Обжигающее чувство, чудесная боль, ясная уверенность в том, что мы нашли того или ту, с кем будем счастливы… Каждому (или почти каждому из нас) хотелось бы это пережить. А что, если любовь с первого взгляда не просто случайность?

«Я знаю, что это ребячество, но мне так хочется испытать такое – хотя бы однажды». Елена в 30 лет мечтает о любви с первого взгляда. Она понимает, что ошеломляющая влюблённость не гарантирует ни взаимной верности, ни счастья. Не раз она слышала от подруг, читала в журналах и романах, что это чувство иллюзорно, а разочарование почти гарантировано, и все же мечтает о внезапной встрече, которая обострит её чувства, возможно, изменит судьбу.

Любовь с первого взгляда занимает особое место в личной мифологии, которая сложилась в душе каждого из нас. Ведь, в сущности, что она такое? «Это мгновенная идеализация встреченного нами человека, – говорит юнгианский аналитик Татьяна Ребеко. – Почти молниеносно появляется уверенность: перед нами именно тот, кто сделает нас счастливыми». Но все ли могут влюбиться с первого взгляда?

Когда переполняют чувства

«Она приходит нежданно, захватывая всё существо человека, он просто не отдает себе отчета в том, что с ним произошло, – рассказывает психотерапевт Глеб Лозинский. – Его сознание фокусируется только на мыслях о другом, на его образе, на влечении к нему. Он осознает, что кто-то управляет этими отношениями. Они растворены в вихрях, они – словно стихия».

«Я как будто… потерял себя – и мне вдруг принесли от меня весть», – пишет французский писатель Андре Бретон в своей знаменитой книге «Безумная любовь». Те, кто познал это чувство, вспоминают, что нахлынуло оно мгновенно и совершенно неожиданно. «Я бродила по выставке, рассматривала картины, – рассказывает 42-летняя Ольга. – И вдруг почувствовала, что на меня кто-то смотрит. Мне улыбался седоватый мужчина. Я почему-то подумала: «Счастливый и умный человек. С ним можно прожить всю жизнь». Незнакомец подошёл к Ольге, они разговорились… «Позже и Саша говорил о том, что в тот момент, как и я, ощутил невероятный прилив энергии, лёгкость, пружинистость. Взрыв эмоций!»

«В такие моменты мы воодушевляемся, воспламеняясь от искры жизни, – улыбается Татьяна Ребеко. – Это состояние сродни инсайту в психотерапии, когда мы долго и мучительно не можем найти ответ на важный для нас вопрос, но в какой-то момент происходит озарение. И всё становится на свои места, появляются легкость и понимание». Глеб Лозинский добавляет: «Любви с первого взгляда всегда сопутствует ощущение уникальности. Мы вдруг осознаем, что этот человек – единственный и с ним мы проживём всю жизнь. Поэтому таких моментов не может быть много – один, два, три. Если же череда влюблённостей бесконечна, возвышенная часть любви с первого взгляда и уникальность встречи с самим собой в этих переживаниях исчезают. Тогда речь скорее идёт об определённой форме невроза, который проявляется в навязчивом поведении человека, «влюблённого в любовь».

32-летняя Марина уверена, что не способна на такое легкомыслие. «Мне нужно узнать человека, прежде чем я смогу полюбить его. Я не могу просто так – щёлк! – и влюбиться. Со мной такого не было, и я не хотела бы это переживать». Она убеждена, что любовь с первого взгляда никогда не случится с ней, потому она в ней не нуждается… Но Марина ошибается. «Это чувство не зависит от нашего желания, потому что приходит к нам бессознательно», – утверждают наши эксперты. Влюбиться с первого взгляда может каждый из нас (включая и тех, кто избегает этого сознательно). Но только при определённых условиях.

Когда мы встречаем себя

32-летний Степан, встретив Наталью, не искал любви. Впрочем, и она тоже. Он только что обустроил квартиру в Питере и собирался насладиться роскошью холостяцкой жизни. Она, закончив аспирантуру, уезжала учиться в Страсбург на два года. Тем вечером она устроила праздник по случаю отъезда. Степана привел с собой приятель. «Влечение, которое я почувствовал к Наташе, было таким сильным, что я его даже испугался, – вспоминает Степан. – Я не хотел в это верить, я лгал себе, потому что это внезапное чувство угрожало всей моей спокойной жизни! Я ушёл с вечеринки, уверенный, что всё осталось там, но уже на следующее утро мне стало её не хватать. И я ей позвонил». То же самое рассказывает и Наталья: «Я увидела его и словно попала под гипноз. Я знала, что в тот момент моя судьба играет со мной, что он был той частью пазла, которой не хватало моему счастью. Когда он позвонил, я приняла абсолютно безумное решение отказаться от поездки. И никогда об этом не жалела».

«Насыщенная энергией, мощная любовь с первого взгляда затрагивает очень глубокие (архаичные) пласты нашего бессознательного, – поясняет Татьяна Ребеко. – И чем более «бессознательна» эта любовь, тем она заразительнее для того человека, в которого мы влюбились. Его бессознательное начинает резонировать, и он отвечает взаимностью. В этой молниеносной влюблённости мы принимаем полностью другого человека – но и он так же принимает нас. И осознание того, что мы достойны этого чувства, окрыляет!» Если роман развивается поступательно, спокойно, это так не будоражит друзей возлюбленных. А любовь с первого взгляда заражает даже тех, кто рядом. Всем хочется испытать столь же сильную страсть. Но готовы ли мы к встрече с ней?

Когда мы свободны

Начало всему, разумеется, встреча с тем или той, кто поразит нас до глубины души. Психоаналитик Ролан Гори (Roland Gori), говоря об иррациональном аспекте этого чувства, вспоминает слова Пикассо: «Я не ищу, я нахожу».

Здесь логика та же: невозможно найти любовь с первого взгляда, поставив перед собой такую цель. «Потому что это безумие возникает всегда непроизвольно, – говорит психоаналитик, – оно вдруг охватывает нас при виде человека и подменяет его образ чарующим миражом».

Любовь с первого взгляда требует открытости другому человеку, внутренней свободы от всех обязательств. Но в таком состоянии мы находимся не всегда. «Если мы уже влюблены и счастливы в наших отношениях, ничего не произойдёт, – говорит Татьяна Ребеко. – Ведь в этом случае мы понимаем природу своих страхов и желаний и не потворствуем энергии застоя, выплескивая её в отношениях с реальным партнером, в конфликтах и примирениях с ним. И у нас не возникнет неосознаваемой потребности влюбиться с первого взгляда».

«Когда же человек подавляет свои тревоги, когда он не в контакте с самим собой и в этом смысле несвободен, его может прорвать половодьем чувств, – соглашается Глеб Лозинский. – Так он не только выпускает, освобождает эту накопившуюся отрицательную энергию, но и встречается с самим собой. Можно сказать и так: мы влюбляемся в другого, что помогает нам познать себя, почувствовать контакт с собой, со своим бессознательным».

Почему это чувство пугает

Далеко не всегда внезапное чувство перерастает в длительные отношения. Нередко потому, что стратегией поведения влюблённых становится… бегство.

«Любовь с первого взгляда сметает привычную жизнь, и это может пугать, – поясняет Татьяна Ребеко. – Ведь в такой ситуации мы теряем контроль над тем, что так кропотливо создавали. Поэтому, стремительно влюбившись, мы можем решить не идти за этим чувством».

Всегда ли это взаимно?

Нет. В том и трагизм ситуации. «Любовь с первого взгляда приходит, когда нам кажется: мы встретили человека, который говорит нам о нас самих, – объясняет психоаналитик Ролан Гори. – Он даёт нам этот сигнал не только помимо нашей воли, но и помимо собственной. И взаимность при этом, конечно, не гарантирована». Когда другой не разделяет наших переживаний, нам грозит опасность замкнуться в своей страсти и любить страдая. Единственный выход – принять как данность, что этот мираж видим мы одни. И попытаться перенаправить своё внимание, чтобы не погружаться целиком в подступающую боль.

В то же время любовь с первого взгляда даёт надежду пережить (получить, почувствовать) то, к чему мы стремимся, о чём мечтаем, в чём так сильно нуждаемся. Но такая перспектива иногда оказывается настолько пугающей, что человек не в силах совладать с собой. Бегство спасает его от тревоги. Отказываясь от влюблённости, мы защищаем себя и от мучительного разочарования, которое неизбежно, если чувство окажется безответным. Но всё же чаще так поступают те, кто не уверен в себе. Это напоминает первую школьную любовь, которую мы изо всех сил скрывали от нашего возлюбленного или возлюбленной. Так мы пытались сохранить это чувство, с которым не знали что делать. Мы боялись: если мы признаемся в любви, нас могут отвергнуть, осмеять и в итоге бросить.

Когда чего-то не хватает

Внутренняя потребность вдруг влюбиться сродни едва уловимому чувству, что нам чего-то не хватает. Внезапная любовь помогает понять, чего именно. «Влюбляясь, мы испытываем ощущение полноты, как если бы к нам вернулась отсутствующая часть нашей личности, – пишет психоаналитик Роберт Джонсон (Robert Johnson). – Мы ощущаем, словно внезапно поднялись над повседневностью. Жизнь становится напряжённой и полной радости, экстаза».

Движимые безотчётной неудовлетворенностью, мы видим долгожданного «спасителя» именно там, где, сами того не ведая, его ожидали. И, ощутив себя «завершенными», чувствуем, что достигли цели. Нас завораживает иллюзорное чувство совпадения, словно человек, на которого упал наш взгляд, дополнит нас и исцелит наши раны.

«Бывает, что внезапная любовь сверкнёт как молния, именно когда небосвод закрыт тяжелыми тучами, когда мы только что пережили тяжелые времена, – размышляет Татьяна Ребеко. – В такие кризисные моменты чувство может вспыхнуть к мужу подруги (жене друга), потому что есть ощущение, что благополучие наших друзей создано их партнёрами».

Но всё же чаще происходит встреча с незнакомым человеком, который внезапно приходит к нам на помощь, поддерживает нашу пошатнувшуюся личную вселенную.

Так, Юлия в 41 год впервые испытала любовь с первого взгляда. «Эта встреча произошла, наверное, в худший момент моей жизни: я узнала, что муж мне изменяет. Я старалась его простить, но чувствовала лишь отвращение к себе и стыд». Однажды руководство поручило Юлии встретиться с новым клиентом. «Меня ждал высокий угловатый мужчина, у него были детские руки и очень грустный взгляд. Моё сердце бешено заколотилось, я чувствовала беспокойство, трепет, желание. Он же был так глубоко погружён в свои мысли, что ничего не заметил. Через несколько дней по дороге на работу я увидела его в метро. Я была так поражена, что подумала: это галлюцинация. Он остановился. Я покраснела, что-то пробормотала и поспешила прочь, так и не узнав, было ли моё чувство взаимным…»

Когда мы готовы вернуться в прошлое

«Мы ищем в любви чувство безопасности, которое испытывали в раннем детстве, рядом с матерью, – говорит Татьяна Ребеко. – Взрослея, мы продолжаем искать это чувство безопасности в отношениях с партнёром». К любви с первого взгляда склонны те из нас, кто остро ощущает потребность вновь пережить те мгновения, когда мы обменивались с матерью самыми первыми в жизни, эмоционально наполненными взглядами. «Это происходит совершенно бессознательно и не зависит от нашей воли, – продолжает психотерапевт. – В этом чувстве мы внезапно регрессируем, с необыкновенной быстротой возвращаясь к более раннему периоду нашего развития. Почему? Потому что этот незнакомый человек воспроизводит для нас то пространство, в котором мы ощущали любовь матери и это ощущение запало в самую глубину нашего существа. Конечно, это нас поражает, потому что находится за пределами нашего сознания».

Мы околдованы и потрясены, вновь переживая эмоциональную насыщенность первых в жизни моментов общения, испытываем то самое острое любопытство, которое движет нами с момента появления на свет. Любовь с первого взгляда словно даёт нам возможность наяву пережить возрождение.