Администратор:

Модераторы:

19 января Крещение Господне (Богоявление)

Празднование Богоявления появилось в Церкви одним из первых. До IV века празднования Крещения и Рождества составляли единое торжество, посвященное Воплощению, пришествию в мир Спасителя.

 

Тридцать лет Господь наш Иисус Христос ничем Себя не проявлял — жил домашней жизнью.

 

В это время особое движение совершалось в народе — теперь бы мы это назвали массовым крещением. Тогда люди приходили к Иоанну Крестителю и получали от него обрядовую сторону крещения, т.е. погружение в воду. Святой Иоанн Креститель предупреждал людей о том, что его крещение не является таинством: Я крещу вас в воде в покаяние (Мф. 3, 11).

 

Он пророчествовал о Христе и говорил, что Христос вместе с крещением совершит и полное перерождение человека: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11).

 

Господь силен возродить человека и без помощи воды, но Он избирает воду как необходимое вещество.

 

 

 

Может быть, это происходит потому, что вода с самого начала творения служила Божию домостроительству. Вспомним, что в начале мироздания Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2).

 

И вот Христос приходит на Иордан, где было много людей, где люди принимали крещение от Иоанна. Как будто подражая этим людям, крестился и Христос. Но происходит нечто иное: когда Христос выходил из воды, разверзлись Небеса, Дух в телесном виде, как голубь, сходил на Него, и глас был с Небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк. 1, 11).

 

Поэтому праздник Крещения Господня еще называют Богоявлением.

 

Последствия его были огромны. Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни (Лк. 4, 1-2). Происходит борьба с дьяволом и победа над ним. Дьявол, убедившись, что побежден, отошел от Него до времени (Лк. 4, 13).

 

Христос Спаситель открыто являет Себя народу: благовествует, исцеляет, совершает чудеса. При этом Христос указывает на то, что и нам в деле спасения нужна благодатная вода: Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). В этих словах есть иносказание, но есть и указание на действительную воду. Возрожденный человек сам становится источником благодатной воды: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 38).

 

Недаром Церковь так любит совершать освящение воды. Оно приносит радость, очищение и укрепление. Одновременно происходит видимое и невидимое. Спаситель поощряет нашу любовь к святой воде и говорит: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7, 37).

 

Приведу еще пример сильного образа действия святой воды, взятый из Ветхого Завета: Ангел показал Пророку Иезекиилю Храм и город при нем. Далее к востоку располагалась как бы проклятая Богом пустыня. Там были города Содом и Гоморра, там было Мертвое море; и вся эта местность располагалась гораздо ниже Иерусалимских высот, так что вода, текущая с этих высот, обязательно пошла бы в ту пустынную местность. В своем видении Пророк увидел такое орошение пустынной местности, которого на самом деле еще не было. Потом Ангел обратил внимание Пророка на то, что из-под порога храма течет вода на восток. Ангел пошел по течению воды на восток, в руке держал шнур, и отмерил тысячу локтей, и повел меня по воде; воды было по лодыжку. И еще отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу. И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток. И сказал мне: «видел, сын человеческий?» и повел меня обратно к берегу этого потока. И когда я пришел назад, и вот, на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону. И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там…У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание (Иез. 47, 1-12).

 

Видите, дорогие братья и сестры, как в нашей жизни образы указывают на реальность и сама реальность не может быть выражена полностью без образа. Поэтому будем с благоговейным трепетом присутствовать на водоосвящении, принимать святую воду и стараться жить той духовной жизнью, которая «скачет в жизнь вечную» (из ектеньи на Великое водоосвящение). Аминь.

 

Проповедь митрополита Иоанна (Вендланда) в праздник Крещения Господня 19 января 1989 года.

 

 

 

Зачем освящают воду?

 

Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.

 

В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…».

 

Как освящают воду?

 

Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

 

Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием «хода на Иордан».

 

Как пользоваться святой водой?

 

Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.

 

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

 

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

 

Святую воду принято употреблять с молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

 

Хотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

 

 

 

Вода святая, вода крещенская - мифы и суеверия

 

 

 

- Если Бог освящает все водное естество на земле 19 января, зачем тогда священник освящает воду в этот день? Спросила у батюшки, он ответил, что не знает.

 

- Мы знаем, что освящается и становится святой та вода, над которой совершается специальный молитвенный чин – мнение о том, что в этот день освящаются ВСЕ воды основано на расширительном толковании некоторых выражений из службы праздника Богоявления и не является частью православного вероучения. Кроме того, подумайте логически – если освящаются все воды, то они освящаются везде, в том числе и в местах скверных и нечистых. Спросите себя – как может Господь попустить Святому Духу действовать в нечистотах?

 

С уважением, священник Алексий Колосов

 

- Подскажите пожалуйста, в который день брать святую воду, 18 или 19 января?

 

- Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18, и 19 января. Поэтому нет разницы, когда Вы возьмете воду — 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской.

 

С уважением, священник Александр Ильяшенко

 

- Иоанн Креститель совершал обряд, называемый «крещением». Но само понятие креста, как символа христианства, от которого, как мне кажется, происходит слово «крещение», пришло с распятием Христа, то есть позднее самой смерти Иоанна Крестителя. Тогда почему у Иоанна было «крещение», а не, к примеру, «омовение»?

 

- В греческом тексте Евангелий Крещение обозначено глаголом «баптизо» — погружать, а в первом значении – хоронить. Это вполне соответствует контексту и смыслу действий Иоанна Крестителя. Термин «Крещение» возник при собственно славянском переводе Евангелий, когда такое специфическое действие было свойственно, прежде всего, христианству. Однако точных сведений об истории данного термина мне найти не удалось. Весьма вероятно, что Таинство Крещения пришло в славянский мир раньше, чем термин для него. Возможно, именно поэтому был избран именно такой термин, как более наглядно объясняющий то, что происходило на Иордане, и теперь уже неразрывно связанный в представлении людей с принятием Христа.

 

С уважением, священник Михаил Самохин

 

- В день Крещения Господне окунувшись в ледяную купель или облившись водой можно ли считать себя крещенным и носить крестик?

 

- Нет, окунания в прорубь и обливания недостаточно для того, чтобы считать себя крещенным. Необходимо прийти в храм, чтобы священник совершил над Вами Таинство Крещения.

 

С уважением, священник Александр Ильяшенко

 

- Правда ли то, что если некрещеный человек придет в церковь 19 января и отстоит всю службу, то после этого он может считать себя крещенным и может носить крестик и ходить в церковь? И вообще может ли некрещеный человек ходить в церковь?

 

- Некрещеный человек ходить в Церковь может, но участвовать в церковных Таинствах (исповеди, Причастия, венчания и др.) ему нельзя. Для того, чтобы стать крещеным необходимо, чтобы над человеком было совершено Таинство Крещения, а не присутствие на богослужении в праздник Крещения Господня. Подойдите после богослужения к священнику и скажите ему, что хотите принять Крещение. Для этого необходима Ваша вера в Господа нашего Иисуса Христа, желание жить по Его заповедям, а также некоторые знания о Православном вероучении и Православной Церкви. Священник сможет ответить на Ваши вопросы и помочь подготовиться к Таинству Крещения. Помоги Вам Господи!

 

С уважением, священник Александр Ильяшенко

 

- Батюшка, у меня ребенок дочка 6 месяцев и когда я ее купаю, то в воду добавляю святую воду. А можно эту воду потом сливать или нет?

 

- При купании дочки святую воду в ванну добавлять не надо: ведь святая вода может выливаться только в особое, не попираемое ногами, место. Лучше давайте дочке святую воду пить, а также регулярно причащайте ее Святых Христовых Таин.

 

С уважением, священник Александр Ильяшенко

 

- Можно ли выбросить стеклянную бутылку, в которой хранилась святая вода, в мусорный бак? Если нет, то, что с ней делать?

 

- В этой бутылке лучше и в дальнейшем хранить Святую воду, но если это не получается, тогда ее нужно высушить, а потом можно выбросить.

 

С уважением, священник Александр Ильяшенко.

 

- Можно ли давать святую воду животным? если нет, то почему? Ведь они тоже твари Божьи.

 

- В чем необходимость подачи святыни животному? Все зависит от конкретной ситуации. На основании буквального толкования слов Господа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».(Мф.7,6) без особой необходимости давать святыню животным не следует. В то же время в церковной практике известны случаи, когда во время мора животных они окроплялись и поились святой водой. Основания для подобного дерзновения, как видите, должны быть действительно крайне серьезными.

 

С уважением, священник Михаил Самохин.

 

- Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

 

- В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

 

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

 

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будут освящены все воды независимо от их температуры.

 

Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии

 

- Можно ли окатиться святой водой, если меня сглазила цыганка?

 

- Святая вода – это не вода для купания, а вера в сглаз – это суеверие. Святую воду можно пить, ей можно окропиться, окропить дом, вещи. Если будете жить по заповедям Божиим, часто посещать храм для исповеди и причастия, молиться и соблюдать установленные Церковью посты, то Сам Господь будет хранить Вас от всего дурного.

 

С уважением, свящ. Дионисий Свечников

 

- Может ли Благодать Божья уходить из святой воды и освященных предметов из-за наших грехов или это невозможно? Как избавляться от злого и негативного?

 

- Все зависит от того, как человек относится к святой воде и освященным предметам, с благоговением ли он хранит полученную святыню. Если да, то нет повода для волнения, благодать, полученная при освящении, пойдет человеку на пользу духовную и телесную. А чтобы Господь хранил от всякого зла, надо жить по заповедям Божиим.

 

С уважением, свящ. Дионисий Свечников.

 

Источник МОЛОДОСТЬ В ТВОИХ РУКАХ

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Написал 20.01.2013
Это интересно
0

В избранное  Пожаловаться Просмотров: 265  
             

Комментарии:

Для того чтобы писать комментарии, необходимо