Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Дрезден. Фрауенкирхе-разрушенная и восстановленная...

Церковь Фрауэнкирхе (Frauenkirche)
masterok
3 января, 2013


Церковь Богородицы под названием Фрауэнкирхе представляет собой евангелическо- лютеранскую церковь в городе Дрезден (Германия) и является одним из самых значительных соборов этого города.

Давайте узнаем подробнее нелегкую историю этого величественного сооружения ...






Церковь на этом месте существовала уже в XI веке. Небольшая романская постройка была впоследствии расширена в готическом стиле, а в конце XV века обзавелась башенкой. Со времен Реформации эта церковь (также посвященная Богородице) стала принадлежать лютеранской общине Дрездена. Именно здесь был похоронен известный немецкий композитор Генрих Щютц (1585-1672) (после сноса старого храма его могила была утеряна; единственное, внутри нынешней церкви Богородицы я заметила небольшую мемориальную табличку или даже, скорее, полосочку, напоминающую о том, что композитор «нашел здесь свое последнее пристанище»). К началу XVIII в. здание церкви обветшало; к тому же, церковь уже не вмещала растущее число прихожан. В итоге в 1727 году прежняя церковь Богородицы была снесена.



После сноса старого храма началась история новой, барочной Фрауэнкирхе. Прежде чем власти утвердили проект Георга Бэра, прошло четыре года. Наконец, 26 августа 1726 года был заложен первый камень нового храма, и в 1743 году строительство было завершено. Стоимость проекта составила почти 300 тыс. талеров, причем основную часть суммы обеспечили пожертвования дрезденских граждан (часть средств, вообще-то, предназначалась для зальцбургских протестантов, изгнанных за свою веру из родных земель и бежавших через Саксонию; но в итоге эти деньги также ушли на строительство церкви и были, таким образом, использованы не по назначению).



Georg Balthasar Probst (1673-1748)

Уже новый храм, возведенный архитектором Георгом Бэрном, представлял собой монументальное сооружение высотой 95 метров, рассчитанное на три с половиной тысячи мест, увенчано огромным куполом. В данном соборе сочеталось, казалось бы, не сочетаемое. Так, сооружение при элегантной внешней простоте характеризовалось замечательным внутренним убранством.

Церковь Фрауэекирхе в то время была чудом строительства. В 1743 году это было самое большое здание, возведенное из песчаника и с самым крупным каменным куполом на север от Альп.



1880 год

Купол, изначально проектировавшийся Бэром как деревянный с медным покрытием, в итоге был построен из камня (песчаника) (насколько я поняла, окончательный вариант был выбран по причине меньшей стоимости). При этом за образец был взят венецианский собор Санта-Мария делла Салюте. Академики Захариас Лонглюн (Zacharias Longuelune) и его ученик Иоганн Кристоф Кнёффель критиковали барочный проект Бэра. Они потребовали, чтобы купол имел овальную форму и был больше устремлен ввысь. Проект внутреннего оформления разработал, собственно, Кнёффель. В итоге всех этих противоречий единственным элементом церкви, свободным от влияний классицизма, оказался алтарь



1749 год.


В 1743 году строительство, наконец, закончилось: на купол был установлен крест с навершием в форме буквы A, что символизировало господство Августа Сильного. Получилось великолепное культовое сооружение, один из самых значительных протестантских храмов немецкого барокко. Новая дрезденская Фрауэнкирхе отличалась необычной архитектурой: особенно стоит отметить своеобразную форму купола, сужавшегося книзу и напоминавшего по форме колокол. Ничего подобного тогда в мире не существовало, и уникальная конструкция даже заслужила прозвище «каменный колокол». Наружный диаметр купола составляет свыше 26 м.




На протяжении последующих 200 лет церковь неоднократно ремонтировалась и реставрировалась. Последняя существенная реконструкция была проведена в 1942 году. После воздушной бомбардировки в феврале 1945 года церковь Богородицы была полностью разрушена. Огненный смерч накалил атмосферу до 1200 градусов и уничтожил практически весь исторический центр Дрездена. На площади Ноймаркт не осталось ни одного здания. Кое-как выстоял только памятник Мартину Лютеру перед церковью Богородицы, и то очень сильно пострадал. На месте, где стояла церковь, высилась теперь лишь огромная груда развалин. По счастью, удалось совершенно случайно сохранить великолепный алтарь Фрауэнкирхе: расплавившееся олово из полностью разрушенного церковного органа послужило своеобразным «коконом», а деревянные части конструкции органа приняли на себя тяжесть падающих обломков купола, смягчив удар. Так что при расчистке завалов удалось извлечь около двух тысяч фрагментов алтаря, которые и были использованы при его реставрации позднее




Как уже указывалось выше, по время Второй мировой войны храм был полностью разрушен. Частично смогли уцелеть только северо-западная башня и хоры. На протяжении 1945-1949 годов были сделаны первые попытки исследовать остатки собора на предмет его восстановления. В тот момент было собрано и инвентаризировано приблизительно 600 кубических метров обломков. Однако, из-за недостатка финансов в послевоенные годы властями ГДР все-таки было принято решение не восстанавливать его и хранить для потомков как напоминание о произошедших событиях.






Руины церкви Богородицы так и остались почти нетронутыми до 1993 (!) года. Дело, вроде бы, было не только в нехватке средств (хотя и в ней тоже): власти решили не восстанавливать Фрауэнкирхе в качестве памятника жертвам войны, как напоминание потомкам. Так эти руины и простояли в центре Дрездена почти 45 лет. Это был мемориал наподобие церкви кайзера Вильгельма в Берлине или церкви Св. Николая в Гамбурге. Всё это время на руинах Фрауэнкирхе собирались люди, вспоминали своих погибших родных; здесь же проходили антивоенные демонстрации, встречались члены движения за гражданские права и в защиту мира...




Уже в 1989 году, благодаря движения «Акция- Фрауэнкирхе», на следующий год начался сбор средств для проведения работ по восстановлению собора из руин. Уже в начале 1993 года на месте разрушенного собора в Дрездене начались археологические работы, и уже первый камень был положен в фундамент в мае 1994 года. Однако основные строительные восстановительные работы начались только в 1996 году. Знаменательным явилось расположение рядом с восстанавливаемой церковью деревянной колоколенки с колоколом Фрауэнкирхе, единственным уцелевшим и входившим в число четырех колоколов, установленных в 1732 году.





Во время реставрационных работ архитекторами аккуратно разбирались развалины церкви на фрагменты, камни и осколки. Все эти фрагменты сравнивали и помечали, определяя место расположения данного камня в старой церкви. На стеллажах, имеющих большую протяженность, рядом с развалинами храма размещалось более десяти тысяч пронумерованных камней и фрагментов.





Для сопоставления некоторых цифр стоимости работ, можно обратиться к историческим справкам. Так, около 300 лет назад строительство церкви обошлось Германии в 288,57 тысяч талеров и 10 грошей, а восстановление оценивалось в 130 млн. евро. При этом городскими властями Дрездена выделено только десятая часть всей стоимости, остальные затраты – за счет добровольных пожертвований.




Для сбора были придуманы некоторые маленькие хитрости. Например, предлагались для покупки часы, у которых в циферблат был вмонтирован маленький камешек старого собора. Одним из основных спонсоров вышеуказанных работ был «Дрезднер банк» было продано около 40 тысяч спонсорских писем, выполненных в золоте, серебре и борнзе, стоимостью 1250, 750 и 250 евро соответственно.





Таким образом, только через 60 лет после разрушения церковь Фрауэекирхе была восстановлена из руин. К 800-летию Дрездена собор протестантов засиял после реконструкции, которая длилась на протяжении двенадцати лет. В 2005 году состоялось его торжественное открытие Фрауэнкирхе с присутствием президента Германии, канцлера ФРГ, а также других высокопоставленных лиц. Со смотровой площадки на высоте 70-ти м можно увидеть весь Дрезден как на ладони.






Торжественное открытие (освящение) обновленной Фрауэнкирхе состоялось 30 октября 2005 года: восстановить церковь удалось намного быстрее, чем предполагалось изначально, поскольку поток пожертвований (в том числе от могущественных меценатов и политиков из Великобритании, США, Франции и Швейцарии) намного превзошел ожидания. Теперь дрезденская церковь Богородицы — это не памятник жертвам войны, а символ примирения.






Нынешняя Фрауэнкирхе на 43% состоит из оригинальных частей; эти потемневшие камни видны повсюду, их пока еще довольно легко можно отличить от новых, этакий пазл, со временем цвет камней должен будет выровняться; единственное, при восстановлении купола были задействованы только новые камни, поскольку прежние слишком сильно пострадали, а нагрузка на купол очень серьезная, так что было решено не рисковать.





У колоколов собора Фрауэнкирхе судьба сходна с самим храмом. В 16-м веке (1557 год) после Реформации сюда был привезены три главных колокола католического монастыря Альтцелла закрытого типа, среди которых были: два колокола, отлитые в 13-м и 15-м веках, а также «Мария», датированный 1518-м годом и сохранившийся и в наши дни. А в 1619 году королевской литейней в Дрездене был отлит последний, четвертый, и самый большой колокол, весом около 700 кг.






В связи с поломками в строительных конструкциях церкви колокола были сняты в 1722 году и перевешены в церковь на кладбище. В связи с тем, что в 1726 году постройка новой церкви была запланирована в больших размерах, поэтому и набор колоколов нужен был новый. В него были включены два бывших больших колокола: «Мария» и колокол, отлитый в 1619 году, а два малых колокола подлежали переплавке. Обновленные колокола были существенно крупнее: 1,5 тыс. кг и 2,75 тыс. кг.

В годы Первой мировой войны для военных нужд в числе многих колоколов Дрездена в переплавку пошли и два средних колокола Фрауэнкирхе, отлитые в 1619 и 1733 годах.





Уже третий набор колоколов храма датируется 1925 годом. В Апольде на заводе «Шиллинг и сыновья» были отлиты три колокола, весом 550 кг, 800 кг и 1400 кг. В этот набор вошел и самый большой колокол из предыдущего набора. «Мария» же была исключена из-за неподходящего под новый комплект тона. Данный колокол был передан в церковь Хубертсбурга.
С началом Второй мировой войны на переплавку с церкви были сняты все колокола, кроме самого крупного, весом 2,75 тыс. кг и датированного 1734 годом. Однако, его не удалось сохранить и он погиб в 1945 году вместе с храмом.




Единственным уцелевшим колоколом храма остался «Мария». После церкви Хубертсбурга он в качестве подарка в 1945 году был передан церкви в Вермсдорфе, а в 1966 году – попадает в Дитмансдорф. Во время начала восстановительных работ было принято решение о передаче родному собору. Таким образом, после 72 лет колокол «Мария» вернулся в Фрауэнкирхе и был расположен в деревянной колоколенке рядом с восстановительными работами.

В 2000 году в результате проведенного конкурса на художественное оформление колоколов Фрауэнкирхе был выбран победитель Кристоф Фоерштайн. Молодым скульптором из Некарштайнаха было предложено оригинальное декорирование колоколов и достаточно выразительное их украшение.




Дрезден сегодня является одним из красивейших городов Германии. В этом городе расположено много сооружений, церквей и сооружений, выполненных в стиле барокко. Данный город служит экстраординарным художественным и культурным примером романтизма. Здесь жили такие известные немецкие поэты, как Шиллер, Гете, Новалис и Клейст.
Добраться до Дрездена достаточно легко, используя аэролинии. Также достаточно хорошо развита железнодорожная сеть. В случае, если турист решит отправиться в Дрезден из любого другого немецкого города, то это можно осуществить на поезде, стоимость билета на который составляет от 29 евро. Еще один и очень экономный способ путешествовать – автостопом.





Турист, у которого появилась возможность побывать в Дрездене, обязательно должен посетить церковь Богородицы (Фрауэнкирхе). Именно в этот храме можно ощутить спокойствие и умиротворение, созданное многими мастерами на протяжении многих веков. В богатое звучание колоколов говорит о той богатой истории как самого храма, так и всей Германии в целом.





Алтарь церкви Богородицы, как уже отмечалось, относят к чистому барокко, свободному от влияний классицизма. Сегодняшний алтарь на 80% состоит из исторического материала, т.к. его, как описывалось выше, удалось чудесным образом сохранить. Скульптурные работы по украшению алтаря выполнили Бенжамин Томэ (Benjamin Thomae) (1682-1751) и Иоганн Кристиан Файге (Johann Christian Feige) (1689-1751). (Кстати, именно Файге выполнил надгробный памятник архитектора Георга Бэра, находящейся в «нижней церкви» Фрауэнкирхе). Центральная композиция изображает Иисуса на Елеонской горе (молитва в Гефсиманском саду). Справа виден Иерусалим и спящие апостолы, из городских ворот приближаются солдаты, а прямо над Иисусом парит ангел, который держит в руке крест (символ грядущей смерти Христа на кресте). Надо всей композицией царит Божье око, называемое также «глазом провидения» (глаз в треугольнике). Традиционно для искусства эпохи барокко он окружен облаками.

В алтаре представлены также персонажи Нового и Ветхого завета: крайний слева — Моисей со скрижалями, ближе к центру — апостол Павел и мечом и книгой; крайний справа — брат Моисея Аарон с кадилом, ближе к центру — апостол Филипп с крестом. Ангелы несут над ними связки из пшеничных колосьев (слева) и виноградных лоз (справа): это символизирует хлеб и вино, то есть тело и кровь Христовы (причастие). Довольно сдержанная скульптурная композиция контрастирует с остальным пышным барочным оформлением церкви. Орган церкви Богородицы органично объединен с алтарем, довольно необычная конструкция:





Что касается собственно органа церкви Богородицы, то в 1732–1736 гг. здесь был построен трехмануальный орган с 43 регистрами, созданный органным мастером Иоганном Готфридом Зильберман (Johann Gottfried Silbermann). Кстати, вскоре после открытия этого органа на нем дал концерт И.С. Бах. В 1945 году орган был полностью разрушен, а вместе с ним и оригинальный проспект. Надо сказать, что до этого времени орган неоднократно перестраивался, расширялся, перенастраивался и обновлялся, так что к моменту своей гибели в 1945 году он насчитывал 5 мануалов и 85 регистров. Авторами убранства на проспекте зильбермановского органа были уже знакомые нам Георг Бэр (George Bähr) и Иоганн Файге (Johann Christian Feige).




В 1997–2002 гг., после принятия решения о восстановлении церкви и, соответственно, органа, начались бурные дискуссии о том, стоит ли пытаться скопировать погибший орган. Было признано более здравым вариантом не пытаться восстановить неоднократно перестраивавшийся, а теперь полностью утраченный инструмент, относительно которого не сохранилось детальных чертежей, а создать новый орган, который бы не только вписывался в убранство церкви Богородицы не хуже прежнего, но был бы более универсальным, чем зильбермановский, в плане широты исполнительского репертуара (ну и, разумеется, всех служебных церковных функций). Эти планы резко критиковали многие музыканты и эксперты (особенно представители известного течения исторического исполнительства). Они требовали полноценного воссоздания старинного органа XVIII века в максимальном соответствии с оригиналом, ссылаясь, в частности, на то, что все остальные элементы внутреннего убранства церкви восстанавливаются-де по старому образцу. Они считали неверным ставить за отреставрированным фасадом старинного органа совершенно иной, современный инструмент, и ссылались на то, что недостающие данные (мензуры и т.п.) можно восполнить по сохранившимся инструментам Зильбермана, т.к. мастер создавал свои органы по единой модели (например, орган в соборе города Фрайберга неплохо сохранился и, к тому же, относится как раз к той же эпохе). В итоге тендер выиграла страсбургская органостроительная фирма Alfred Kern & fils, а сторонники исторической реконструкции органа потерпели поражение. Известный немецкий биолог Гюнтер Блобель (уже много лет работающий в США, лауреат Нобелевской премии, почти всю ее сумму передавший на реставрацию церкви Богородицы в Дрездене), сторонник исторически достоверной реконструкции, в знак протеста даже отказался от почетного членства в попечительском совете церкви, а фонд Питера Дуссмана отозвал обещанные 1,5 млн евро финансирования.






Три мануала (хауптверк, оберверк и брустверк) и педаль реконструировались во многом на основании сохранившейся диспозиции Зильбермана; правда, был расширен диапазон и добавлены некоторые регистры. Считается, что фирме «Керн» удалось волшебным образом соединить органостроительные принципы братьев Готфрида и Андреаса Зильберманов (первый работал в Саксонии, второй — в Эльзасе).
Плюс к тому, теперь на органе можно исполнять и послебарочную музыку, в том числе французских романтиков (для этого предназначен швельверк [третий мануал]). Четвертый мануал [брустверк] рассчитан на сопровождение певцов и других инструментов, исполняющих старинную музыку, и настроен на полтона ниже (нота ля соответствует частоте не 440 Гц, а 415 Гц). Выбранная концепция реставрации объединяет два подхода: исторический аутентизм и универсализм. Тут вам и И.С. Бах, и Сезар Франк равно возможны, настолько велика палитра нового органа, настолько он многогранен и гибок. Так, во всяком случае утверждает официальный сайт церкви. Новый орган был закончен в сентябре 2005 года. В нем 4876 труб, 68 регистров, четыре мануала и педаль.




Внутри церковь очень светлая, нежная: доминируют розовые, голубые, зеленые и желтые тона. Внутренний купол был изначально расписан в 1734 году итальянским театральным художником Джованни Баттиста Гроне (Giovanni Battista Grone). Восемь полотен изображают евангелистов Луку, Матфея, Марка и Иоанна, а также аллегории христианских добродетелей: Веры, Надежды, Любви и Милосердия.




Во время реставрации обновление росписи купола было поручено художнику Кристофу Ветцелю (Christoph Wetzel). Всеми работами по восстановлению внутреннего барочного убранства руководил главный реставратор Петер Тауберт (Peter Taubert). При восстановлении росписей использовались документы из Архива цветных диапозитивов Центрального института истории искусств Мюнхена. Правда, во время войны этот архив серьезно пострадал, и уже было сложно понять, насколько цвета на этих снимках соответствуют оригинальным, поэтому Ветцель, Тауберт и их помощники дополнительно изучали свидетельства современников, отчеты и описания, касающиеся сохранившихся церковных росписей и картин аналогичного периода в Саксонии, Венеции и других регионах, чтобы максимально приблизиться к оригинальному внешнему облику исторической купольной росписи.






1 июня 1993 года среди развалин церкви неожиданно обнаружили старинный купольный крест, некогда венчавший Фрауэнкирхе. Но он был сильно поврежден, и его решили заменить новым позолоченным крестом, а старый установить внутри церкви как напоминание (фотографии старого и нового креста можно посмотреть на официальном сайте церкви, здесь). Новый восьмиметровый крест изготовил английский мастер Алан Смит (Alan Smith), сын бывшего пилота, входившего в экипаж самолетов-бомбардировщиков Дрездена. Новый крест стал подарком от фонда Дрезденского опекунского совета (Dresden Trust) — британской благотворительной ассоциации, которую представлял ее покровитель герцог Кентский (герцог передал городу готовый крест на 55 годовщину бомбежки Дрездена, 13 февраля 2000 года). Церемония установки креста состоялась позднее (до того был не готов купол), 22 июня 2004 года в присутствии 60 тыс. зрителей. Новый крест был установлен на купол церкви как символ дружбы и примирения между народами Германии и Великобритании (крест так и называют — Versöhnungskreuz, т.е. «крест примирения»).
















































Часть пути надо ехать на лифте, часть — подниматься пешком (при этом открывается интересный вид в глубину церкви, вниз, через круглый купол). С площадки открывается панорама Старого Дрездена и окрестностей по обе стороны Эльбы.







Это интересно
+2

08.09.2016
Пожаловаться Просмотров: 4556  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены