Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Привилегированный автор пишет:

Дом-сказка

Этот дом, как только во всей своей красе предстал перед москвичами на тихой, заброшенной московской улочке Якиманке, среди совсем непривлекательных деревянных домиков, сразу стал притчей во языцех: талантливый и амбициозный ярославский архитектор Николай Поздеев строил дом с размахом, как того и хотел богатый заказчик – «текстильный король»  Н.Игумнов.

 Московский терем обошелся русскому купцу  в миллион рублей, но владелец золотых рудников, фабрик, заводов и пароходов  денег не жалел, потому что еще неизвестно, что ему было важнее – яркая реклама и шумная известность в Москве или просто жилой дом в первопрестольной.

Жил-то купец  в Ярославле, а Москва была для него скорее  офисной площадкой для встреч с нужными людьми, заключения деловых сделок, приема гостей и иногда, в свободное от работы время, любовных утех. Но постройка этого диковинного дома Игумнова  перевернула русскую поговорку:

«Ярославль-городок – Москвы уголок» на прямо противоположную: «Москва-городок – Ярославля уголок».

pozdeev5

О доме говорили, его обсуждали,  к нему приходили, чтобы  поглазеть на сказочную красоту, о нем складывались легенды. Известный критик В. Стасов восхищался талантом Николая Поздеева и собирался писать о нем и о его доме,  Чехов выбрал место жительство на Якиманке не в последнюю очередь из-за соседства с этим чудо-домом. Но в среде московских архитекторов-профессионалов  дом вызывал только  раздражение и возмущение.

Настоящей причиной неприятия были  уязвленное самолюбие и черная зависть: никому неизвестный, провинциальный архитектор из «какого-то» Ярославля посмел, прямо у них под носом, построить неизвестно что. Но споры утихли, а дом и имя его создателя Николая Поздеева навсегда остались вписанными в архитектуру старой Москвы.

К сожалению, этим домом можно любоваться только снаружи, попасть внутрь удается редким счастливчикам. В доме с 1938 года располагалось посольство Франции, а недавно он стал резиденцией французского посла.  Шедевр русской архитектуры содержится в достойном состоянии, о чем говорят многочисленные фотографии очевидцев.

pozdeev4

Одна из комнат дома Игумнова

Изобилие всего, начиная с внешнего убранства дома многочисленными декоративными деталями в древнерусском стиле (колонки-бочки, арки с гирьками, сочетание камня и кирпича, разноцветная керамика, высокие шатры кровли, разноуровневость здания) и кончая внутренним богатством интерьера в стиле Людовика XIV.

Все вместе это  создает атмосферу русского средневековья с его мощью, роскошью, щедростью и праздничностью. Когда из Франции приехали для реставрации особняка архитекторы, их изумлению не было предела:

«Это здание уникально в своем роде. Своим характером оно во всем противостоит нашим привычным представлениям: несмотря на это, такое, как оно есть, оно должно быть оценено по достоинству... и нельзя найти способ его переделать без того, чтобы не показаться смешным, вмешиваясь в его старинный облик».

pozdeev6

Лестница на второй этаж дома Игумнова

Но реставрация была с успехом завершена, а французский шик и шарм сделали особняк настоящим произведением искусства. Но для создателя дома, тридцатитрехлетнего главного архитектора Ярославля, Николая Поздеева дом стал лебединой песней - последним его творением.

Изумительный по красоте и убранству терем, похожий  на сказочную шкатулку, выстроен в русском стиле, вершиной которого  по праву считается знаменитая усадьба Алексея Михайловича в Коломенском, которую называли восьмым чудом света. С ней тоже связаны легенды, были и небылицы.

Преждевременная смерть молодого архитектора стала поводом для очередной легенды дома Игумнова:  якобы, не выдержав критики со стороны московских коллег-архитекторов,  Поздеев кончил жизнь самоубийством.

pozdeev7

Внутренний интерьер дома Игумнова

Но все было совсем не так и гораздо печальнее: спустя три года после начала строительства дома, он заболел туберкулезом и вынужден был оставить службу (отделку дома заканчивал его младший брат Иван). Еще через два года умерла от этой болезни любимая жена, а спустя полгода умер и сам талантливый зодчий. Тридцать семь лет - роковой возраст не только для поэтов.

А начиналась карьера Николая Ивановича Поздеева  просто фантастически. В восемнадцать лет деревенский мальчик из села Березовка (Березайка) Калужской губернии становится студентом  Московского училища ваяния и зодчества, которое оканчивает с серебряной медалью в звании архитектора, имеющего право построек, что было очень важно для молодого выпускника.

С таким дипломом он получил возможность практиковаться в Москве, а через пять лет поступил в Петербургскую Академию художеств, где  стал одним из лучших студентов, неоднократно отмеченным серебряными и золотыми медалями за свои проекты храмов, административных зданий и замков-особняков. Его страстью уже тогда стал допетровский русский стиль, апологетом которого он останется до конца жизни.

pozdeev1

По окончании Академии, как лучший выпускник, Николай Поздеев получает звание художник-архитектор первой степени,  награждается серебряным знаком и заграничной поездкой в Европу за счет Академии. Тогда же проект молодого архитектора, выполненный совместно с Сусловым,  выиграл конкурс на строительство Александровского Пассажа Казани, украшающий и сегодня старую Казань.

Поэтому естественно, что когда в ноябре 1883 года Ярославль объявил конкурс на замещение вакантной должности губернского архитектора, администрация города отдала предпочтение из двадцати претендентов молодому начинающему архитектору. Тогда ему не было даже тридцати лет.

staraja_kazan13

Александровский Пассаж в Казани

И не ошиблись. За недолгое семилетнее время службы (с апреля 1884 г.) он сформировал архитектурный облик города, который и сегодня является его визитной карточкой. В конце жизни Николаю Ивановичу был присвоен чин  коллежского секретаря с обращением к нему  «Ваше благородие».

А на дворе стоял конец XIX века, Александр III, возвращение к корням, патриархальности, лозунг «Самодержавие, православие, народность». Казалось, что это и есть магистральный путь развития России. Появилась мода на патриотизм, русский стиль, архитекторы возвращались к традициям русского зодчества,  всплывшего из глубин  допетровских времен. Казалось, что все можно вернуть и повернуть  ход истории.

pozdeev15

Спасские казармы (ныне -военный госпиталь)

Увлечение молодого архитектора Николая Поздеева храмами, русским узорочьем и русскими теремами-усадьбами пришлось  как нельзя кстати. Сначала молодой архитектор  только реставрирует и перестраивает: городской театр, Спасские казармы (сейчас это военный госпиталь),  Ионафановское училище (ныне – главный корпус университета),  храм Петра и Павла за рекой Которосль, церковь Иоанна Богослова в кремле Ростова.

Собственное кредо как архитектора было воплощено позднее - в знаменитой городской часовне Александра Невского, построенной на месте старой разрушенной на пожертвования горожан в честь чудесного спасения императора Александра III и всей его семьи в железнодорожной катастрофе во время поездки на отдых в Крым в октябре 1888 года.

pozdeev16

Тогда погибло двадцать человек. Император, спасая семью, держал крышу вагона на своих руках, пока не пришла помощь.  Поэтому полное название часовни включает имена всех спасенных:

часовня во имя Святых Александра Невского, Марии Магдалины, Николая Чудотворца, Великомученика Георгия, Предводителя Небесного Воинства Архистратига Михаила, Преподобной Ксении и Княгини Ольги.

pozdeev3

Часовня Александра Невского

Часовня выполнена в классических традициях русского храмового зодчества XVII века по типу «восьмерик на четверике» в стиле праздничного нарышкинского барокко. В Ярославле до Поздеева таких храмов не было. Со стороны алтаря к четверику пристроена апсида, украшенная луковичкой, а с противоположной стороны - крыльцо с навесом в виде четверика с надутыми столбами-бочонками. На четверике крыльца устроен шатер, украшенный луковичкой.

Внутри, тоже по проекту  Поздеева, выполнен  резной   иконостас. Все детали часовенки – колонки, кокошники, карнизы, наличники окон, маковки - все выполнено в лучших традициях зодчих XVII века и потому часовня органично вписалась в архитектуру города.

Часовня сделала имя ее автору и на него посыпались дорогие заказы от самых богатых купцов и промышленников города. Именно поэтому купец Игумнов сделал заказ не московским архитекторам, а своему, ярославскому, чьи творения услаждали глаз красотой и русской патриархальностью.

pozdeev14

Дом с атлантами

Миллионер Дунаев поручает Николаю Поздееву спроектировать и построить для него особняк, который сегодня известен в Ярославле как дом с атлантами. Потом купец предложил молодому архитектору реставрировать Сретенскую церковь, которая находилась недалеко от построенной часовни.  Проект был выполнен, но строительство храма закончено только после смерти архитектора.

Так они и стоят рядышком две красавицы, две жемчужины Ярославля: часовня и Сретенский храм, чьи головки-маковки  словно здороваются друг с другом. Потом Поздееву  поступает заказ от миллионера Пастухова на строительство ему загородной резиденции на Волге, в которой сегодня располагается санаторий.

pozdeev13

Колокольня Сретенского храма (слева) и часовня Александра Невского (справа)

И только собственный особняк, который архитектор купил и перестроил на свой манер, не сохранился. Сначала там был обычный жилой дом, потом жильцов расселили и особняк долго пустовал. В нем поселились бомжи. В конце концов,  дом Поздеева стал разваливаться, неоднократно горел и  его снесли. Теперь на этом месте возводится особняк для нового русского, чье имя никто назвать не смог…

Нет в городе и улицы  Николая Поздеева, но остались его красавицы храмы, особняки, память земляков и дом в Москве, о котором известно не только в России.

Тина Гай

Это интересно
+2

Привилегированный автор 08.10.2015
Пожаловаться Просмотров: 1166  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены