в какие смены поедем в след. год. Переписывались, и уже с апреля начинали "доставать" родителей, чтобы путевки купить не забыли. В лагере было, действительно, весело, интересно и свободно от родительских нотаций, опеки и контроля.

Что касается чтения - читали много и почти все. Но и книги тогда печатали не чета романам Донцовой, Устиновой и др. "шняги" типа детективов, любовных романов или романов о зоне и ворах.

Занять у соседки муки или соли приходилось совсем не из-за того, что "не у всех в доме были продукты". Зачастую во время приготовления какого-либо блюда вдруг обнаруживалось, что чего-то не хватает. И тут автор правильно заметила, что магазинов было мало, закрывались рано, да и прибежав туда, можно было не обнаружить на полках нужный прямо сейчас продукт. Теперь же, конечно, когда магазины практически в каждом доме, проще сбегать вниз и купить недостающее.

В секции берут далеко не всех детей - тут автор лукавит. Да и бесплатных секций сейчас практически не существует.
Нет, я не ностальгирую по СССР. Сейчас мне жить больше нравится. Но и огульно все охаивать считаю не этичным.

29 сентября 2016 года, :09

дурацкая статья. Время всегда вносит свои коррективы в историю. Если бы страна СССР просуществовала бы до настоящего времени, было бы то же самое, что и сейчас: и куча продуктов в магазине, и свобода выбора во всех областях. Были перегибы и тогда, есть перегибы и сейчас. Все зависит от царя и от народа. Я тоже всегда была в восторге от детских лагерей, где появлялось много новых друзей, и могла посещать бесплатно любые кружки, какие хотела. Лично мне всегда хорошо - как во времена СССР, так и в настоящей неразберихе. И не всегда нужно смотреть на Запад. Бывали времена, когда к нам на заработки приезжали специалисты из Европы. При таком подходе к своей истории следует ожидать, что поколение наших внуков будет хаять и плеваться на ту историю, которая творится сейчас. А СССР, как ни крути, был державой.

29 сентября 2016 года, :09

+++++++++++++++++

29 сентября 2016 года, :09

"Если бы страна СССР просуществовала бы до настоящего времени, было бы то же самое, что и сейчас: и куча продуктов в магазине, и свобода выбора во всех областях" - вот это заявление!
Вы что, про Южную Корею ничего не знаете?

29 сентября 2016 года, :09

"И вещи за старшими донашивали, одежду перешивали, обувь чинили не только из-за дефицита, но и по причине безденежья". Зато дети и жены партийных чиновников ходили разодетые в импортные вещи и украшенные золотом.. Сейчас все тоже самое происходит .. только на другом уровне..

29 сентября 2016 года, :09

Khto plache za sovkom - zgadaite, yak vam likuvaly zybu

29 сентября 2016 года, :09

Зубы лечили ужасно. Но и сейчас - мало того, что очень дорого, так еще и как повезет (доктора ведь не боги). Одно удовольствие - не больно.

29 сентября 2016 года, :09

Автору хочется сказать одно- "Дура".Извините, но это так.

29 сентября 2016 года, :09

Ну, если Ваш словарный запас других слов не содержит...

29 сентября 2016 года, :09

А может, оставим в покое советские времена? Все там было, и хорошее, и плохое. Нельзя у людей отнять их молодость, а она всегда веселее старости.

29 сентября 2016 года, :09

Автор статьи во многом нагло врет, так как не жила тогда, не знает фактов, а надо писать, надо зарабатывать деньги

29 сентября 2016 года, :09

И что же это она нагло врёт? Пояснили бы, а не голословно обобщали и отрицали.
Лично я это вот всё хорошо помню. Хорошее тоже помню, но оно не отменяет плохого.

29 сентября 2016 года, :09

Практически во всем. Нет, даже не врет, а подтасовывает факты, поскольку застала по рождению уже конец СССР. Мои дети, к примеру, практически ничего об этом не знают (потому что не помнят уже). Знают только по рассказам. Ну, а рассказывают все по разному. Девушка же просто поставила себе целью за какой-то надобностью. ей одной известной, начать писать о том. как де плохо было в СССР (все-все плохо - прочтите ее другие , простите, "высерки").

К примеру - цитата
А еще дети плохо питались. Манная каша с пеленок, коровье молоко -- все, что сегодня давать детям запрещают. В одном из докладов европейского отделения ВОЗ прочитала, что больше 70% советских младенцев в 1970-х страдали ожирением по типу паратрофии: были толстыми и короткими, так как питались исключительно углеводами. Подростки жили на картошке, кашах и макаронах. Из овощей -- полусгнившая еще в полях капуста, морковь, свекла, лук.

Простите, Вы много помните "коротких и толстых" детей? Вот сейчас, на фастфудах, видимо все стройными должны считаться?

Еще цитата

Пеняют мне, что я почти не жила при Союзе и поэтому не могу судить о нем. Извините, но так можно договориться до черт знает чего. Чтобы иметь ясное представление о каком-либо общественном явлении, нужно: а) собрать достаточно репрезентативную выборку; б) запомнить и обработать в голове полученную информацию. Я с детства очень внимательно слушаю, читаю, смотрю телевидение.

Так на чем основывается уверенность человека 1984 г.р?

К примеру, Вам в лагере не нравилось, а мне - очень там хорошо было.
Что делает г-жа Миронова? Правильно, проводя опрос, сознательно опускает ответы - хорошо и усиленно ищет ответы, типа - плохо. Так и во всем остальном.

29 сентября 2016 года, :09

А я действительно не любила пионерские лагеря.

29 сентября 2016 года, :09

+++

29 сентября 2016 года, :09

Аффтор, примите поздравления с успешным тестированием на вместимость желудочно-кишечного тракта: ваша утроба рассчитана на тонны печенек, с одной стороны, и на километры туалетной бумаги, с другой стороны. По поводу тестирования головы - наши аффтору сожаления: ни одного кубического миллиметра для размещения мозга нет - всё забито токсичными отходами жизнедеятельности, которые производятся желудочно-кишечным трактом аффтора.

29 сентября 2016 года, :09

Ой, Любовь Чернышева, да у Вас копролалия разверзлась!

29 сентября 2016 года, :09

И что уж Вас так задели мои слова, обращенные к аффторше, Sanoчка? Читателям, разумеется, понятно, что ТЕкСТЫ, аналогичные вербальному выбросу "госпожи Мироновой" являются плодом коллективного творчества, но к чему бы такой самопал? И, да: проецирование лечится, в том числе и групповое. А впрочем, ваш случай безнадежен: тонны печенек весьма вредны для копролалИЙ. Примите же на прощание пожелания здоровья, в том числе, и нравственного.

29 сентября 2016 года, :09

Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь. (Ф.Раневская)

kivgan_***@m*****.ru 29 сентября 2016 года, :09

Да уж!!! Статейкай еще та... "Здравствуй девочка секонд-хенд" получается лучше, чем "перешивать и донашивать". Донашивают, только за другими не нашими, зато все в разном... И все вместе с автором дружно это не замечают, только головой как болванчики кивают. А булочка с чаем стоила: булочка9-10коп, а чай 2 коп, а не 25 как пишет автор, видно совсем склероз замучил. За 15 коп можно было пироженное купить, а не булочку. Бедные обездоленные люди, которым все плохо жилось: жить не давали, работать не давали, есть не давали, одеваться не давали и думать головой тоже не давали....

29 сентября 2016 года, :09

И зачем свое восприятие действительности тогда, сейчас предъявлять, как объективное мнение. Мой друг пожив в Бостоне сейчас, в шоке большинство живет в советских дачных домиках и Гарвардская ветка метрополитена загажена и поезда по ней курсируют ржавые... Из этого, по логике автора, можно сделать вывод, что американская система недееспособна? Глобальней мыслить надо, ставя оценки Государству. А у Человека выбор есть всегда и при любом режиме. Вопрос только в том, что нужно сделать, чтобы реализовать свой выбор в данной системе. Я, например, В СССР самостоятельно (13 лет) перевелась из школы на окраине провинциального городка в элитную школу в центре, выпускники, которой сейчас на планетарных олимпиадах побеждают... Мы все дети СССР -он наш фундамент или корни, и наши дети, и наши внуки питаются теми корнями. И Вы, автор, такая какая есть, замечательная - продукт того времени. Глупо, по- моему, с позиции веток оценивать корни.

29 сентября 2016 года, :09

Смешно, когда люди воспринимают всерьез какую-то ересь от авторши 1984 г.р.)) Ребята, когда СССР распался, ей было 7(!!) лет. Какой свой личный опыт жизни в СССР она может предложить для обсуждения?
Мадам понятия не имеет о той жизни, и весьма смутное - об этой)). Претендуя на объективность, она либо по глупости не подозревает, либо намеренно умалчивает о том, что сейчас лагеря стали попросту недоступными для большинства родителей. А дети, которым сейчас болтаться по улицам элементарно небезопасно, просиживают каникулы у компа, такие же ненужные ни родителям, ни школе. Это в лучшем случае. В худшем - употребляют спайсы, с которыми открытое демократическое государство ничего поделать не может.
Вместо популяризации науки и прогресса в школах процветает поповщина. А главная ценность демократической России- это деньги, которые любого делают красивым, талантливым, восхитительным, каким бы тупым уродом он ни был)).
Напишите об этом, мадам. Чтобы лет через 30 у Вас и Ваших ровесников не возникло вдруг соблазна ностальгировать по этому периоду)). Имея эту прекрасную возможность, запечатлейте СВОЮ реальность вместо того, чтобы соваться в ту, к которой не имеете отношения.

29 сентября 2016 года, :09

И зависть процветала поголовно. У бедных- понятно, но и богатые всё оглядывались вокруг, не дай Бог у кого тряпка подороже.
Смелая,сильная статья, спасибо!
А на так называемую "критику" не обращайте внимание, Ваша задача ведь беспристрастно отражать и прошлое, и настоящее. Несогласные будут во все времена. Жаль только, что злоба застилает многим глаза и дискуссии с уважением к оппоненту не получается, и не получится.

29 сентября 2016 года, :09

Простите, оппонент - это кода человек "в теме", а если только понаслышке и с апломбом уверенного всезнайки, то о каком уважении может идти речь? Тем более, что автор сама никого не уважает.
А насчет зависти... Так она порождается не каким либо социальным укладом, а всего лишь чертой характера человека

30 сентября 2016 года, :09

Процветала не больше чем сейчас, когда неравенство выражено гораздо более ярко чем тогда. Но сегодня оно принимает поистине карикатурные формы - люди, питающиеся дошираком, ходят с айфонами, а жители общаг - покупают машины, в несколько раз превосходящие стоимость их жилья)). Но о таком настоящем авторша почему-то не задумывается.

05 октября 2016 года, :10

+++++++++

29 сентября 2016 года, :09

К сожалению,как показывает мой жизненный опыт, эта черта характера часто напрямую связана с именно с социальным укладом.

30 сентября 2016 года, :09

Ну, простите, не зависть это, а желание быть "не хуже людей". Идет от низкой самооценки и неуверенности в себе. К сожалению, в Союзе самооценка в большинстве случаев зависела от того - кто ты. Если "просто человек", то тогда - кто твои знакомые. Если среди знакомых не было высокопоставленных, то тогда - что у тебя есть (ковры, хрусталь) и что на тебе надето. Кстати, и сейчас у людей с низкой самооценкой критерии те же самые. Вот и пыжатся - смартфоны, машины, шубы в кредит. Только чтобы не выглядеть "хуже других".

kivgan_***@m*****.ru 30 сентября 2016 года, :09

Как тогда так и сейчас есть которые пыжатся "шоб все как у людей и не хуже..." И это только от головы, от воспитания. Узколобых всегда хватало. И, даже странно, что это для некоторых определяет социальный уклад!!!

30 сентября 2016 года, :09

Вот сразу видно, что человек не изучил вопрос, а хвастается, что внимательно читал. Все мою школьную жизнь с 1967 по 1977 год целый обед из трех блюд стоил 30 копеек, а не булочка с чаем.

04 октября 2016 года, :10

+100500
а у меня в институте весь обед из трёх блюд стоил 60 коп. )) и это не 60-70-е годы, а конец 80-х !!! ))

03 октября 2016 года, :10

А к чему это все? Людей позлить и рассорить? зато блеснуть пером/умом...
Между умом и мудростью бездна.
Не причинить вреда и не обидеть всегда сложнее, чем "творить добро"

03 октября 2016 года, :10

Спасибо, Автор! Я с детства ненавижу пионерские лагеря (и им подобное), 2 раза сбегала из них. И до сих пор чувствую себя некомфортно в больших компаниях, где нужно всем выполнять что-то под диктовку свыше. Нет у меня стадного чувства. И про нашу жизнь вы очень верно и откровенно объяснили. Мама у меня на заводе с утра до позднего вечера, прибежит- и в магазин в очередь за продуктами. А чтобы их купить - очередь за талонами -раз в месяц. Прокладок элементарных не было, зубы без анестезии лечили (и взрослыи и детям, аборты процветали (и тоже наживую).А тотальный дефицит? Утюг просто так не купить было, все по записи, по талонам. БЛАТ процветал! Это плохое, а хорошее - это то, что можно было заработать квартиру, труд рабочего был в почете, было настоящее "диспансерное" наблюдение- и маме давали талоны на бесплатное питание, каждый год путевки от профсоюза в санатории (в т.ч. Латвия, эстония, сочи, местные). И про детские фильмы, мультики, книги автор права. Это было самого высокого класса и остается до сих пор. Потомучто те, кто их создавал, были одними из нас, незакормленными ГЕНИЯМИ, перебивающимися с копейки на копейку. А сами знаете, талант должен быть голодным. А что сейчас наши дети видят? Телеящик лучше вообще не смотреть - уже в рекламах эротика и т.д. по списку. Во главе угла-золотой телец, такое уж время.

03 октября 2016 года, :10

Спасибо, Анастасия! согласна с каждым словом - думать надо головой и не забывать ничего!

05 октября 2016 года, :10

++++++++++

05 октября 2016 года, :10

А чего мой комментарий убрали? Не понравилось, что я знаю не понаслышке жизнь за границей? так их детки тоже донашивают вещи! И КАК-БЫ МЫ НЕ ЖИЛИ, НЕФИГ ОБСИРАТЬ НАШУ ЖИЗНЬ! ДРУГОЙ У НАС НЕ БУДЕТ!!!

09 октября 2016 года, :10

У каждой нации есть свои положительные и отрицательные качества. Совсем недавно узнала, что мы руские имеем отрицательное качество - злобность! И автор Миронова прямое тому доказательство!!! Ну очень злобно!!! Нигде и никто так злобно не пишет о своей стране.

17 октября 2016 года, :10

Да, у автора Мироновой большие проблемы с восприятием жизни вообще! Ну разве можно такое серьезно читать:"что в детский лагерь сбывали с рук -- ребенок нередко был в семье лишним ртом". Одно скажу, что не повезло Мироновой с родителями! И вот результат...