Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Намадзу-э: Гравюры с сомами, вызывающими землетрясения

Намадзу-э: Гравюры с сомами, вызывающими землетрясения

В ноябре 1855 г.  Великое землетрясение эпохи Ансэй потрясло Эдо (ныне Токио), причинив ему огромные разрушения и унеся 7000 человеческих жизней.

В считанные дни после этого, среди жителей пострадавшего города обрел популярность новый стиль гравюры по дереву, известный как намадзу-э  («картинки с сомами»). На этих гравюрах изображался мифический гигантский сом (намадзу) который, согласно известной легенде, устраивал землетрясения, лазая по подземным пещерам. Считалось, что многие из таких гравюр могут защитить от будущих землетрясений, помимо этого, на них, как правило, присутствовал юмор и, даже, обсуждение социальных проблем.

 

1. Жертвы землетрясения мстят гигантскому сому.

namazu-e01

Популярность намадзу-э росла взрывными темпами — в течение нескольких недель было создано 400 различных типов. Однако, два месяца спустя феномену намадзу-э был резко и бескомпромиссно положен конец — правительство сёгуната Токугава, занимавшееся, в том числе, цензурой печатной продукции, запретило производство этих гравюр. Лишь несколько намадзу-э сохранились до наших дней.

 

2. Намадзу и камень канамэ-иси.

namazu-e02

Обычно разрушительная сила намадзу сдерживается богом Касимой (Касима), который держит его под огромным валуном канамэ-иси. Считается, что Великое землетрясение эпохи Ансэй произошло в тот момент, когда Касима пошел по делам в город и оставил подежурить за себя Эбису, бога рыбалки и коммерции.

На этой гравюре гигантский подземный сом разрушает город в то время как Эбису уснул «на работе». Касима во весь опор несется назад, а город уже объят огнем и Райдзин, бог грома, от всего происходящего откладывает кирпичибарабаны.

Дождь из золотых монет символизирует перераспределение богатств на этапе перестройки города.

 

3. Игра в перетягивание между намадзу и Касимой.

namazu-e03

На гравюре — намадзу яростно играет в перетягивание с богом Касимой. Группа пострадавших от землетрясения людей болеет за Касиму, в то время как, те, кто, как правило, получают выгоду от землетрясений (строители, пожарные, газетчики и т.д.) — болеют за сома.

 

4. Древний сом (Художники: Кёсай Кавабанэ и Робун Канагаки).

namazu-e04

Созданная спустя два дня после землетрясения, эта работа, кистей Кавабанэ и Канагаки, считается первой гравюрой намадзу-э, вдохновившей огромное количество последователей. На картине отсылка к известной постановке театра кабуки того времени.

 

5. Волшебный способ защиты от землетрясений.

namazu-e05

Считалось, что эта гравюра обладает силой предотвращать разрушения от землетрясений, для этого её надо было закрепить на потолке защищаемого жилища.

На ней — полные раскаяния сомы просят прощения у Касимы за то, что учинили землетрясения пока он был в отлучке.

 

6. Сомья семья.

namazu-e06

На картине — толпа пострадавших от землетрясения собирается отомстить намадзу и его деткам.

 

7. Для мира и спокойствия.

namazu-e07

На этой гравюре, которая также считалось защитной, бог Касима и проститутки квартала красных фонарей Ёсиваравыражают свой гнев сомам, учинившим землетрясения.

 

8. Намадзу спасатели.

namazu-e08

На некоторых гравюрах намадзу раскрываются с обратной, доброжелательной, стороны. Например, здесь они спасают людей из под обломков.

 

9. Дайкоку, популярный бог богатства удерживает намадзу и осыпает людей деньгами.

namazu-e09

 

10. Касима обездвиживает намадзу при помощи камня канамэ-иси.

namazu-e10

 

11. Касима, канамэ-иси и намадзу.

namazu-e11

Здесь бог Касима запечатлен в правом верхнем углу, а камень канамэ-иси представлен в образе человека, стоящего на голове сома. Окружающая толпа пытается удержать сома, зеваки слева, которые им не помогают — это рабочие и прочие люди, получающие, как считалось, выгоду от землетрясений.

 

12. Игра в камень-ножницы-бумагу на землетрясения.

namazu-e12

Эта гравюра — отсылка к старой японской поговорке «Три самые пугающие вещи, это: гром, огни и отцы». На ней изображен намадзу, играющий в дзанкэн (камень-ножницы-бумагу) с богами грома, огня и старцем (отцом).

 

13. Землетрясения, гром, огни и отцы.

namazu-e13

Данная гравюра также является отсылкой к указанной выше пословице. Здесь намадзу и боги грома и огня обсуждают свои силы за обедом из рыбы, в то время как человек средних лет (отец) наблюдает за ними.

 

14. На гравюре бог Касима втыкает свой меч в горло намадзу, который лежит на огромном столе. Толпа наблюдателей разделена на две группы. Люди в верхней части картины «улыбаются» (это те, кто получил прибыль от землетрясения), а люди в нижней части картины «рыдают» (те, кто пострадал от землетрясения). Первая группа включает: плотника, штукатурщика, продавца древесины, кузнеца, кровельщика, элитную куртизанку и обыкновенную проститутку, врача, и продавцов готовой еды. Во второй группе: владелец чайной, продавец угря, различные артисты — музыканты, комедианты, сказители, а также, продавец роскоши, продавец алмазов и продавец импортных товаров.

namazu-e14

 

15. Процветание в эпоху Ансэй.

namazu-e15

На этой гравюре намадзу наказывает богача и известного актера, иллюстрируя теорию о том, что боги выборочно позволяют случаться землетрясениям, чтобы выровнять некоторые дисбалансы в мире.

 

16. Намадзу атакован гражданами Эдо.

namazu-e16

 

17. Сомы и строители празднуют в квартале красных фонарей Ёсивара, часть 1.

namazu-e17

На картине — толпа намадзу и недавно разбогатевших строителей, празднующих в «веселом квартале» Ёсивара.

 

18. Сом и строители празднуют в квартале красных фонарей Ёсивара, часть 2.

namazu-e18

На этой гравюре плотники, штукатурщики и кровельщики пьют и веселятся в «веселом квартале» Ёсивара. Намадзу здесь придавлен флягой из тыквы.

 

19. Землетрясение и «миллион молитв».

namazu-e19

Намадзу здесь в роли жреца, сидящего в круге из гигантских четок. Создание не хочет больше создавать землетрясения, но «поклоняющиеся» ему торговцы, например, древесиной, и плотники, которые получают прибыль от  катастрофы, — молят его устроить землетрясение снова и снова. Призраки погибших в землетрясении людей парят над их головами.

 

20. Сом, вызывающий землетрясения и, тем самым, уравнивающий мир.

namazu-e20

На этой картине группа строителей выказывает свое уважение к намадзу, за то, что он помог им разбогатеть.

 

21. Сотрясатель великого Эдо.

namazu-e21

На гравюре изображен массивный параходо-подобный намадзу, приближающийся к городу. Существо выбрасывает в воздух фонтаны денег, а люди на берегу манят его подплыть ближе. Это изображение намадзу навевает образыэскадры коммодора Мэтью Пэрри, называемой Черными кораблями, что прибыла в Японию в 1853 г. и путем вооруженного ультиматума принудила страну к демократии открыть порты для внешней торговли.

 

22. Злодеи, учинившие три больших землетрясения, пойманы живьем.

namazu-e22

На этой гравюре бог Касима поймал устроивших три крупнейших землетрясения в Синсу, Эдо и Одаваре. Плотник, пожарник, штукатур и кровельщик пытаются убедить бога отпустить сомов, говоря, что те уже достаточно извинились. Но непреклонный Касима приговаривает рыб быть сваренными в набэ.

 

23. Бесчинства намадзу в Эдо и Синсу.

namazu-e23

 

24. Эбису приносит извинения.

namazu-e24

На картине Эбису (как вы помните, он — бог рыболовства и коммерции) извиняется перед Касимой за то, что уснул на работе (охраняя намадзу), после того, как выпил. Лидер сомов также извиняется, говоря, что это недоразумение, устроенное некоторыми его безмозглыми подчиненными.

 

25. Мир в эпоху Ансэй.

namazu-e25

На картине, в очередной раз, Касима, использующий канамэ-иси для усмирения, совершивших недавние землетрясения, намадзу.

 

26. Граждане забороли намадзу и загнали его под канамэ-иси.

namazu-e26

 

27. Намадзу в образе строителей, воздвигающих кандзи «хира», который, в данном случае, символизирует «мир».

namazu-e27

 

28. Человек развлекает намадзу.

namazu-e28

 

29. Люди изучают изображение намадзу.

namazu-e29

 

30. Чудище склад-намадзу.

namazu-e30

 

31. Тыква и сом.

namazu-e31

На гравюре, намадзу пытается помочь товарищу сбежать из ловушки, протягивая ему тыкву. Данная работа — отсылка к старому японскому высказыванию «тыква и сом» (имеется ввиду «скользкий» или «неуловимый»), которое происходит от известной картины 15 века, на которой мужчина пытается поймать сома тыквой.

 

32. Толпа мстит намадзу.

namazu-e32

 

33. Ловля сома при помощи тыквы (художник: Кунисада Утагава).

namazu-e33

 

34. Люди,получающие прибыль от землетрясений, приносят намадзу подношения.

namazu-e34

 

35. Страх перед Касимой.

namazu-e35

На картине изображены люди, танцующие вокруг намадзу. Они одеты, как служители святилища Касимы  во время ежегодного ритуала, проводимого перед началом нового посевного сезона. Изображение кролика, представляет зодиакальный знак наступившего года (1855 г.).

 

36. Заверения предотвращающего землетрясения камня.

namazu-e36

Толпа пожилых людей, плотников, молодых жён, владельцев магазинов китайских товаров, артистов, проституток Ёсивары, врачей, и других -  возносит свои молитвы к камню канамэ-иси, по поверью, наделенному силами предотвращать землетрясения.

Когда один человек из толпы говорит о своих сомнениях в могуществе камня — канамэ-иси отвечает: «Заверяю вас, если земля сдвинется хотя бы чуть-чуть, то я встану на голову». В оригинале используется игра слов иси-гаэси («переворачивать камень») и ису-гаэси («мстить»).

 

37. Песня, оберегающая от землетрясений.

namazu-e37

На гравюре изображен Дайкоку, бог богатства, осыпающий людей деньгами, в то время как Касима удерживает намадзу.

 

38. Испуганная мать-намадзу.

namazu-e38

На картине — мать намадзу преследует толпу людей, которые похитили двух ее детей. Надпись на флаге, что в руках у одного из бегущих, говорит о том, что люди планируют зажарить и съесть сомят.

 

39. Намадзу, в полном вооружении из строительного инструмента, предстает в образе легендарного богатыря Бэнкэя.

namazu-e39

 

40. Бог Эбису удерживает гигантского сома при помощи тыквы.

namazu-e40

 

BONUS: Кстати, тема намадзу не оставила равнодушной даже легендарного мангаку-аниматора Акиру Торияму:

Zoonama-DragonballGT

в сезоне GT аниме-сериала Dragon Ball появился Зунама — угарный гигантский сом, терроризировавший близлежащую деревню, однако после воспитательной работы, проведенной Гоку и Ко, он твердо встал на путь трудового исправления 

_____

Источник: pinktentacle.com

Перевод: moBstr

 

Это интересно
+2

12.10.2015
Пожаловаться Просмотров: 3102  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены