Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Почему авокадо не постигла судьба птиц Додо. Их сочная мякоть и большая косточка -эволюционный анахронизм

МАКСИМ РУССО

Фрукт-мамонт

 

 

 

Европейцы познакомились с авокадо после того, как в начале XVI века испанские конкистадоры проникли в Мексику. Первым этот фрукт упоминает Мартин Фернандес де Энсисо в книге «Сумма географии, которая рассказывает о всех провинциях и частях мира», изданной в Севилье в 1519 году. Вскоре появляется свидетельство другого автора – Гонсало Фернандеса де Овьедо, который в 1526 году пишет: «В центре плода расположено семя, подобное очищенному каштану. И между ним и кожурой массивная съедобная часть – мякоть, похожая на на масло и очень хорошего вкуса». По поводу хорошего вкуса с Гонсало де Овьедо можно и поспорить, но он несомненно прав, сообщая, что авокадо выращивают в Центральной и северной части Южной Америки.

 

Древнейшие свидетельства употребления авокадо археологи нашли в пещере, находящейся в мексиканском штате Пуэбла. Они датируются приблизительно 10 000 год до нашей эры. Современная Мексика считается родиной авокадо, откуда это дерево распространилось на юг. Сосуд в форме плода авокадо IX века нашей эры был найден в древнем городе Чан-Чан, доинкской эпохи, на территории современного Перу. Сейчас область выращивания авокадо значительно расширилось. Плантации этих деревьев существуют и в Индонезии, и в странах Африки, даже в Израиле и на юге Европы, но все равно в числе лидеров страны Латинской Америки и присоединившиеся к ним США.

 

 

Современное распространение культурного авокадо.

 


В дикой природе авокадо (Persea americana) сейчас встречается крайне редко. Дикое дерево авокадо в Мексике зовут criollo. У него сравнительно небольшие плоды с блестящей черной или темно-зеленой кожицей, мало мякоти и крупная косточка.

 

Criollo – самая старая форма авокадо, предок культурных сортов.

 

 


Когда-то дерево авокадо росло в Центральной Америке эпоху плейстоцена, когда в Северной Америке водилось множество гигантских млекопитающих. В 1982 году Дэниэл Янсен (Daniel Hunt Janzen), известный своими работами по совместной эволюции животных и растений, предположил, что авокадо было тесно связано с некоторыми из этих, ныне вымерших животных. Гигантские ленивцы и гомофтерии (представители семейства хоботных) с удовольствием лакомились плодами авокадо, глотая их целиком. При этом мякоть переваривалась животным, а семя проходило через его кишечник и высевалось, снабженное к тому же прекрасным удобрением. Подобный способ распространения семян далеко не редок. Его прекрасно применяют, например, многие ягодные культуры, семена которых распространяются птицами, клюющими ягоды.

Вот, какие красавцы питались авокадо

Скелет гигантского ленивца (Megatherium americanum) в парижском Музее естественной истории. Длина тела от головы до хвоста у самых больших сохранившихся экземпляров достигает 6 метров. Вес животного составлял до 4 тонн.

 


Реконструкция Gomphotherium angustidens, представителя семейства гомофтериевых. Высота животного достигала трех метров, вес – 4-5 тонн.

 


Но не навоз гигантского ленивца, служивший удобрением, был главной платой животных за кормежку. Для дерева куда важнее было то, что животные поедали плоды в одном месте, а «высевали» семена – в другом. Молодые проростки авокадо в итоге избавлялись от необходимости бороться в буквальном смысле за место под солнцем с материнским деревом.

Но около 13 тысяч лет назад крупные млекопитающие в западном полушарии вымерли. А дерево авокадо осталось. Животные, которые едят его плоды сейчас, не в состоянии проглотить косточку целиком и унести ее в своем желудке подальше. Поэтому крупная косточка, которая была полезным приспособлением раньше, теперь стала слабым местом авокадо. Вид, хорошо приспособленный к жизни в древнюю эпоху, теперь стал уязвимым. Похоже, если бы авокадо не начали выращивать люди, этот вид вскоре исчез бы, подобно мамонтам и другим представителям плейстоценовой мегафауны.

Подобные растения, которые развивались в ходе совместной эволюции с вымершими ныне видами животных, Дэниэл Янсен предложил называть «эволюционными анахронизмами». Сейчас ученые называют целый ряд таких видов. Большинство из них, подобно авокадо, приспособились к распространению семян при помощи крупных млекопитающих и после вымирания гигантских травоядных животных, оказались в опасной ситуации. Среди «эволюционных анахронизмов» Америки гимнокладус двудомный (Gymnocladus dioicus), маклюра оранжевая (Maclura pomifera), гледичия трехколючковая (Gleditsia triacanthos), сейба (Ceiba speciosa), азимина трехлопастная (Asimina triloba), черимойя (Annona cherimola). Благодаря человеку широко распространилась в Африке и Азии папайя (Carica papaya). Ее тоже причисляют к анахронизмам.

У ряда деревьев-анахронизмов имеются мощные шипы на стволах. Дереву было выгодно, чтобы гигантский ленивец поедал плоды с его ветвей, но совершенно не хотелось, чтобы он сломал ствол. Теперь эти шипы оказались защитой от давно вымерших животных.

Шипы на стволе сейбы (слева) и гледичии.

Плоды некоторых из этих деревьев несъедобны для современных животных, которые могли бы ими питаться (гимнокладус, маклюра, гледичия) из-за содержащихся в плодах веществ. Но эти вещества весьма вероятно были безвредными для тех животных, «сотрудничать» с которыми эти деревья приспособились в далеком прошлом.

 

Why the Avocado Should Have Gone the Way of the Dodo Its large pit and fleshy deliciousness are all a result of its status as an evolutionary anachronism

Это интересно
+1

18.09.2016
Пожаловаться Просмотров: 2302  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены