Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
5167 участников
Администратор maire

Важные темы:




←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
привилегированный пишет:

За обратную перспективу замолвим словечко … ))) Немного о "Золушке" перспективных методов

 

По совету Майре хочу восстановить свою запись о перспективе, точнее об обратной перспективе. Запись о перспективе появилась после знакомства со статьей Бусыгиной Екатерины "Обратная перспектива и проблемы ее изучения", которая мне показалась интересной и захотелось поделиться с вами. В то время как раз пробовала разобраться с теорией перспектив, их так много, и в живописи, и в геометрии, в конструировании. Но, поскольку та запись не сохранилась, пришлось снова обратиться к первоисточнику, и, как это обычно бывает, потянешь за ниточку и клубок начинает разматываться))). Часто, из-за недостатка знаний мы находимся в заблуждениях, а иногда, даже что-то зная, мы находимся в плену предрассудков, или убеждений, считая общепринятое за единственно достоверное. Так и для меня понятие (читай техника) прямой линейной перспективы было теоретически «правильным», обратная перспектива — архаизмом из прошлого, или из примитивного искусства. Но…

Кроме статьи Е. Бусыгиной (прочитать можно здесьhttp://graphic.org.ru/selezpersp.html) в этой записи обращаюсь к материалу из Википедии и материалу «Прямая и обратная перспектива в живописи. Использование голографии в изобразительном искусстве и связь её с ииссиидиологическим представлением о многоуровневой (сллоогрентной) структуре окружающей Реальности» с сайта http://www.iissiidi.org/svzi-s-naukoj/stati-referaty-po-iissiidiologii/nauchpop-stati/pryamaya-i-obratnaya-perspektiva-v-zhivopisi.html

 

Википедия и сайт Iissiidi дают такое определение перспективы:

«Перспекти́ва (фр. perspective от лат.  perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Другими словами, это:

  1. Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

  2. Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.»

    Мы наверное должны остановить свое внимание на таких словах, которые делают само понимание перспективы СУБЪЕКТИВНЫМ - « кажущиеся сокращения», « искажение пропорций и формы», «средство, усиливающие выразительность образов».

    То есть мы должны быть более толерантными в своих суждениях и оценках «правильности или неправильности», оценивая время, художников, работы ?!?

    Перспективы в рисунке :

    Прямая линейная,  Воздушно-световая (тональная),  Двухточечная,  Многоточечная, Сферическая, Панорамная, Обратная линейная, Аксонометрия,  Перцептивная прспектива.

    Прямая линейная перспектива

    Вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). Теория линейной перспективы впервые появилась у Амброджо Лоренцетти в XIV веке, а вновь она была разработана в эпоху Возрождения (Брунеллески, Альберти), основывалась на простых законах оптики и превосходно подтверждалась практикой. Он построил несколько перспективных изображений на основе открытого им с помощью молодого математика Паоло Тосканелли способа «пересечений». Законы перспективы отождествлялись в эпоху Возрождения с законами зрения и восприятия. Так как в то время строение глаза не было известно, то работу глаза представляли элементарно просто – считали, что глаза имеют отверстие – зрачок, из которого исходят или проникают зрительные лучи, доносящие до зрителя «образы или подобия» объектов.Основными видами перспектив являются прямая линейная и обратная.Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости.

    В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы, в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения и в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх.

    Прямая перспектива рассчитана на фиксированную точку зрения и предполагает единую точку схождения на линии горизонта (предметы пропорционально уменьшаются по мере удаления их от переднего плана).

    «Точка схождения» виртуальных линий, при изображении геометрии пространства - является главной отличительной особенностью этого вида перспективы. Суть этой иллюзии (активно используемая мастерами в своих художественных работах) – «пропорциональное уменьшение предметов по мере удаления», а значит, и информационная наполненность воспринимаемых в сюжете картины формо-образов...По мере того, как совершенствовалось искусство живописи, стали появляться и новые возможности для изображения универсальной «многогранности» параметров пространства. Когда плоскость картины, за счёт применения перспективы, «приобрела» дополнительный «объём» (тем самым образуя уже конструкционно более «усложнённую» структуру), у художника появилась потребность «наполнить» его различными формо-образами, чтобы с помощью вспомогательных «деталей» сюжета более достоверно «перенести» на полотно идею картины и донести до зрителя её личное «прочтение» через смоделированный им (художником) в индивидуальном «виртуальном» пространстве сюжет.

    Конечно, существующие в живописи ограничения, обнаруживающиеся при конструировании, преобразовании («расширении») пространства полотна, «диктуются» характерными особенностями применяемых видов геометрических перспектив. Однако в разных сочетаниях используя их потенциальные возможности, для совершенствовании  такого вида искусства будущего, как - голография, будет возможно обойти эти ограничения, создавая более динамично меняющиеся, разнокачественные, многоплановые, более информационно-насыщенные «детали» виртуального пространства.

    «Трехмерные» голограммы (потенциально) могут содержать несоизмеримо большее количество «сочетающихся» между собой разнокачественных информационных фрагментов, по сравнению с возможностями геометрических перспектив.Трёхмерные голограммы пока не могут полноценно «соперничать» с живописными работами художника.В будущем голографическое искусство достигнет более широких возможностей, сравнимых с воздействием, оказываемым на людей художественным произведением живописца.

    Разрешите, по традиции ТАЖ разбавить текст своими рисунками, которые, как мне кажется, могут быть здесь к месту :

    Учебные рисунки по прямой перспективе (по урокам Джона Хагана)

    Акварель городского пейзажа в прямой линейной перспективе — городской пейзаж, вид сверху из окна — Лиссабон.

    Коллаж из переработанной акварели в технике 3 D – объемная визуализация того городского пейзажа (технически это изображение в программе можно рассматривать с разных сторон как голограмму))

    А теперь, как мне кажется, самое интересное — реабилитация обратной перспективы: «Термин перспектива в Большом энциклопедическом словаре определяется, как система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком (фр. perspective, от лат. perspicio). Обратная или обращенная (а иногда и ложная, как ее раньше называли) перспектива не имеет четкого определения. Обычно обратной перспективой называют систему изображения в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности.

    Вопросы о появлении обратной перспективы ставились многими исследователями. Самый простой ответ на них - назвать данную систему перспективы ошибочным приемом. Но такое определение не может быть признано научным. Работы, в которых дается научное определение, можно условно разбить на два класса. Во-первых, объяснение перспективы с точки зрения религии и символики, изображения особенного, мистического мира. Во-вторых, обратная перспектива связывается с объективными законами, с особенностями человеческого зрения.

    Рассматривая возможности возникновения обратной перспективы, обратимся к схеме, предложенной Б. В. Раушенбахом в книге «Пространственные построение в древнерусской живописи»1. В главе «Обратная перспектива» он анализирует данную перспективу и особенности древнерусской живописи согласно пунктам:

    1) учитывая действие механизма константности формы;
    2) учитывая бинокулярность зрения;
    3) учитывая подвижность точки зрения;
    4) учитывая стремление к большей информативности картины;
    5) и учитывая композиционные требования.

    Линейная или прямая перспектива, признанная как верное отражение мира в картинной плоскости, подразумевает под своим существованием несколько обязательных условий. Это требование монокулярности и неподвижности точки зрения, так же неподвижности видимого мира, признания трехмерности и неизменяемости мира, и, как пишет П. А. Флоренский, уверенности в логичности и правильности геометрии, родившей систему перспективы и веры «в прямизну лучей, идущих пучком из глаза к контору предмета»2, а так же процесс рассматривания должен протекать без каких либо психофизиологических усилий, воспоминания, распознавания, духовного восприятия. Такая заведомо не жизненная позиция восприятия окружающего мира и воспроизведения его на плоскости была выработана теоретиками эпохи Возрождения. Однако, несмотря на точные расчеты и требования в своих трактатах перспективного единства, художники Возрождения в лучших своих произведениях не придерживаются ими созданной перспективной системы. Например, нарушается единственность точки зрения и горизонта в «Афинской школе» Рафаэля, «Пире у Симона», «Браке в Кане» Веронезе, «Взятие Смалы Абд-Эль-Кадера» Горацио Верне и др. Различие масштабов в «Тайной вечере» Леонардо. Кроме того, с введением линейной перспективы сильно пострадал мистический подтекст религиозной живописи...

    Когда художник отказывается от искусственных условий линейной перспективы, а делается это не из желания как-то исказить картину мира, то перед нами оказывается картина, основанная на реальном восприятии. Ребенок рисует не в линейной перспективе, неразвитые народы воспринимают фотографии, основанные на прямой перспективе, как ирреальную картину мира. Действительно, никто не видит на близком расстоянии, например, прямоугольный стол со сходящимися в пространстве параллельными прямыми, или близкий предмет непомерно большим по сравнению с несколько удаленными, как нам показывает фотография. Однако постоянная дрессировка как глаза, так и сознания (воспитанием в школе, изображениями в кино, на телеэкране, на фотографии) приводит к признанию перспективной системы видения единственно правильной, а все отклонения от нее – ошибочными.

    Но иначе видели мир наши средневековые предки. Если бы так называемая обратная перспектива казалась бы им неверной, они заменили бы ее другой системой изображения. Тут нужно еще оговориться о специфических особенностях византийской и древнерусской живописи. Средневековые художники не рисовали с натуры и не ставили перед собой задачи иллюзорного воспроизведения мира, как, например античные мастера декораций или фресок помпейских вилл. Обычно художники стремились изобразить суть предмета, показать его наиболее полно, кроме реальной сущности, требовалось изобразить и внутренний, мистический смысл предмета или события, так как живопись в основном была религиозной. Но оправдана ли при этом обратная перспектива, или она тоже является искажением видимого мира, как и прямая, только опирается на другую систему восприятий и ценностей?

    Прежде чем приступим к рассмотрению возникновения обратной перспективы по приведенной выше схеме, определим, что не возможно изобразить мир в той полноте, в которой мы его ощущаем. Во-первых, по причине двухмерности доски или листа, которым пользуется художник в рисовании; во-вторых, из-за скудости изобразительных средств при всей виртуозности мастера. Поэтому любое изображение в любой системе перспективы является всего лишь символом, но не копией предмета.»

    Дальше, мне кажется, кому интересно познакомиться с разъяснениями , обоснованиями и открывающимися возможностями обратной перспективы, лучше познакомиться со всей статьей Е. Бусыгиной

    А в заключении моей записи разрешите показать набросок и

    акварель из серии «Ростов Великий», выполненные в технике обратной перспективы

  3. По совету Майре подсказываю одну из работ Б.В. Раушенбаха, которую как и другие можно найти в Интернете, "Геометрия картины и зрительное восприятие", во вступлении к которой он пишет" Многие привычные представления (с развитиемнауки - мое поясн.) пришлось перемосреть. "Золушка" перспективных методов - аксонометрия (параллельная перспектива) , которая всегда считалась наивным и несовершенным способом изображения,вдруг оказалась "королевой перспективных систем" в силу свойственных ей поистине уникальных качеств, о которых ранее ничего не было известно.Обратная перспектива Средневековьяполучила математическое обоснование и стала рассматриваться как законный вариант научной системы перспективы. Перспективные построения в пейзажах Сезанна получили естественное объяснение, в основном противоположное общепринятому..."

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+13

привилегированный 13.04.2017
Пожаловаться Просмотров: 4046  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены