Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56177 участников
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20240425004048

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Я просто хочу захватить кусочек реальности

Картье-Брессон сделал то, что когда-то сделали импрессионисты, выйдя из своих студий на пленэр, начав писать живой пейзаж.  Картье-Брессон тоже вышел на улицу и стал снимать живых людей, живой поток жизни в ее мгновениях и движении, которые мы не замечаем в своей поглощенности повседневными заботами. 

Но есть другой пример - Йозеф Судек, много лет находившийся в добровольном затворничестве, фотографировавший предметы в проеме окна своей мастерской, но  как фотографировал! Значит, дело не только в том, что Картье-Брессон вышел на улицу, хотя его и считают уличным фотографом.

Главное в том, что все его фотографии наполнены Поэзией жизни, они поэтичны. И именно  это лично меня привлекает в его искусстве больше всего. Поэзией проникнуто все, начиная от композиции и геометрии, которой он  придавал первостепенное значение, и кончая мельчайшими деталями, делающими фотографию произведением искусства.

kartje_bresson2

Учитель танцев

«Поэзия лежит в основе фотографии. Если человек снял странную и необычную фотографию, то это еще не означает, что в ней есть Поэзия. Основой поэзии являются два элемента: вступление и противоречие, если между ними появляется искра, то результатом будет замечательная фотография. Но искру не стоит искать и ждать, она как вдохновение приходит, когда ей будет угодно» (Анри Картье-Брессон).

О самом фотографе столько уже написано, что добавить к этому нечего, разве что собственное впечатление от его искусства, которое у каждого - свое. Кто-то реагирует на одно, кто-то - на другое, но никого искусство Брессона не может оставить безучастным, особенно когда смотришь не на одну  его фотографию, а на все или на многие. Тогда складывается в единую картинку все многообразии не только  XX века, летописцем которого он был, но и то, что мы называем Жизнью.

kartje_bresson3

В московском магазине

Готовя этот пост, просмотрела десятки фотографий Брессона, известных и малоизвестных, популярных и не очень, первые, которые не всегда, как он считал, удачны, и последние - военных и послевоенных лет, сделавшие его прославленным фоторепортером.

И когда вошла  в фотопоток Жизни, запечатленный  Мастером,  с моего лица уже не сходила улыбка. Она как зеркало отражала очарование мгновениями жизни, схваченными за хвост буквально на пороге их исчезновения.

Здесь есть все: горе, война, разрушенные дома, но есть и счастливые дети, радующиеся жизни даже в разрушенном квартале, детская улыбка, блеск хитрых и счастливых мальчишеских глаз, женский восторг от потрясающего платья на французском подиуме, модной сумочки или шляпки в московском магазине на Арбате.

kartje_bresson4

И все эти мгновения пронизаны удивительно теплой атмосферой счастья, любви, удивления, простой человеческой эмоцией - от мужской похотливости до отчаяния и страха за жизнь своего ребенка. Такой жизнь может увидеть только оптимист, а запечатлеть – только настоящий художник.

Я не отношусь к поклонникам жизни в любом ее качестве, больше склонная к трагическому ее восприятию, где счастье случается редко и длится лишь мгновение. Но  Картье-Брессон своим лучезарным видением жизни пробивает даже мрачного пессимиста. Он - очарованный жизнью странник, для которого профессией стала погоня за исчезающими мгновениями реальности.

И здесь он верен импрессионистам, стремившимся запечатлеть исчезающие мгновения. Слова, которые произносит в момент наивысшего счастья герой трагедии «Фауст» («Остановись мгновение, ты прекрасно!»), и есть причина той радости, которая наполняет зрителя, погружающегося в поток мгновений, остановленных гением Анри Брессона.

kartje_bresson9

«Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь «кухней». Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту.… Единственный момент творчества — это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается».

Всё должно быть настоящим, только настоящее может тронуть сердце, только правда жизни может  вызвать улыбку радости, только очарованность жизнью может вызвать удивление от встречи с ее чудом  и с вечностью, которая  всегда проглядывает в мгновении. Но увидеть и запечатлеть это может только имеющий верный глаз, чуткое сердце и острый ум.

kartje_bresson8

Игорь Стравинский

Анри Брессон имел и то, и другое, и третье. Его визуальное внимание всегда было в полной готовности, он умел наблюдать, мягко и неторопливо ждать, когда в заранее выстроенной композиции появится тот единственный, который сделает мгновение вечностью.

Четыре десятилетия Брессон  путешествовал по миру в качестве фотокорреспондента, ловя «решающие моменты», в которых  в единое целое сольются визуальная гармония и человек. Он не дает личной оценки ситуации, никогда не ретуширует фотографии и даже никогда сам их не проявляет, чтобы, не дай Бог, не поддаться соблазну внести в них что-то сверх того, что уже получилось.

Фотография, если она удачная и момент схвачен верно, уже не требует никакого вмешательства. Это и есть момент, когда совпадают драма, геометрия, история, мгновение  и вечность.

Тина Гай

Это интересно
+31

29.11.2015
Пожаловаться Просмотров: 3504  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены