Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Последнее «прости» индейцев Огненной земли

Последнее «прости» индейцев Огненной земли

тут


Пока я нахожусь в трэвел-увольнении, поделюсь-ка я своими книжными впечатления, подзаполнив почти пустой раздел блога «Вокруг света». Пойдёт речь об Огненной земле и её коренных народах, которые к настоящему моменту исчезли, поэтому нам будет помогать Чарльз Дарвин, рассказавший о населении края Земли в своём «Путешествии на Бигле».

Текст вышел очень большой, поэтому... предназначен только для особо заинтересованных.

Сейчас во все уголки Земли проникло единообразие - это удобно и безопасно, но гораздо менее увлекательно. А в прошлом наш мир был чем-то, похожих на Средиземье из фильма «Властелин колец», - в разных уголках планеты изолированно друг от друга обитали народы, различавшиеся внешностью и обычаями до такой степени, что иногда было трудно воспринимать их представителями единого людского рода.

Слева - индейцы Огненной земли, облачённые в духов-шоортов; обряд инициации мальчиков у селькнамов. Шоорты - монстры мужского пола, сопровождающие главного врага селькнамов – женский злобный дух Хальпен. Справа - обряд инициации мальчиков у яганов. К слову, селькнамы и яганы сильно враждовали.

Некоторые из этих народов обитали в столь недоступных местах, что о существовании их мира практически никто не знал. Огненная земля - из их числа. О племенах, её населявших, навряд ли могли многое знать инки, если вообще о них слыхали, тем более не имели представления об Огненной земле центрально-американские цивилизации. По сути, этот уголок был Новым светом внутри Нового света. И оставался таковым вплоть до XIX века, пока сюда не стали всерьёз наведываться европейцы. И для уязвимого мира Огненной земли это открытие означало начало конца.

Огненная земля – это архипелаг на самом юге Южной Америки, площадью примерно с Грузию. Очень ярко описал характер этого края Чарльз Дарвин:

Страна представляет собой хаотическое нагромождение диких скал, высоких гор и бесполезных лесов, и все это видно лишь сквозь туманы да бесконечные бури. Обитаемы только прибрежные скалы; в поисках пищи огнеземельцы вынуждены беспрестанно кочевать с места на место… …Даже воздух в этом климате, где один шторм с дождем, градом и мокрым снегом сменяет другой, кажется темнее, чем повсюду в других местах. Когда в Магеллановом проливе смотришь из бухты Голода прямо на юг, отдаленные каналы между горами кажутся такими мрачными, будто ведут за пределы этого мира... ...Эта перепутанная масса полных жизни и погибших растений напомнила мне тропические леса; но тут было и различие: в этих тихих дебрях господствует, видимо, дух Смерти, а не Жизни.

Первым из европейцев здесь побывал Магеллан (начало XVI века). Дым костров он посчитал проявлением вулканической деятельности – так и появилось современное название архипелага. С тех пор здесь проходило ни одно судно, но контакты с местными жителями были поверхностны – причин задерживаться здесь не было. Ближе всех были испанцы Чили и Аргентины, но они не интересовались этими безжизненными землями, населенными дикарями. Но всё же одна попытка колонизировать этот край была предпринята...

В 1584 году 300 испанских поселенцев основали город Сьюдад-дель-Рей-Дон-Фелипе на противоположном, патагонском берегу Магелланова пролива. Три года спустя сюда заглянул английский мореплаватель Томас Кэвендиш, но нашёл лишь руины – все жители погибли от голода и холода. С тех пор это место зовётсябухтой Голода. Здесь же произошла ещё одна трагедия. В 1828 году капитан "Бигля" Прингл Стоукс погрузился в тяжёлую депрессию, заперся в своей каюте на две недели, а затем застрелился. Капитаном «Бигля» становится Роберт Фицрой, который по возвращении в Англию «откопал» через своих знакомых натуралиста Чарльза Дарвина для второго кругосветного путешествия...

Контакты европейцев с жителями Огненной земли приобрели некоторую интенсивность лишь в XIX веке – команда «Бигля» вместе с Дарвином были в первом ряду. Им посчастливилось увидеть чистую от европейского влияния индейскую культуру - над этой землёй ещё не водрузили ни один флаг, лишь плывущие через Магелланов пролив мореплаватели, а также китобои с охотниками на тюленей вступали в сношения с местными индейцами. В ту пору архипелаг населяли яганы (ямана), селькнамы (она), алакалуфы и манекенки.

Огнеземелец - рисунок из в книги "Путешествие на Бигле". Рядом с ним -одомашненная лисица-кульпео, так называемая огнеземельская (яганская) собака. Одомашненные лисы использовались для охоты на выдр и обогрева людей.

Встреча с огнеземельцами-яганами стала одним из самых ярких впечатлений Чарльза Дарвина в его кругосветном путешествии. При первом знакомстве натуралист с удивлением обнаружил, что, несмотря на низкие температуры, яганы носили лишь набедренную повязку из шкуры, а зачастую ходили полностью голыми.

На восточном берегу у туземцев [селькнамы - прим. za7gorami.ru], как мы видели, есть плащи из шкур гуанако [дикая лама], на западном они [алакалуфы] имеют тюленьи шкуры. Здесь же у племен [яганы], живущих посредине, мужчины носят обыкновенно выдровую шкуру или какой-нибудь маленький лоскуток, примерно с носовой платок, едва достаточный, чтобы прикрыть спину до поясницы.

Индейцы Огненной земли, фото начала XX века. Средняя дневная температура лета на Огненной земле около 12-15 градусов (ночи - +4-6), зимними днями - +5-6 (-1 ночью). И это при высокой влажности, дождях, сильных ветрах круглый год. Это вам не Амазония!

Те огнеземельцы, которых мы встретили в челноке, были совсем нагие, и даже одна взрослая женщина была совершенно в таком же виде. Шел сильный дождь, и по телу ее струилась дождевая вода вместе с морскими брызгами. В другой бухте, неподалеку отсюда, женщина, кормившая грудью новорожденного ребенка, подошла однажды к кораблю и оставалась на месте просто из любопытства, в то время как мокрый снег падал и таял на ее обнаженной груди и на теле ее голого младенца!

Яганы, как и другие жители Огненной земли, находились в постоянных кочёвках, передвигаясь на примитивных челноках. Питались рыбой, моллюсками и морскими ежами, охотились на выдр и тюленей. Яганский язык, не родственный ни одному из известных, показался Дарвину «нечленораздельным», а яганские обычаи – дикими. Бурное проявление эмоций, жестикуляция, нечеловеческие крики яганов шокировали англичанина до глубины души.

Между огнеземельцами и цивилизованными людьми меньше сходства, чем между домашними и дикими животными - впоследствии поделился своими впечатлениями Дарвин.

Группа огнеземельцев, отчасти скрытая дремучим лесом, сидела на утесе, нависшем над морем, и, когда мы проплывали мимо, они вскочили и, размахивая своими рваными плащами, принялись испускать громкие, зычные крики. Дикари последовали за кораблем, и перед самым наступлением темноты мы увидели их костер и вновь услышали дикие крики… …Утром капитан направил отряд с целью завязать сношения с огнеземельцами. Когда мы подъехали на расстояние человеческого голоса, один из четырех туземцев вышел навстречу нам и стал отчаянно кричать, желая указать нам, где высадиться.

Читая об огнеземельцах, я вспомнил персонажей книг Кастанеды. Его герои, индейские маги доны Хуан и Хенаро, наделены необычным юмором – они постоянно покатываются от смеха, осмеивая естественные человеческие реакции, передразнивают, пародируют, устраивают театрализованные шоу. Подобно им, огнеземельцы обладали потрясающими актёрскими способностями и, как мне показалось, пристрастие посмеяться над европейцами.

Индейцы любят посмеяться! (На фото - индейцы Амазонии). Склонность огнеземельцев к пародированию и бурному проявлению эмоций отмечена в тексте "Путешествия Бигля", но на рисунках они серьёзны, задумчивы и даже немного несчастны. Думается, отчасти это отражение, с одной стороны, внутреннего мира и унылых намерений самих рисовальщиков, а с другой - осознания натурщиками ответственности момента.

[Огнеземельцы] прекрасно умеют подражать: стоило кому-нибудь из нас кашлянуть, зевнуть или сделать какое-нибудь необычное движение, как они немедленно все это повторяли. Кое-кто из нас начал было косить глазами; но одному из молодых огнеземельцев (у которого, все лицо, кроме белой полосы поперек глаз, было выкрашено в черный цвет) удалось состроить еще более отвратительные гримасы. Они могли совершенно правильно повторять каждое слово в любой фразе, с которой мы к ним обращались, и некоторое время помнили эти слова. А ведь мы, европейцы, все знаем, как трудно различать отдельные звуки в речи на чужом языке.

В своём дневнике Дарвин описал замечательный случай, когда яганы, не владеющие английским языком, распевали с матросами «Бигля» незнакомую им песню:

Мы были плотно одеты, и, хотя сидели близко к огню, все-таки нам было далеко не тепло; а между тем эти голые дикари, сидевшие поодаль, к нашему изумлению, видимо, обливались потом от жары. Впрочем, они были, казалось, вполне довольны и дружно примкнули к хоровому пению матросов, только чрезвычайно забавным образом все время немного запаздывали.

Несмотря на то, что Дарвин по ходу повествования остаётся серьёзен, я не мог избавиться от мысли, что он чего-то не понимает. Возникло стойкое ощущение, что огнеземельцы нередко просто разыгрывают учёного, откровенно над ним надсмехаясь!

Одомашненные патагонские лисицы (истреблены к началу XX века) прославились тем, что ловили выдр, "а старухи - нет". Читаем дальше.

…можно считать совершенно несомненным, что зимой, побуждаемые голодом, огнеземельцы убивают и поедают своих старых женщин раньше, чем собак; когда мистер Лоу спросил мальчика, почему они так поступают, тот отвечал: «Собачки ловят выдр, а старухи нет». Мальчик описывал, как умерщвляют старух, держа их над дымом до тех пор, пока они не задохнутся; он в шутку передразнивал их вопли и показывал, какие части их тела считаются особенно вкусными.

Прочитав этот абзац, я подумал: «да мальчик же откровенно прикалывается!» В конце концов, с чего порядочный индеец будет сохранять серьёзность в разговоре с до безобразия лощёным англичанином? Дарвин, конечно, стремился сохранить научность своего повествования (а вот индейцы навряд ли были в этом заинтересованы), но ведь он не понимал инокультурный юмор – такое случается и сегодня, что уж говорить о временах, когда между народами была такая пропасть.

Чтение дополнительных материалов в сети в некотором смысле подтвердило мою догадку - дальнейшие исследования огнеземельцев убедительно показали, что описанная индейским мальчиком традиция являлась чистым вымыслом. Об этом, в частности, писал свободно владевший яганским языком Лукас Бриджис (конец XIX века), первый европеец родившийся на Огненной земле. Этнограф Анна Чэпмен также упрекает Дарвина: «У Дарвина были все причины усомниться в правдоподобности историй Боби и Джемми [огнеземельские информаторы - прим.za7gorami.ru], но он им поверил. Картина пожираемых старух была слишком захватывающей, чтобы ей сопротивляться».

Исследователи предполагают, что сообщения о каннибализме могли появиться по той причине, что англичане желали услышать какую-нибудь жуткую историю о диких племенах, а индейцы не хотели их огорчать. Я же выступаю с другой гипотезой: добродушные и смешливые огнеземельцы регулярно подшучивали над чопорными европейцами. И неспроста - как сказал бы дон Хуан, Чарльз и его компания обладали огромным чувством собственной важности. Хорошо иллюстрирует дарвиновский склад ума случай на островах Зелёного мыса:

Возвращаясь, мы догнали группу молодых чернокожих девушек, числом около двадцати, одетых с замечательным вкусом: их черная кожа и белоснежное белье красиво оттенялись цветными тюрбанами и большими шалями. Как только мы подошли поближе, они вдруг все разом обернулись и, разостлав на дороге шали, с воодушевлением запели какую-то дикую песню, отбивая такт руками по бедрам. Мы бросили им несколько винтемов [винтем – монета], что было встречено взрывами хохота.

Если сталкиваешься с чем-то непонятным, невозмутимо брось пару звонких монет и иди дальше, сохраняя чувство достоинства английского джентльмена! Интересно, сколько раз Чарльз во время своего путешествия был объектом шуток и розыгрышей, пока сосредоточенно делал свои пометки? И опять вспоминается герой Кастанеды, ученик дона Хуана Карлос, беспрестанно делавший записи, пока над ним подтрунивали индейцы...

Солдаты Джулиуса Поппера истребляют огнеземельцев-селькнамов, 1880-ые - по прошествии всего пятидесяти лет после визита Чарльза Дарвина.

Помимо географических наблюдений в «Путешествии на Бигле» есть ещё одна замечательная сюжетная линия. В главе об Огненной земле повествуется о любопытной судьбе трёх огнеземельцев, захваченных капитаном Фицроем во время первого кругосветного путешествия «Бигля». Они были транспортированы в Англию по желанию Фицроя, решившего «воспитать их и наставить в вере за свой собственный счет». Обучение манерам было столь удачным, что огнеземельцы были представлены британской королевской чете. Во время второго кругосветного путешествия индейцы были доставлены на свою родину.

Любопытно, насколько великий ум, сумевший сформулировать теорию охватывающий миллионы лет истории Земли, не сумел разглядеть события, грядущие в ближайшие десятилетия после его визита. Дарвин не только недооценивал способности коренного населения Огненной земли, но и явно заблуждался на счёт цивилизованности своего мира, спроецировав качества узкого слоя учёных на всё европейское общество XIX века.

В описании прощания с Джемми Баттоном, огнеземельцем, купленным за пуговицу и транспортированном в Британию, он выражает надежду, что потомки Джемми смогут однажды отблагодарить европейцев, приютив какого-нибудь выброшенного на берег моряка - и ни малейшей догадки о скорой трагической судьбе, ждущей жителей Огненной земли.

Всякий должен искренно надеяться, что, может быть, исполнится благородная надежда капитана Фицроя — быть вознагражденным за те многочисленные великодушные жертвы, которые он принес ради этих огнеземельцев, — если когда-нибудь потерпевший кораблекрушение моряк найдет приют у потомков Джемми Баттона и его племени! Добравшись до берега, Джемми зажег сигнальный огонь, и взвился дымок, как бы посылая нам последнее и долгое «прости», пока корабль ложился на свой курс в открытое море.

Ещё при жизни Дарвина часть из индейцев Огненной земли успела принять христианство, чем немало удивила прославившегося "неофициального натуралиста Бигля". Ничейная территория Огненной земли была поделена между Чили и Аргентиной в 1881 году. В 1880-х огнеземельцы подверглись истреблению со стороны частной армии выходца из Румынии Джулиуса Поппера, приехавшему сюда ради добычи золота. Их вытесняли овцеводы и старатели, за уши убитого индейца Огненной земли давали щедрую награду. Заметно сократились пищевые ресурсы коренного населения (киты и тюлени), так как их с давних пор промышленно добывали европейцы.

К началу XX века численность яганов и селькнамов сократилась до нескольких сотен, по причине распространения среди них европейских болезней (корь, туберкулёз, оспа), против которых у них совсем не было иммунитета. А на закате их мира их успел сфотографировать и описать немец Мартин Гусинде, которого они очень полюбили. «Страшная судьба отсчитывала последние годы их жизни», — записал Гусинде в своём дневнике. Журнал "Вокруг света" (№12, 1995 г.) раскрывает интересные детали работы немца:

Гусинде побывал во всех трех племенах. Он жил с ними на стойбищах, участвовал в их свадьбах и похоронах, учился у знахаря и даже выдержал обряд инициации. Предчувствуя, что становится последним очевидцем гибнущих традиций, Гусинде, как одержимый, записывал все подробности виденного им... ...Среди сделанных им кадров — редки снятые скрытой камерой. В большинстве случаев фотографируемые индейцы специально готовились к съемкам, так что получились фотопортреты. Тщательно выбрав украшения, приняв подобающую позу, с глубокой серьезностью островитяне всматривались в объектив.

Яганы, начало XX-ого века. Фото Мартина Гусинде

Уголок древнего Средиземья пал под натиском Нового времени. Судя по противоречивым данным в сети, последние единичные носители селькнамского и яганского языков умерли в конце XX века. Приводятся даже слова Рафаэлы Иштон, называемой некоторыми источниками последней носительницей языка селькнамов: «мой родной язык — очень красивый, но, к несчастью, мне не с кем на нем разговаривать». По некоторым данным, около 20-ти алакалуфов говорит на родном языке. У этих народов остались немногочисленные метисированные потомки, утратившие родной язык и культуру.

Это интересно
+2

24.03.2015
Пожаловаться Просмотров: 5473  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены