Администратор:

Модераторы:

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20140724021307
привилегированный пишет:

Дар: восток-запад

ikona2
Икона "Солнечная" западного происхождения

Дар – так назвал священник Георгий Чистяков привнесение католической иконы в православный обряд. Однако, трудно согласиться с этим утверждением, если учесть, что икона в католичестве долго имела статус Евангелия для неграмотных.

В Византии отношение к иконе в течение веков постепенно менялось: начав с той же точки, что и католический образ, православная икона постепенно становилась все более и более самостоятельной святыней, одухотворенной и наполненной сакральным смыслом столь же значимым, как и чтение Священного Писания.

Скорее можно говорить о даре православия латинской церкви, что стало заметно примерно с XVIII века. Иконоборчество в Византии в связи с особым отношением к иконе, было воспринято очень болезненно и гораздо более серьезно, чем на латинском Западе.

В иконоборческие времена латинская церковь энергично поддержала почитателей икон, не отказывая беглым византийским монахам и мирянам в приюте на латинских землях, но отношение к иконам здесь оставалось не более как к библейским иллюстрациям и картинкам из Священного писания.

Восстановление иконопочитания в VIII веке на Никейском соборе, а в IX веке - установление праздника Торжества православия, на западе было воспринято как реставрация религиозного культа изображения святых. Не более того, но это было слишком поверхностным восприятием иконопочитания.

ikona4
Андрей Рублев. Тайная вечеря. Православная икона

В православии  иконоборчество воспринималось как догматическое предательство, поскольку икона была кровно связана с литургией и возводила к духовной высоте и Тайне Спасения не менее, чем чтения Евангелия на богослужениях. Икона становилась более значительным явлением, чем просто изображение Спасителя, Богородицы или святых.

Иконопочитание получило в ходе кризиса теократическое обоснование в богословских трактатах Иоанна Дамаскина и превратилась в знамение присутствия иного сакрального мира, к которому икона возводит, становясь для молящихся проводником в этот мир.

Момент смены парадигмы в восприятии иконы  на западе был упущен и пути православной и католической иконы стали разбегаться в разные стороны. Католическая икона так и осталась иллюстрацией к евангельским событиям, в то время как православная все больше и больше становилась метафизически и богословски наполненной.

ikona8
Икона "Открытое сердце". Справа - католический вариант иконописи, справа - православный с католической иконы "Открытое сердце"

На латинском западе даже те изображения, которые претендовали на статус культовых, подобных православной иконе, имели единственное свойство сакральности – их недоступность для молящегося. Обычно такие иконы прятали, выставляя на всеобщее обозрение только на очень короткое время или в особые дни.

Или наоборот устанавливали на таком отдаленном и недосягаемом для молящихся постаменте, что подойти к ним было невозможно, тем более приложиться.

В православной традиции наоборот: икона является скорее предметом интимного общения, к ней может обратиться с молитвой каждый, к ней можно приложиться, постоять около нее. Она кладется на аналой или является частью иконостаса в непосредственной близости от прихожан.

ikona10
Иконы Богородицы: слева - Владимирская, православного письма, справа - Ахтырская, католического письма

Католическая икона – чувственная, она приземляет сакральное, в то время как православная, наоборот, сакрализует земное, придавая ему дополнительное метафизическое измерение. Лик Мадонны в латинской иконописной школе должен быть красивым и заставлять им любоваться, в православной иконе лик Богородицы должен побуждать к молитве. В этом вся разница.

«В католических иконах нет метафизического трагизма.  Там трагизм земных, душевных человеческих переживаний. А чаще всего другое - человеческая чувственность, то, что обращено к земле и принадлежит земле. Рай и ад или забыты, или оземлены... Там икона смотрит по- земному, может быть, добрыми глазами, но видит только земной мир… Поэтому так часто на Западе поэты воспевали Деву Марию как "прекрасную даму", а рыцари называли ее королевой своего сердца, что для православного звучит как страшное кощунство и надругательство над святыней» (Архимандрит Рафаил (Карелин).

ikona6
Икона "Коронование Девы Марии". Германия, 16 век

Однако, со времен Алексея Михайловича Романова «фряжеские образы» стали все больше входить в моду, замещая канонические образцы, утвержденные Стоглавым собором – писать «по Андрею Рублеву». Симон Ушаков был первым иконописцем, для которого именно западные образцы стали предметом копирования. Такие иконы патриарх Никон сбрасывал и топтал ногами.

Воссоединение Украины с Россией сыграло еще большую роль в распространении западно-католических икон, которые быстро стали приживаться. Потом католические иконы стали привозить из Европы богатые помещики и дворяне.

Но интересно, что, попадая в иное культурно-литургическое пространство, католические иконы, как живые люди, обретали православный дух, воцерковлялись в православии, становились чудотворными, церковно- и народно-почитаемыми.

ikona11
Остробрамская икона (слева) и икона "Радуйся Невесто Неневестная (справа). В основе обеих икон лежит одна и та же икона Византийского письма, но со временем общая икона приобрела специфические черты в католической и православной вере

«Семистрельная», «Васильковская», «Ахтырская», «Святое (Открытое) сердце», «Гефсиманское моление», «Радуйся Невесто Неневестная» («Умиление» Серафима Соровского»), «Всех скорбящих радость», «Икона трех радостей» Рафаэля, «Прибавление ума», «Трилетствующая», «Груздовская», «Лидская» и другие – все католические.

Обилие икон католического происхождения в православных храмах иногда поражает, что, конечно, дает основание говорить об иконном даре католичества православию.

ikona12
Слева - "Груздовская икона БМ", в центре - "Белынчская икона БМ", справа - икона "Всех скорбящих радость". Все иконы католического происхождения

На западе же шел обратный процесс: там все больше и больше ценились русские и византийские православные иконы, особенно старинные и рублевские. Их копировали, выдавая за старинные, помещали в храмы и монастыри как особые святыни, их вывозили из России десятками и сотнями, составляя из них богатейшие частные коллекции.

Происходил обмен, на мой вгляд, далеко не равноценный. В России – на понижение, на западе – на повышение. Достаточно сказать, что Казанская икона почиталась папой Иоанном Павлом II как величайшая святыня, перед которой он ежедневно молился.

ikona13
Православные иконы, находящиеся в храмах и монастырях Европы (справа налево): Мариа делле Грацие аль Трионфале. Мadonna delle Grazie; «Мадонна Помогающая», в церкви Св. Альфонса, Рим; Богоматерь с Младенцем, монастырь св. Нила, Гроттаферрата; «Меsopanditissa» из церкви Сайта Мария делла Салюте в Венеции.

К православным иконам, которые находятся на западе, составляя предмет гордости и почитания, относятся иконы «Мадонна Помогающая» в церкви Св. Альфонса в Риме; «Мадонна Никопея» (X в.) Собора Св. Марка в Венеции; «Меsopanditissa» церкви Сайта Мария делла Салюте в Венеции; «Восточная Богородица», г. Тальякоццо и другие.

Понижение богословского уровня верующих в России, разорение храмов, уничтожение старинных русских икон привели к тому, что поколения, выросшие на католических образцах как икон, так и церковного песнопения, практически не разбирающиеся в богословии, уже не воспринимают истинно православного древнего знаменного пения и истинно православных икон, не умеют читать и раскрывать их сакральный смысл.  И надо начинать все сначала, всему заново учить.

Сайт: В поисках мира и душевного покоя

Написал привилегированный 06.02.2014
Это интересно
+1

В избранное  Пожаловаться Просмотров: 175  
             

Комментарии:

Для того чтобы писать комментарии, необходимо