Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Как Михаил Крошицкий спас художественную галерею Севастополя.

http://sevastopol.su/images/news/92142_117923.jpg

Имя Михаила Крошицкого носит государственный художественный музей Севастополя, где он работал директором до 1958 года. И носит – по праву.  Именно Крошицкий, преодолевая невероятные трудности, в одиночку спас для города уникальную картинную галерею.

Сын рабочего Морского завода, внук матроса, а его всю жизнь считали выходцем из семьи дворян или аристократов. И никто не ожидал, что человек с такой внешностью и интеллигентностью сможет совершить настоящий подвиг. Поздней осенью 1941 года Михаил Павлович спас уникальную Севастопольскую картинную галерею. Ему не давали эвакуационный талон, угрожали расстрелять за паникёрство, а он, понимая, что старинная и ценная коллекция погибнет, действовал.

«Конечно, если бы не Михаил Павлович, не его позиция, с одной стороны сложная и отчаянная… С другой стороны, я уверена, им двигала любовь. Любовь к изобразительному искусству, любовь к буквально каждому произведению, которое он укладывал, упаковывал… Это же всё было безумно сложно, это такая работа, что сейчас трудно себе представить, что это делалось фактически им одним», – рассказала Наталья Бендюкова, заместитель директора Севастопольского художественного музея имени Крошицкого.

Бесценных картин, что сейчас представлены в музее, просто бы не стало. Крошицкому не давали пиломатериалы для упаковочных ящиков. Он ходил по разбомблённому городу и собирал в развалах остатки досок, мебели. А потом сам сколачивал ящики. Корабля для эвакуации не было, и Михаил Павлович две недели – в дождь, снег – сидел на своих ящиках на Царской пристани, уговаривая всех командиров взять его с грузом.

«У Михаила Павловича это чувство долга. Бросить? Уйти? Спрятаться от снарядов и бомб? Это было невозможно», – отметила Наталья Бендюкова.

Над ним сжалился один из командиров кораблей. За 12 минут матросы приняли груз. Но забрать остававшуюся на берегу семью Крошицкий не успел. Корабль ушёл, отстреливаясь от фашистов. В худом пальто и ботинках, без спецдокументов и денег Михаил Павлович пересёк Чёрное и Каспийское моря. Случайно получил весть, что семья его погибла. Но дело не бросил, нашёл вагоны и поехал вглубь страны. Полуголодный, он был в пути 13 месяцев, храня севастопольские ценности 11 тысяч километров. Его нигде не принимали. Только в Томске полуживого вытащили из вагона его и ящики с картинами.

«В общей сложности идёт 1370, идёт по отчёту 46 года, уже вернувшись сюда и распаковав всё. К сожалению, здесь погибла мебель, тяжёлая бронза, погиб крупный фарфор. Из скульптуры удалось вывезти 17 предметов…. Ой… Очень сложно», – добавила Наталья Бендюкова.

К счастью, весть о гибели семьи оказалась ошибкой. После войны Крошицкий был награждён медалью «За оборону Севастополя». А дело своё продолжал. Именно он дал путёвку в художественную жизнь человеку, написавшему «Каменную летопись Севастополя» – Станиславу Чижу. Два человека, любившие город у моря, однажды встретились.

«Михаил Павлович, он же принимал сначала памятник, сначала модель Памятника Комсомольцам! Потом – процесс работы, он очень часто приходил, судя по фотографиям, на которых изображён и процесс лепки самих фигур. Михаил Павлович очень часто бывал в том ангаре на Корабельной стороне, он следил за процессом работы. Потом, после Памятника Комсомольцам, был памятник Борцам подполья. Но я очень хорошо помню день ухода из жизни Михаила Павловича Крошицкого, поскольку это было для родителей и в доме личной утратой. По настроению и по тяжести события», – подчеркнула художник Яна Чиж.

Имя Михаила Крошицкого было присвоено Севастопольскому художественному музею 27 ноября 1991 года.

Это интересно
+2

18.11.2016 , обновлено  01.12.2016
Пожаловаться Просмотров: 930  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены