Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1323 участника
Администратор Элла Нестерик

Важные темы:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Поговорим о Судьбе

А о чем же еще в Новогодние праздники))) Предлагаю вашему внимаю выдержки из лекций Аркадия Ровнера на тему "Алгоритмы Судьбы".

Наша жизнь – это наше богатство. Это наши наличные деньги. Этих денег у нас… если год сделать эквивалентным тысяче чего-нибудь -  рублей, долларов, йен - то у нас в среднем 70 тысяч. И мы каждый день тратим по 30 рублей. Мы тратим свою жизнь. Она уплывает между пальцев. Мы ходим по кругу, падаем в ямы и живем реактивно, т.е. на нас воздействуют некоторые силы, и мы реагирует так, как научены с детства, по программе, которая была вложена в детстве. Мы запрограммированы со дня рождения, запрограммированы генетически до дня рождения и мы живем по сценарию, который в нас вложила наша жизнь. Сценарий создается в детстве, в период, очень разный у разных людей: у кого-то в пять лет, у кого-то в пятнадцать, у кого-то еще позже. И наши беды и наша неудачная жизнь (если она неудачная) – результат того сценария, который в нас сформировался. Мы можем оглянуться назад и вспомнить себя, когда этот сценарий создавался. Мы можем при определенном внимании и определенной силе и воле перепрограммировать свой сценарий. Мы можем, как говорил Гурджиев, «починить прошлое», исправить прошлое и тем самым перенаправить свое будущее.

Жизнь человеческая – это движение от точки А к точке Б. В точке А мы входим в этот мир, в точке Б мы выходим из этого мира, и мы не можем не думать о своем пути в отрезке от точки А до точки Б. Этот отрезок А-Б не прямой, как мы знаем, он бывает зигзагообразный, спиралеобразный иногда это путь вверх, иногда это путь вниз. Иногда, у некоторых людей, это действительно прямой путь, который, согласно Успенскому и его идее вечного повторения, кончается в точке Б, и тут же начинается точка А. Человек проживает ту же самую жизнь, родившись от тех же самых родителей, болея тем же коклюшем, женившись на той же жене, и так десятки, сотни раз проживается одна жизнь, забытая в точке Б и начатая заново в той же точке А.

Итак, перед нами человеческая жизнь вообще и наша с вами жизнь в частности. Можем ли мы что-то сделать со своей жизнью? Или над нами довлеет рок? Что такое рок? «Фатум», - говорили древние. Что такое судьба? Судьба – это то, чего мы не можем избежать или судьба зависит от случайностей, и нет никакой логики, а есть бесконечное количество воздействий, которые бросают нас из стороны в сторону и формируют нашу жизнь по законам случайности?

Рок – это предопределенность. Вы знаете греческий миф об Эдипе. Эдип после долгих лет странствий возвращался на родину и встретил человека, которому он не захотел уступить дорогу. Он хотел, чтобы этот человек уступил ему дорогу. Человек был неприятный, старый, брюзга. И Эдип его убил. Приехал в город, осмотрелся, начал жить в этом городе. Эдип был сильный, красивый. Он понравился овдовевшей царице. Хотя она была старше него, он стал ее мужем. Вдруг он узнает от прорицателя Тересия, которого боги лишили зрения, но дали ему дар прорицания, что он двойной преступник – он убил своего отца (тот человек был его отцом, царем) и живет со своей матерью. В ужасе Эдип ослепил себя.

С этим мифом связана загадка, кто ходит в детстве на четырех ногах, в зрелые годы – на двух, а в старые годы – на трех? Человек. В детстве он ползет на четвереньках, потом на двух ногах, потом на двух ногах с палкой. Но это загадка, которую сфинкс задает Эдипу, на самом деле загадка о знании и о знании судьбы – можем ли мы знать свою судьбу? Можем ли мы как-то к ней подойти? Вот тут начинается самое трудное. Что такое «знать»? Что такое «знание»? Человек живет очень страстно и очень азартно. Все мы живем очень азартно. Мы азартно любим, азартно страдаем, азартно ненавидим, азартно отчаиваемся. Мы живем в пылу определенных чувств. Уныние – это тоже азарт. И этот азарт привязанности к той или иной ситуации, неспособность развязаться с ситуацией, отвязаться от нее, подняться над своей ситуацией, неспособность увидеть с некоторой высоты свою судьбу делает нас слепыми, как Эдип, или спящими, по словам Гурджиева. Люди спят. Мы видим сны. В этих снах нас преследуют, мы преследуем, чаще всего нас преследуют. Обратили ли вы внимание, что мы переживаем свои сны совсем без отстраненности. Когда нам что-то снится, у нас нет даже на йоту возможности посмотреть на себя со стороны.

Сейчас я могу посмотреть на себя: я говорю, вы слушаете. Вы можете посмотреть на себя: он говорит, я слушаю. Во сне мы отождествляемся больше, чем в бодрствующем состоянии. Но и в бодрствующем состоянии мы азартны и не свободны. В этом азарте и в этом сне можем ли мы знать? Наше знание искажено нашей неспокойной жизнью. Мы неспокойны с детьми, мы неспокойны с женами, с мужьями. У нас тысячи поводов для того, чтобы быть неспокойными. Для того чтобы знать, надо быть спокойным. Для того чтобы знать, надо проснуться. Нужно успокоиться и проснуться. Итак, есть состояние сна и состояние пробуждения. Можем ли мы с вами знать свою судьбу в состоянии сна, в состоянии азарта?

Чтобы нам с вами работать дальше и работать индивидуально и конкретно, нам надо определить свое состояние в этом мире. Для этого нам необходимо выбрать систему градации состояний. В первой половине ХХ века Гурджиев дал своим последователям определенную космологию, в которой наш мир он назвал «миром 48». Почему 48, сейчас неважно. Можно сказать, это мир постиндустриальный, можно сказать, это информационное общество, переживающее цифровую революцию. Давайте скажем, что это мир 48. И давайте подумаем о том, что возможен мир большей свободы и меньшего давления. Это будет мир 24. А мир большей несвободы определим как мир 96. Достаточно нам этих трех цифр.

Мы живем в мире 48. Над нами находится более свободный мир, куда мы стремимся, мир 24, а под нами находится еще более задавленный, рабский мир 96. Мир 48 – это мир азарта, сна наяву. Мир 24 – это пробужденный мир.

Возникает вопрос о знании. Что-то мы знаем. Мы знаем, что Волга впадает в Каспийское море, что дважды два четыре, что демократия – это способ тирании и всевластия богатства над миллионами и миллиардами современных рабов. Мы это все знаем в состоянии 48.

Но человек – это не слепая машина! В нем есть проблески пробуждения. Если бы в нас не было проблесков пробуждения, мы были бы абсолютно безнадежны. Эти проблески истины очень слабы в нас. В грубом процентном соотношении у кого-то один процент свободы и 99 несвободы, у кого-то три процента, а у кого-то ноль процентов свободы. Но в нас есть некоторый избыток. Мы больше, чем машина. Мы не совсем спящие. Мы не совсем безнадежные. Мы не совсем роботы. И у нас есть надежда эти маленькие проценты пробужденности превратить в большие проценты, направить свое внимание, свои силы на пробуждение, нарастить процент нашей пробужденности. Если бы у нас не было надежды, мы бы здесь не собрались. Мы бы маршировали в армии спящих роботов. И поэтому, когда мы говорим о том, что мы можем знать и изменить свою судьбу, мы с вами делаем ставку на этот один процент. Мы делаем ставку на те мгновения ясности, которые иногда нас посещают, на те минуты свободы, радости, безмятежности, которые у нас бывают. И наша с вами работа с алгоритмами судьбы и работа индивидуальная с несколькими людьми основывается на надежде на ту искру, которая должна между нами возникнуть, если мы взаимно хотим этого, на ту мгновенную вспышку, которая осветит нашу жизнь и алгоритмы нашей жизни. Это очень важный методологический момент нашей работы.

Меня пугают люди, которые рекламируют мудрость в терминах «мира 48». Это по определению не может быть мудростью. Это знание роботов, это знание машин. Мы должны рассчитывать на свою немашинность, на свою человечность, на свою маленькую, потенциальную зачаточную духовность. И ее нам надо с вами растить и провоцировать, высекать из нашей с вами работы, из нашей жизни.

Итак, в дальнейшем вся наша работа будет связана с этим очень редким элементом, существующим в малом количестве в каждом из нас, с этим драгоценным элементом пробужденности. Потому что иначе вообще не стоит браться за эту задачу.

Вот мчится поезд по рельсам, и мы можем сидя в своем вагоне, в своем купе видеть очень немного, нам надо выбраться на крышу вагона и увидеть весь поезд. Нам надо даже подняться немного над поездом и увидеть местность, по которой он мчится, и увидеть пейзаж немного впереди и немного позади. Тогда мы узнаем, куда мчится наш поезд. И вот здесь, если говорить о нашей с вами работе, очень много сложности.

Вы знаете английскую букву «Н» («эйч»)? Это как русская буква «н», немецкая «аш». Есть «Фактор H», который встает на нашем пути. С этой буквы начинается английское слово horror. Horror значит ужас. Дело в том, что в нашей программе, которую мы получили от родителей, от друзей, от тех ребят или девчонок, с которыми мы общались в 5, 7, 12 лет, когда складывалась наша программа жизни – у Кати это еще близко совсем, когда это случилось – произошла такая вещь: обстоятельства сказали нам, что поступать так – очень стыдно и очень страшно. Например, красть чужие перчатки, или заниматься онанизмом,  или пить много и в одиночку алкоголь. Есть вещи ужасные, которые мы делаем и о которых нам страшно говорить и знать, что мы  это делаем. Мы обманываем своих близких, муж – жену, жена – мужа, дети обманывают родителей. Есть тысячи отвратительных вещей, которые мы делаем. Отвратительные они или не отвратительные  – это вопрос иного порядка. Но нам внушено, что они отвратительные. Мы содрогаемся, когда об этом говорят по телевизору или рассказывают нам друзья и соседи. И мы делаем это, потому что считаем, что не можем не делать. И когда мы это делаем, в тот момент, мы считаем, что поступаем правильно, справедливо. Мы считаем, что это единственный способ исправления другой, еще более ужасной неправильности и несправедливости. Или мы оправдываемся внутренним беспокойством. Или мы ссылаемся на непреодолимую силу страсти. У нас много причин так поступать. Таким образом, в нашей лодке возникают течи. И наша лодка грозит утонуть. И наша судьба (а мы плывем в этой лодке) грозит стать трагической. И становится трагической! «Фактор Н». «Эйч» - это horror. Horror – это ужас.

Во-первых, нам надо в спокойном состоянии признаться себе, что мы это делаем и что это ужасно и недопустимо. У каждого свое. Это самое трудное – сознаться, что это в нас есть, что мы этого стыдимся, что мы выгоняем это из своего сознания, из своей памяти. Во-вторых, мы должны что-то с этим сделать, потому что, позволяя себе держать в себе этот разрушающий нас алгоритм поведения, мы разрушаем себя изнутри. Кажется, это мелочь. Но это опасная мелочь, опасная для нас самих.

Есть рок, который действует в наших жизнях и есть провидение и предназначение человека. У Моцарта было предназначение стать композитором. И он стал композитором. А предназначение Александра Македонского было завоевать Азию вплоть до Индии. Предназначение есть у каждого человека, но не каждый человек может его прочитать. Большинство людей подчиняется своему року, т.е. слепой силе, которая управляет человеком. Есть две природы в человеке: низшая и высшая. Рок работает через низшую природу. Предназначение  - это реализация высшей природы человека.

Я хочу рассказать вам притчу. Рядом со мной сидит мастер притч – Вадим. Наверное, он знает все притчи на земле и в том числе эту. Источник этой притчи всем известен. Я взял ее у Идриса Шаха. Эта притча о богатом купце, который жил в восточном городе, может быть, Багдаде, может быть, в Тавризе. Он был очень богатым, очень знатным. У него были корабли, которые он отправлял с товарами в Индию. И жил он безбедно, радостно. Где-то он что-то упустил. Что-то произошло. Мы с вами не знаем, что. Но все пошло насмарку. И его судьба стала судьбой Иова Многострадального. Он потерял все корабли: их поглотил океан. Он потерял все свои склады: их поглотил огонь, пожар. Он потерял своих сыновей: они погибли на войне. Он потерял своих жен, у него было много жен: они умерли от эпидемии. Он стал нищим. И тогда он вспомнил о своем друге, султане Кордовы. Испания была тогда мусульманской, и Кордовой правил султан, который дружил с этим купцом. И он решил поехать к своему другу и попросить его о помощи. Но путь его был очень нелегким. На последние деньги он купил осла, но на него напали разбойника, осла забрали, а его продали в рабство. Он был в рабстве несколько лет, потом ему удалось бежать. Его, нищего, несчастного, судьба, наконец, доставила в Кордову, и он бросился к дворцу своего друга-султана. Стража сразу же отогнала этого оборванца от ворот дворца. Ему пришлось где-то работать, и когда он смог, наконец, скопить какие-то деньги, чтобы одеться поприличнее, он пришел к главному визирю, попросил допустить его к султану. Все это заняло годы – путь от Багдада до султана Кордовы. Когда он явился перед султаном, тот сразу узнал старого друга, дружески его обнял, поцеловал и сказал: «Скажи, что с тобой случилось?». И он, плача, рассказал о своей судьбе. Султан очень долго думал, вздыхал, потом позвал своего слугу и сказал: «Дай этому человеку сто овец, пусть он пасет их вон на том лугу».  Купец был, конечно, разочарован. Он думал, что султан даст ему корабли, товары, золото. Но он был человеком такта, выдержки. Он получил сто овец и пошел пасти их на указанный холм. Но овцы чего-то испугались, подбежали к краю обрыва и все сто овец бросились с обрыва в пропасть и разбились. Он вернулся и рассказал об этом визирю, а визирь рассказал султану. Султан сказал: «Дайте ему пятьдесят овец, пусть пасет их на холме». Ему дали 50 овец. Но их всех загрызли волки в первый же день. И тогда… Кто знает эту историю? Вы знаете немного? В третий раз он пришел к султану. Султан велел ему дать двадцать пять овец. Но и 25 овец постигла та же участь. Они отравились какой-то травой и погибли. И тогда ему дали пять овец. И он берег их как зеницу ока, он носил их на руках, он сделал все, чтобы овцы остались живыми. Они дали приплод. Прошло еще три года. Наконец, у него появилось стадо в сто овец. Он пришел к царедворцу и сказал, что у него выросло поголовье. Визирь рассказал об этом султану, и султан призвал его, обнял и сказал: «Я хочу дать тебе пять кораблей, золото, парчу и прочее, чтобы ты мог продолжить свою торговлю». Тогда этот купец спросил у султана: «Почему когда я так нуждался и пришел к тебе, ты не помог мне сразу, а заставил меня еще три года мучиться?» Султан ответил: «У тебя был неблагоприятный период».

Этот купец был азартным, отождествленным со своей судьбой человеком на уровне рока, сна, механичности. И только когда ему сказали: «У тебя был неблагоприятный период», он впервые посмотрел на свою жизнь как на подчиненную слепому року, с которым никакой султан не может бороться. Если бы султан дал ему сто кораблей и отдал все свои богатства, они бы все погибли, потому что у него был такой период. Султан оказывал ему разумную помощь, в соответствии с периодами приливов и отливов. И султан помог купцу отстраниться от своей судьбы и увидеть в ней определенный ритм и порядок.

Судьба – это благоприятные и неблагоприятные периоды нашей жизни. Что же это означает – «неблагоприятный период»? Где-то что-то произошло, сказал я в самом начале, и он этого не заметил. И если у вас есть жалобы на свою судьбу, подумайте, где и что произошло, и чего вы не заметили.

***

Насколько я понимаю, личность – это то в каждом из нас, что является продуктом эпохи, цивилизации, воздействий на нас на протяжении нашей жизни, начиная от рождения и до того времени, когда человек задумывается о своей личности и начинает сам ее себе строить. Сущность человека – это нечто более глубокое, это то, что у человека индивидуально, то, что не зависит от того, живем мы в Древнем Египте, в средневековой Индии, во Франции во времена Наполеона или здесь на земле Кубанской. Сущность – это уникальные качества человека, которые могут развиваться, которые обладают большей перманентностью, большей глубиной.

В некоторых очень радикальных группах последователей Гурджиева считается, что у человека есть только личность. А сущность человека либо убита личностью, либо недоразвита. Во всяком случае предполагать в человеке серьезное присутствие сущности нельзя, а вся работа должна проводиться только лишь с различными «я», из которых эта личность составлена. В этом случае приводится известная притча об имении, которое было запущено, заброшено. Пирожник тачал сапоги, сапожник пек пироги, все шло вверх тормашками, и все были постоянно пьяными и спали мертвым сном. И тогда двое совестливых слуг (хозяина не было, он был в отъезде) взяли в свои руки управление имением. Они наказали одних нерадивых слуг, выгнали других, уговорили третьих вести себя хорошо. В результате очень трудной работы это имение пришло в должный порядок. И тогда в это имение приехал хозяин.

Вы видите, здесь нет работы с сущностью, а только с маленькими «я», с маленькими личностями, которые захватывали имение и разваливали его. А сущность, хозяин, приехал в имение благодаря тому, что имение стало пригодным для его особой работы.

В этом плане можно сказать, что у большинства людей есть только личностная судьба, но нет сущностной. Их внутреннее хозяйство – это имение, в котором что-то происходит, но хозяин никогда в это имение не приезжает. Работники как-то друг с другом соотносятся. Среди них есть и совестливые, и бессовестные, и распущенные, неорганизованные. Мы живем в таком имении под названием «земной шар». У нас личностная судьба – до хозяина дело не доходит. У очень немногих – сущностная судьба, и это большая удача. История его глубинной сущностной жизни начинается у человека, когда он открывает ее для себя. Тогда происходят события, о которых очень трудно говорить на нашем личностном языке. Но мы много можем сказать о личностных судьбах.  И мы будем сегодня говорить о личностных судьбах.

Судьба человека, согласно различным традициям, не ограничивается движением от точки рождения  А к точке смерти Б. Она перехлестывает за эти точки. Согласно некоторым взглядам, после своей физической смерти человек живет в особом виде. Также он не рождается в момент своего физического рождения. Его субстанция либо реинкарнирует, либо перерождается. В индуизме говорят о реинкарнации, переселении в нового носителя души. В буддизме это называется перерождением, поскольку в буддизме нет перманентной души, которая переходит из одного носителя в другой. Там происходит некое перекомбинирование дхарм, из которых человек состоит. У нас нет ясного понимания, что такое дорождение, что такое посмертие. Мне кажутся наиболее убедительными взгляды Г.И. Гурджиева, согласно которым в течение жизни  человек создает внутри себя некую субстанцию, которая переживает его смерть. Если он создает эту субстанцию, он сохраняет некий вид существования после физической смерти. А если не создает, то умирает в момент физической смерти. Получается, что бессмертная душа не является чем-то само собой разумеющимся.

К этому я бы добавил, что у каждого человека свое особое посмертие – если у него есть посмертие. Нам с нашим личностным опытом и рассудочным умом благоразумнее не судить и не высказываться о таких сложных вещах. Это опыт высших измерений, и нам нужно эти измерения осваивать. А пока у нас с вами нет даже способности воспринимать пространство и время как таковые. У нас нет опыта восприятия пространства и времени. Мы воспринимаем объекты в пространстве и времени. А пространство и время нам пока заказаны.

Петр Демьянович Успенский увлекся в свое время идеей Ницше о вечном возвращении. Ницше взял эту идею у пифагорейцев. Есть пифагорейский текст, где лектор говорит: «В моей прошлой жизни, в моей будущей жизни я тоже буду читать вам лекцию. В моей руке будет указка, я буду ходить по этой аудитории, и все в точности повторится». Успенский рассматривал человеческую жизнь как бесконечно повторяющуюся даже в своих деталях. Он написал повесть «Странная жизнь Ивана Осокина», которую очень любят последователи Успенского в Англии. Это рассказ об Иване Осокине, который был жил очень плохо и делал много ошибок. Отчаявшись, он хотел покончить с собой, но его надоумили пойти к магу, который дал ему возможность снова прожить его жизнь. И вот Иван Осокин снова живет свою жизнь, и на каждом этапе этой второй жизни он делает абсолютно те же самые ошибки. Он проживает абсолютно такую же жизнь, какую прожил в первый раз. И когда он оказывается у мага, он вспоминает, что он уже был у этого мага.

А вот что пишет о человеческой судьбе Петр Демьянович Успенский в своей книге «Новая модель Вселенной»:

«Следует признать, - пишет Успенский, - что по характеру повторения  (вы теперь знаете, о каком повторении идет речь) жизни людей делятся на несколько типов, или категорий. Есть люди абсолютного повторения. Все, как большое, так и малое, переносится у них из одной жизни в другую. Есть и такие, жизнь которых каждый раз начинается одинаково, но протекает с незначительными колебаниями и приходит примерно к тому же концу. Существуют такие, чья жизнь движется по восходящей линии и делает их с внешней стороны все более богатыми и сильными. Жизнь других, напротив, явно движется по нисходящей линии. В них постепенно разрушается все живое, и они  обращаются в ничто. Наконец, встречаются люди, жизнь которых содержит внутреннюю восходящую линию, которая постепенно выводит их из круга вечного повторения и позволяет перейти на другой план бытия. (То есть  это люди, восходящая линия развития которых приводит их к обнаружению своей сущности и к работе со своей сущностью)

Рассмотрим сначала тот тип жизни, где неизбежно абсолютное повторение. Это прежде всего люди быта, глубоко укоренившиеся, окаменелые рутинной жизнью. Жизнь этих людей следует одна за другой с монотонностью часовой стрелки, движущейся по циферблату. Они рождаются и умирают в том же самом доме, где родились и умерли их отцы и матери, где родятся и умрут их дети и внуки. Общественные потрясения, войны, эпидемии, землетрясения иногда сметают их с лица земли целыми тысячами и сотнями тысяч, но за исключением такого рода событий, вся их жизнь строго упорядочена, расписана по плану. Представим себе купца старинного восточного города. Он живет в окружении рутинной жизни, он торгует коврами в той же лавке, где торговал его отец, дед и, возможно, прадед. Вся его жизнь от рождения до смерти обозрима, как на карте: в таком-то году он женится, в таком-то берет старшего сына с собой в лавку, выигрывает тяжбу с соседом всегда одним и тем же способом, умирает тоже всегда в одно и то же время, в тот же день и час и всегда от одной и той же причины – объевшись плова.

К другой разновидности людей из категории точного повторения относятся исторические персонажи. Серия личностей Наполеоны, Цезари, Чингисханы ничуть не отличаются от слабых. Они пешки на той же самой доске и точно так же не могут ничего сделать сами. Не могут сказать ни одного собственного слова, не могут ничего прибавить к тому, что должны сказать и сделать, и не могут ничего отменить».

Дальше говорит Успенский о людях успешных: «Успех, – пишет Успенский, – достигается приспособлением к самым темным, бессмысленным сторонам жизни. Таковы люди, которые быстро сколачивают огромные богатства, миллионеры, миллиардеры, преуспевающие государственные деятели, известные своей оппортунистической, а то и преступной деятельностью, лжеученые и т.д. и т.д. Главная опасность для людей преуспевающего типа – их успех. А главная опасность для людей нисходящего типа – их неудачи».

Вот три классических типа. Люди, которые живут однообразной рутинной жизнью. Люди, которые становятся сильнее, и люди, которые становятся все слабее и слабее. Это чистые типы. Наш с вами типаж достаточно смешан. Большей частью мы по определению должны испытывать чувство несчастья, чувство конфликта с социумом, чувство подавленности социумом. Мы совершаем неизбежные ошибки. Этими ошибками пользуются наши друзья и недруги. Мы не можем не совершать ошибки, потому что мы должны быть по определению страдающими. У нас не одинаковые шансы для подъема и для нисхождения. Обстоятельства играют на то, чтобы мы были жертвами, чтобы мы испытывали ущербные чувства.

Я повторяю, что речь сейчас идет о личностной судьбе, той судьбе, где и удача,  и неудача одинаково слепы и одинаково не имеют отношения к реальному человеку, а связаны с человеческой личиной или личностью.

Каждый из нас проживает жизнь с определенным рисунком личностной судьбы. Это что-то вроде повторяющегося узора. Те же неудачи в наших делах, те же ошибки. Повторяются те же самые огорчения девушек с молодыми людьми, молодых людей с девушками.

Есть хорошая притча о человеке, который шел по улице и угодил в яму. Он ругался на чем свет стоит по поводу того, что ямы роют и не засыпают на улице. Он попробовал выбраться из ямы, бился несколько часов, выбрался, пошел своим путем. На следующий день он шел по этой улице и опять попал в ту же яму. Он уже меньше ругался по поводу городских властей и подумал впервые, что он мог бы помнить, что здесь яма, и он легче выбрался из этой ямы и пошел дальше. На третий день он знал, что какая-то опасность существует, но опять забыл в тот момент, когда подходил к яме. Упал в яму. На этот раз он корил только себя, достаточно быстро выбрался из ямы и пошел своим путем.  На четвертый день он опять попал в ту же яму. После того как он 7 дней подряд попадал в эту яму, он зарубил у себя на носу, что на этой улице яма. Он очень осторожно шел по этой улице, думал перед каждым шагом. Когда он подошел к тому месту, где должна быть яма, яму  уже засыпали, а вырыли яму в другом месте, куда он и попал.

Мы с вами так и живем в нашей личностной жизни, без памяти, отождествляясь каждый раз со своими фантазиями. Погруженные в эти фантазии мы и попадаем в ямы, в те же самые ямы.

Собственно говоря, о чем идет речь: о том, чтобы выпрямить нашу личностную судьбу, или чтобы добраться до нашей сущности? Стоит ли тем, кто стремится к высшим достижениям, вообще заботиться о личностной судьбе? Стоит ли вообще беспокоиться о том, чтобы строить свою земную судьбу? Ведь очень часто люди понимают, что несчастья даны им  для того, чтобы их встряхнуть. Несчастья помогают очень многим людям обратиться к себе, к Богу, к мудрости.

Чего же мы хотим? И как нам быть с протуберанцами на солнце, с возмущением солнечной активности, которая влияет, без сомнения, на нашу судьбу? Есть книги, написанные о влиянии Солнца на судьбу. Есть таблицы, которые чертятся на этот счет. На нашу судьбу еще больше влияют звезды и планеты. Об этом очень хорошо знают астрологи. Я – Водолей по западному гороскопу и Дракон − по восточному. Я сразу узнаю Водолеев, я их уважаю и Драконов тоже. И действительно я дружу с людьми, с которыми положено дружить Водолеям, и не дружу с теми, с кем заказано дружить Водолеям. Безусловно, есть некоторая проверенная опытом правда за этой зависимостью судьбы от знака. Наша судьба зависит от времени, в котором мы живем, от эпохи, от места рождения. Судьба зависит от страны, от города, от района города, от семьи. Она зависит от слишком многих вещей. Она зависит от нашего типа и от нашего характера. Судьба – это развернутый характер. Характер – это записанная на внутреннюю матрицу судьба. Судьба, говорили мы вчера, это либо рок, фатум, либо предназначение, либо сочетание этих двух составляющих. И в зависимости от того, являемся ли мы слепыми рабами тех сил, которые нами управляют, или же мы боремся за свое предназначение и добиваемся осуществления своего предназначения, у нас разная судьба. 
Я говорил вчера, что работа с судьбой невозможна на механическом уровне. Увидеть судьбу невозможно на уровне личности. Нужна полупробужденность, нужны элементы пробужденности, чтобы увидеть свою судьбу. Нужно быть не на 100 процентов машиной. Машина не может увидеть свою судьбу. Слишком много факторов. И эти факторы слишком неопределенны. Мы можем услышать свою судьбу, опираясь на те элементы пробужденности, которые трудно учитывать компьютеру. Моя работа с людьми над алгоритмом судьбы предполагает помощь, которую получаю я, и получает человек. Доверие и искренность нашей взаимной попытки сделать максимум того, что мы можем, и призвать те силы, которые могут нам помочь, – наш ресурс. Одними своими силами мы бы не справились. Нам также нужно учитывать фактор ветра, того ветра, который надувает паруса нашей судьбы.

Наверное, кто-то из вас уже слышал от меня притчу о караване. Эта история о том, как один портняжка проснулся однажды утром не у себя в постели, а в неизвестном городе, где он лежал в канаве. Был яркий день. Шли мимо люди. Он осмотрелся, механически поплелся со всеми. Все пришли на место, которое называлось базар. Он ходил по базару, таращился, удивлялся, где он, что это вокруг. Наступил полдень, потом уже более позднее время. Он устал, ничего не соображал. В это время открылась дверь какой-то лавки, и купец из этой лавки пригласил его к себе и напоил его чаем. Человек пришел в себя. Купец сказал ему: «По твоему виду, приятель, я вижу, что ты даже не знаешь сам, как очутился в этом городе». – «Да, - сказал человек, - я  не могу ничего понять». Купец ему сказал: «Дело в том, что год назад такое же случилось со мной. Я оказался в этом городе и так же, как ты, пришел на этот базар. Ко мне подошел человек и подал мне совет. Он сказал: «Скажи-ка всем вокруг, что вслед за тобой идет караван, очень богатый караван с верблюдами и товарами, что ты купец и что ты оказался впереди каравана. Попроси у них немного денег, чтобы дождаться каравана. И когда придет караван, ты пообещай им вернуть, а сам пусти эти деньги в оборот, займись, как я, купеческим ремеслом, и со временем ты со всеми рассчитаешься и станешь почетным купцом. А я тебе помогу – познакомлю с людьми, которые одолжат тебе деньги». Так он и сделал. Человеку собрали хорошую сумму, и он… Вы знаете эту историю?

Реплика: Нет.

Человек этот, который получил некоторую сумму денег, не стал торговать. Он отправился в гостиницу, он занял хорошие апартаменты, он накупил музыкальных инструментов, книг и зажил жизнью путешественника. Он нашел себе друзей. Они обсуждали вопросы духовного пути, веры, философии, искусства. Он научился играть на музыкальных инструментах – на флейте, арфе, наверное, кифаре. И вскоре он обзавелся большим количеством интеллигентных, интересных друзей. Когда у него кончались деньги, друзья, естественно, одалживали ему деньги, и он продолжал жить жизнью аристократа. Купец приходил к нему несколько раз, укорял его за то, что он не занимается делом, а тратит время. Но он был неисправим, этот новый житель города. Его между тем познакомили с министрами, с визирями султана и с самим султаном. Султан был очарован его образованностью и манерами. Он познакомил его со своей дочерью, тайно желая, чтобы у дочери был именно такой жених. Этот человек влюбился в дочь султана. Вскоре они поженились. Он переехал жить во дворец. И все было бы хорошо, но визирь увидел, что влияние этого человека растет, а влияние визиря падает. Он стал узнавать, кто же этот человек. Он узнал всю историю этого человека, пришел к султану и рассказал, что этот человек обманщик, никакого каравана у него нет, живет он в долг, и поэтому его надо наказать. Султан призвал к себе этого человека и сказал ему: «Снимай с себя царские одежды, надень простое платье, иди за своим караваном и не возвращайся без него». Человек так и сделал: надел простую одежду, отправился в пустыню. Он вышел из города. Пустыня, как известно, на Востоке начинается сразу за городскими воротами. Через пять минут он уже был в песках. Страшно пекло солнце, и он пошел, куда глаза глядят. Так он шел целый день. А вечером он встретил маленького старичка с длинной бородой. Старичок сказал ему: «Ты куда идешь?» - «Я ищу свой караван» - отвечает человек. «А, я видел его, он за теми песками». И действительно за дюной оказался большой караван. Когда он спросил, чей это караван, погонщик назвал его имя. Он сел на верблюда, приехал к султану и вслед за ним в город прибыл его караван. И с тех пор он жил счастливо со своей женой, пока, как говорится в «Тысяче и одной ночи», к ним не пришла разлучительница собраний и прекратительница наслаждений - смерть.

Вот алгоритм жизни, который очень близок моему сердцу. Это алгоритм каравана. За ним стоит индивидуальное устремление. Когда человек говорит: «я художник», а он нарисовал только один цветок, когда он говорит: «я поэт», а написал только одно стихотворение, он берет на себя очень большое обязательство. И если он этого обязательства будет держаться, то в конце концов победит.

***

Предназначение человека проявляется в результатах его действий. Есть люди, у которых все превращается в копеечку, копеечка – в рубль, а рубль – в доллар, доллар – в тысячу долларов. Чем бы человек ни занялся, все приносит ему новые и новые финансовые перспективы. У другого всюду любовь. И справа любовь, и слева любовь. Полетит в Магадан, на Северный полюс и там его настигает та же любовь. Есть люди творчества. Любая ситуация – и стихотворение или картина. Счастливые люди. Постоянно живут в состоянии подъема, все в них поет и звенит. Вот, собственно говоря, сколько путей, столько вариантов удачливости, когда все получается, но получается в виде одного результата.

Я люблю историю, которую мне сын рассказал о Бетховене. Однажды Бетховен три дня не ел, не пил, он заканчивал какую-то большую симфонию. Вдруг какая-то сила вынесла его из гостиной и занесла на кухню, где служанки обсуждали, что нужно отнести белье к прачке. Он услышал сказанную одной из них фразу: «это должно быть». И Бетховен вдруг схватился за свои растрепанные волосы и закричал: “Das muss sein!” Он ринулся назад к инструменту и еще три дня писал музыку, вдохновленный пониманием неотвратимости свершения.

Самый тонкий элемент в работе с алгоритмом судьбы – это отрыв от поверхности личности. Это та точка, где человек не знает, он не уверен в этом шаге. Ходить по земле надежнее, а оторваться от нее, шагнуть, уже не опираясь на землю, а перейдя в этот зыбкий мир сущности, очень трудно. В адвайта-веданте этот шаг связан с отрывом от мысли, с выходом в область за пределами мысли. Когда человек начинает искать не ответ на свой вопрос, а вопрошающего. До этой минуты есть либо нисходящее, либо восходящее, либо круговое движение мысли, когда все повторяется заново. Новая профессия. Новый бизнес. Новое увлечение. Новая книга. Вот с книгами особенно интересно. Человек читает книгу. Это так интересно. Он полностью отождествился с мыслями и с героями. Вот он прочитал книгу. Автор его целиком съел. Человека как не было. Он был просто бутербродом, которым закусил автор. Этот человек чувствует беспокойство: что-то не то, что-то не так. Оказывается, ему хочется опять стать чьей-то закуской, залезть в желудок к какому-то новому автору. Он опять погружается в книгу, входит в мысли, в ритмы, в слова автора. И опять то же самое. Мне жаловались мои друзья на это чувство обкраденности. Я им говорил: «Вы прочтите две страницы, остановитесь и дальше создайте свой мир, оттолкнувшись от первой подсказки автора, вообразите его, пишите его, не будьте жертвой автора. Для того авторы и пишут, чтобы вас съесть, околпачить, оглушить.

***

Рассуждая о судьбе, очень трудно обобщать, но общим является один вопрос, а именно вопрос о том, почему в нашей жизни возникают трудности? Почему эти трудности оказываются иногда сокрушительными? Одним из ответов являются дефекты нашего сценария, той программы, которая в нас закладывается в раннем возрасте нашим воспитанием. Я думаю, что программа жизни закладывается в ребенка где-то в возрасте 5 -12 лет. Вот сидит 12-летний человек, и я думаю, что у него уже заложена программа. Там есть все предписания и все табу. Эта программа обычно корректируется и конкретизируется в возрасте 17-25 лет. Программа-максимум превращается в программу-минимум. В детстве люди хотят быть балеринами, космонавтами и министрами, а в 17-25 лет это сводится в лучшем случае к роли программиста и менеджера.

Итак, трудности, препятствия и огорчения возникают в результате несовпадения сценария, сложившегося до 12 лет и подкорректированного жизнью в возрасте 17-25 лет, с той реальностью, в которой человек оказывается.

Действительно, между 12-ю годами и 25-ю годами проходит 13 лет жизни. Жизнь меняется, появляются новые акценты, новые требования. Человек отстает на 13 лет от того, как меняется политика страны, и меняются акценты массовых тех программ, которые общество вкладывает в своих молодых членов. Кроме того, могут возникнуть трудности,  связанные с неучитыванием или незнанием своих возможностей, своего характера. Ребенок фантазирует, что он хочет быть космонавтом, но  у него, может быть, здоровье не годится для того, чтобы быть космонавтом и не хватает агрессивности, чтобы растолкать всех других космонавтов и полететь на Марс. Ведь если ты с конкурентами не справляешься, то космонавтом не станешь.

Ребенок также не учитывает два важнейших фактора: фактор предназначения и фактор рока. Оказывается, он предназначен быть не космонавтом, а художником. Напротив, человек с предназначением художника может стать бизнесменом. Узнавание своего предназначения и борьба за свое предназначение – это очень непростая работа. Не все − Моцарты, которым папа в 5 лет говорит: «ты будешь композитором и пианистом». Счастливы дети, за которых решают родители и решают правильно. Большинство детей оказываются в этом отношении в пренебрежении.

У каждого ли человека есть предназначение в жизни? Прежде всего, люди делятся на три архетипические категории. Назовем их условно: жрецы, воины и ремесленники. Жрецы смотрят на жизнь с птичьего полета и правят миром. Воины осуществляют это управление, а ремесленники (к этой категории принадлежат рабочие, фермеры, работники сферы услуг, учителя, художники всех видов и пр.) составляют самую многочисленную категорию и образуют основание социальной пирамиды. Чтобы обрести предназначение в жизни, нужно в первую очередь найти свое место в одной из этих трех категорий, ибо есть еще множество людей, которые ни к какой категории не принадлежат. Это чаще всего потерянные люди, жалующиеся на то, что они себя не нашли. Таким людям нужно сначала определиться в отношении трех архетипических категорий, а потом понять, каков уникальный замысел, существующий в связи с их жизнью. Замысел этот может лежать на поверхности вещей, но может быть закодирован и спрятан.

Второй вопрос: каждый ли человек подвержен действию рока, который возвышает человека или сокрушает его? Рок работает через несчастье, болезни или же, наоборот, через счастливые совпадения, везение, удачу. Речь идет о цепочке причин и следствий, проходящих через линию жизни человека или пересекающихся с ней. Речь также идет о стихийных силах, в поле действия которых оказывается человек, таких как война, революция, шторм, природный или социальный катаклизм, сильная страсть. Рок чаще всего поражает слепого, азартного, страстного человека. Рок может также выражаться в монотонной безысходности, которая воспринимается человеком как потерянная жизнь. Мудрый человек может выйти из области действия этих стихий или же аккуратно перенаправить причинно-следственную цепочку, так что она перестанет нести для него угрозу и опасность.

Судьбу человека следует искать в пространстве между его предназначением и роком. В каком-то смысле мы можем сказать, что судьба − это составляющая из этих двух компонентов. В большинстве случаев человек – игралище страстей и игрушка рока. В редких случаях человеку приоткрывается его предназначение, открывается символически в виде иероглифа или намека. Редко человек замечает эти явления и обращает на них внимание, еще реже умеет их истолковывать. Судьба требует осознанности и осмысленной активности, направленного действия. По преобладанию в судьбе влияний рока или предназначения судьба может быть роковой или звездной.

Дальше возникают типовые ситуации, когда человек вкладывает усилие в одну судьбу, а ему предназначается другая судьба. Все усилия идут насмарку. Допустим, человек с математическими способностями в математической школе, в университете учится математике, становится массажистом или торговцем. Усилия проваливаются. И так бывает очень часто в периоды больших социальных ломок, как сейчас, например. Далее, появляется еще такой момент, как столкновение честности, надежности, искренности с жесткостью мира, с нечестностью друзей, окружения, с недоверием. Это может стать предметом трагедий, так же, как забота о ребенке может обернуться несчастьем для ребенка, потому что это приведет к тому, что он окажется безоружным в большом жестком мире, где о нем никто не хочет заботиться, где он сам должен о других заботиться. Сценарий может быть написан для других актеров. Сценарий может быть негодным планом жизни. Он для XVIII века. А мы живем в XXI.

Типичные сценарии. «Мужской и женский» сценарий: учеба, работа, женитьба, рост, успех, признание. Такой сценарий может нарисовать себе ребенок: вот я учусь, окончу школу, окончу институт, устроюсь на работу, найду жену, я постепенно буду расти на работе, стану начальником, обо мне будут печатать статьи в газете, говорить по радио и даже по телевизору покажут.

Вот начинается с архитектора, космонавта и олигарха, кончается программой-минимумом: бухгалтер, продавщица, милиционер, а антипрограмма –  это алкоголик, истеричка, человек, который не у дел. Когда программа и сценарий начинают реализовываться, в силу вступает работа двух факторов: фактор табу, подавления, и фактор поощрения – что табуируется обществом и что поощряется. И начинаются удары судьбы. Очень жесткие. В разном возрасте это начинается, но продолжается до упора. Так что могу вас «обнадежить»: удары приходят в основном от близких людей, от самых близких друзей, от возлюбленных, от родителей и от детей. От детей очень больно обычно бывает и от любимых очень больные удары. Ну и всевозможные внешние удары: служебные, бизнесовые, карьерные. Это корректировка. Собственно говоря, эти удары судьбы – как удары резца скульптора по мраморной глыбе. Жизнь тебя оттачивает и срезает лишнее. То, что остается, может скукожиться, затвердеть, стать человеконенавистническим, мироненавистническим. Страх может накрыть человека с головой – со всех сторон бьют. Здесь может возникнуть ступор, тупик. Тупики судьбы – это тоже очень интересная тема. Из тупика человек может не выбраться до конца жизни. Он может ходить ошарашенным от этих ударов. Счастлив тот, кто легко переносит все это, кто ждет этого.  Кого предупредили, как я предупреждаю молодого человека: надо быть готовым к тому, что жизнь будет откалывать какие-то куски ложной программы. И задача перепрограммирования стоит на протяжении всей жизни. Каждые пять лет меняется климат, космический, социальный, и человек, который упорствует, продолжая держаться старых алгоритмов, обязательно попадает под очень сильный удар.

Очень важно понять, где заканчивается цикл. В моей жизни была ситуация, когда я в какой-то период повторял одно действие – ездил в один город, и потом это исчерпалось. Но я не хотел, чтобы это исчерпалось, и я сделал еще одну попытку. Закончилось это очень плохо. Это было в 1969-1970 годах. Как раз в этот период я встретил Игоря Калинаускаса. Город, получается, Вильнюс. Видеть, где надо закончить определенный период жизни, где он уже себя исчерпал, очень важно. Опять же в моей жизни было несколько таких исчерпанных ситуаций, когда я угадывал, что мне надо было выйти из этих ситуаций. Одна была, когда я в 18 лет ушел из дома, хотя меня очень любили родители. Я начал самостоятельную жизнь. И второй раз, когда я в 32 года уехал в Америку. Ситуация в Москве была исчерпана. Мне понадобилось 20 лет жизни в Штатах, в путешествиях по всему миру. В 1994 году ситуация в Нью-Йорке подошла к своему завершению. Я вернулся в Москву. Пока не пахнет исчерпанностью Москвы. Но это моя судьба.

Судьба не всегда связана с переездами в другой город. Это может быть служба, призвание или кормушка, которая тебя кормит. Надо слышать, где она заканчивается. Если ты не слышишь, она тебе подскажет, что она закончилась. Прозвенит колокольчик. Ты услышишь маленькие легкие щелчки. Это тактика, но она требует большего внимания, большей пробужденности. Тактика проживания программы. Древние говорили, что надо знать, когда уйти из жизни. Прожить дольше – нехорошо. Прожить меньше – нехорошо. Но надо знать и когда выйти на сцену. Нельзя пропустить этот момент. Древние говорили также, что счастлив только тот человек, который не только проживет счастливую жизнь, но и умрет хорошо и красиво.

На этот счет есть история про Креза, который был очень богатым человеком в Персии. Он пригласил к себе афинского законодателя Солона, показывал ему свои сокровища и говорил: «Знаешь ли ты человека счастливее, чем я?»  Солон усмехнулся и сказал: «Подожди, ты еще живой, ты сначала умри, тогда я тебе отвечу». А когда Персию захватил Александр Македонский, Крез в цепях был продан в рабство и с другими рабами стоял перед Александром. Он начал хохотать. Александр велел привести его и спросил: «Почему ты смеешься? Мы сейчас тебя отсылаем на рудники». Крез сказал, что «у меня был Солон с гостях, он мне такое предсказал. Я представить себе не мог, что буду рабом.» Александр отпустил его или не отпустил? Я не знаю, что сделал с ним Александр.

Мне хочется коснуться той матрицы, на которой записана наша судьба. А что значит «записана судьба»? Не над всеми жизнями довлеет рок. Очень редкие судьбы вытягивают на предопределение. Судьба человека в современном мире – это в большинстве случаев массовая функция. Тот мир, в котором мы сегодня живем, стирает человека, штампует человекофункцию, не оставляя ему роскоши развития таланта, развития душевных качеств. Мы проходим через очень суровую конвейерную обработку. Плохо, если мы этого не видим. Лучше, чтобы мы это видели и сопротивлялись. Если мы не сопротивляемся, эта обработка становится окончательной и обжалованию не подлежит.

Есть много всяких механических функций. Скажем, лифтер, который входит в лифт и нажимает кнопку этажа в каком-нибудь отеле или в трамвае кондуктор отрывает билетик и берет у вас 5 рублей. Это человекофункция. И обществу, в котором мы живем, все больше и больше нужны такие люди-функции. Обществу не интересно все остальное. Все остальное, что человеку может быть интересно, не нужно социуму. Нужно очень сильное сопротивление, очень сильная воля, сильная наследственность, чтобы выйти из этой статистической ямы.

Что же происходит с детскими мечтами, детским программами, когда человек становится человеко-функцией? Они записываются на какой-то барабан. Но не реализуются в жизни. Где они реализуются? Они реализуются в снах и в том, что по-английски называется daydreaming, т.е. сны наяву. И сегодня таких лунатиков, которые живут фантазиями и воображением, становится неимоверное количество. Средний статистический человек, живя в коммуналке или на какой-нибудь социальной помойке, видит себя персидским шахом или звездой экрана. Эта жизнь во сне (о ней писал П.Д. Успенский в своей замечательной книге «Странная жизнь Ивана Осокина»), эта жизнь в воображении (Достоевский писал в своей повести «Белые ночи») дает человеку ложное удовлетворение. Человек может быть компьютерщиком, чиновником, менеджером, архитектором, у него могут быть жена и трое детей, но он продолжает жить в воображении, потому что жизнь реальная его крайне не удовлетворяет. Это даже перестает быть трагедией, становится нормой в современном мире, который стирает людей, обезличивает, обкрадывает. Пройдитесь по улице, посмотрите на стертые лица, посмотрите на блуждающие глаза мечтателей. Вокруг нас тысячи, миллионы мечтателей. Люди спят. Это ужасно.

Греки говорили о том, что есть два типа снов. Одни сны приходят через роговые ворота, а другие -  через ворота их слоновой кости. Те, которые приходят через роговые ворота, это сны пророческие. А те, которые приходят через ворота из слоновой кости,  связаны с бытом, с событиями повседневными. Это просто доживание  впечатлений дня. Ночью происходит обработка индивидуальных впечатлений. Такие сны говорят нам о том, что наша жизнь неблагополучна. Когда нам снится то, что было днем, как рефлексия, как реакция, как последствие дневных событий, это значит, что в нашей жизни нет больших, сильных проектов, у нас нет задач, кругозора. Может быть, и они есть. Но этот кругозор умозрительный, а реально мы живем жизнью быта, жизнью безрадостных напряженных будней. Это признак неблагополучия. Я считаю неблагополучным человека, который живет изо дня в день событиями дня, если у человека нет проекта жизни, цели, требующей преодоления, задачи. Я думаю, тело такого человека, биология такого человека функционирует очень и очень болезненно.

Подумайте каждый о самом себе в этом ракурсе. Неслучайно монотеистические религии пробуют направить все силы и внимание человека к единому Богу. Единый Бог – это идеал для человека. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный», говорится в Евангелии, и это концентрация на идеальном образе должна давать силу и надежду, но дает ли? Дает ли она ему физическое и психическое здоровье? Не заслоняет ли она реальную задачу ее умозрительной заменой? Какова же реальная задача человека, который серьезно хочет исправить свою судьбу?

Прежде всего, такой человек знает, что его не устраивает в себе и в своем положении в мире. Во-вторых, такой человек имеет более или менее определенное представление о том, чего он хочет достичь. Если нет такого первого и второго понимания, если все происходит на уровне неясного томления и туманных импульсов и эмоций, лучше на задачу исправления судьбы не замахиваться. Лучше сначала прояснить для самого себя задачу, может быть попытаться сделать это в письменном виде, может быть посоветоваться с людьми, вызывающими доверие. Только когда более или менее определены позиция отталкивания  – то, что вас не устраивает, и позиция притяжения –  то, чего вы хотите добиться, вы можете начать работу по деконструкции первой позиции и конструкции второй. Рекомендую не замыкаться, а привлечь в эту работу свидетеля, друга или наставника, в любом случае – наблюдателя со стороны, который не даст вам увлечься частными моментами или уйти в сторону. Готовьтесь к трудностям и сопротивлению, главным образом со стороны вашей личности, но также и со стороны обстоятельств.  Потребуется много терпения, твердости и, возможно, времени. И здесь вам может помочь наблюдение за вашими снами.

Сны записаны на матрицу, на барабан у большинства людей. И эти сны – те, которые приходят через ворота роговые, через ворота из слоновой кости, – могут помочь вам понять ту стадию, в которой мы находимся и делаем усилие. Есть люди, которые не видят снов. Есть люди, которые видят целых 10 и 20 кино-снов за ночь. Учитесь быть внимательными к своим снам. Есть не только тревожные сны, когда вас догоняют и убивают, насилуют. Не только эротические или праздничные сны. Учитесь наблюдать и анализировать свои будничные сны. Они очень опасные в том смысле, что они серые, будничные, мусорные. Значит, ваша жизнь мусорная, ваши переживания мусорные, значит, нет подлинной реальности в вашей жизни. Бейте тревогу! Создайте подлинную реальность в свои бодрствующие часы. Стремитесь к реальности и охотьтесь за ней, как в сказках Иван-дурак охотится за жар-птицей. Будьте цельными, делайте все с полной отдачей. Найдите свою жар-птицу, от самой маленькой и до самой великой. Тогда вы будете здоровы. У вас будет здоровая печень, легкие, простата и все остальное. Эта цельность – залог вашей победы. Если жизнь вас стирает в порошок, надо вовремя опомниться и перепрограммировать себя.

Вот еще один момент. Это совершенно железный момент судьбы: не ждите, что судьба даст вам и одно, и другое. Она обязательно даст вам одно, но отнимет другое. Пожалуйста, не ждите и не удивляйтесь, что вам хорошо везет в картах и не везет в любви. Либо карты, либо любовь. Не будьте неблагодарны, если вам везет в картах. Это правило, которое никто не хочет принять, а хочет иметь все сразу. Выиграв в карты, вы можете надеяться (надеяться, а не рассчитывать), что у вас будет небольшое везение в чем-либо еще. Принимайте это везение как бонус.

Я третий раз сегодня хочу напомнить вам то, что так просто и так ясно, но постоянно отбрасывается нашим сознанием, а именно, что мы с вами сейчас находимся в некотором особом состоянии. Это состояние определяет способ нашего рассуждения. Почти все мы знаем другие состояния – более высокие и более низкие, которые, в свою очередь, определяют наш мыслительный процесс. Я хочу призвать вас решать важные вопросы, вопросы судьбы в частности, не всегда, а только в особых хороших состояниях, которые известны вам из вашего опыта.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, как можно попытаться узнать свое предназначение?

Ух, и вопрос Вы задали… Прежде всего, это нужно делать в самые светлые минуты. Узнавать приходится по тысяче признаков, которые надо пытаться увидеть. И по очень ясным подсказкам, которые дает тебе жизнь в виде встреч, в виде ваших предрасположенностей, талантов, характера, в виде ветра, который дует в ту сторону, куда вы предназначены идти. Нет рассудочного ответа на этот вопрос. Есть динамика и пластика событий и характера человека. И есть внутренняя пластика событий  и характера человека. Назначение человека определяется на пересечении этих двух плоскостей, на сочетании внутреннего фактора и внешнего. Предназначение человека в самом широком смысле – это реализовать свою сущность, свое подлинное «Я», не дать ему быть поглощенным личностью, или социальным агрегатом. Космос, который нас породил – это творческая стихия. Предназначение человека – служить Космосу своей высшей природой, своим свободным сотворчеством, подчиняя для этого свою низшую природу. А форма творчества, форма отдачи себя определяется личными предпосылками человека, тем, что ему для этого дано.

Любя человека, можно увидеть его предназначение лучше, чем оставаясь безразличным. Любящие родители могут увидеть. Любящий друг может увидеть, подсказать. И конечно наставник.

Иногда предназначение выжжено в сердце человека огненными буквами, и он сопротивляется, а оно его хватает за горло. Как это было с Мухаммедом, когда архангел Джабраил протягивал ему свиток, на котором стояло его предназначение. Он кричал: «Я не хочу, я не знаю, я не могу, я не понимаю». А архангел говорил ему: «Смотри. Читай». И он не мог никуда деться. В других случаях человеку нужно долго и упорно искать свое предназначение и, найдя, – если он его найдет, – за него бороться. Но большинство выбирает слепо плыть по течению.

Мусульмане говорят: каждый выбирает то, что ему представляется правильным, но Аллах рассудит.

Это интересно
+1

01.01.2015
Пожаловаться Просмотров: 3206  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены