Наталья Сергеевна Гончарова - самая дорогая и самая известная русская художница. Последняя московская выставка ее работ, прошедшая в 2013 году, ровно сто лет спустя после знаменитой персональной выставки 1913, представила более 400 произведений за весь период ее творческой жизни, отстоявшихся временем и самых знаменитых.
На той, первой, выставке было более 750 работ, выполненных за первые тринадцать лет, самых важных в ее творчестве. Тогда, в каталоге Наталья Сергеевна Гончарова провозгласила собственное кредо, которому останется верной до конца:
«Не ставить себе никаких границ и пределов в смысле художественных достижений. Всегда пользоваться всеми современными завоеваниями и открытиями в искусстве».
В 2016 году Наталье Сергеевне Гончаровой исполняется ровно 135 лет со дня рождения (1881), что дает основание вспомнить еще раз об этой удивительной женщине и талантливом художнике. Странно то, что, хотя последняя московская выставка называлась «Между Востоком и Западом», все-таки «между» никогда не было.
Прачки. 1911
Было стремление впитать все стили современного искусства первой половины двадцатого века, но при этом остаться верной национальной традиции. Более того, именно погружение в авангардные течения живописи нового века позволили ей открыть глаза на собственную традицию, лежащую в основе русской народной жизни, что в последующем стало стержнем ее творчества, без труда позволяющее узнавать гончаровский стиль.
Наталья Сергеевна жила и писала на стыке, а не между, на стыке традиции и современности, которые дополняли и питали друг друга. Это не было эклектикой, в которой видны швы. Швов не было, все было органично и по-новаторски оригинально.
В отличие от Рене Генона, углублявшегося в различия Востока и Запада, Гончарова делала акцент на прямо-противоположном: на их взаимосвязи и взаимодополнении. Сочетание - восточной традиции с западными формами ее выражения - главное, что привлекает в ее ярких работах похожих одновременно на фовизм, русский лубок, кубизм и футуризм.
Посадка картофеля. 1908-1909
Как дети, рожденные в межнациональных браках, похожи сразу на обоих родителей, вбирающие черты того и другого, так работы Гончаровой похожи сразу на Гогена, Анри Руссо, Пикассо и Матисса, но и на скифские изваяния, половецкие каменные бабы и на деревенский русский быт - тоже.
В начале XX века русский фольклор и народный лубок, русский костюм и народная сказка вдохновляли и питали творчество многих поэтов, писателей, композиторов и художников Серебряного века, начиная с Хлебникова, мирискусников и кончая Стравинским и русским авангардом.
Наталья Сергеевна была благодарна французским художникам за то, что помогли ей открыть глаза на национальное, подарив современный язык, на котором можно было выражать свое, русское, воспринимаемое не как анахронизм , а как исток своего, родного. Еще Александр Бенуа писал:
Архистратиг Михаил 1910
«…нас позже всех, … но, наконец, коснулось великое националистическое движение Запада. Сначала, как и там, явились предтечи-археологи, затем кое-кто из художников попробовал стать русским, а теперь уж почти все художники и все общество чувствуют великую радость оттого, что могут иметь свое русское искусство, по-своему творить и даже по-своему красиво жить, по-своему наслаждаться своими красотами. Но это еще так ново для нас, для общества и художников, что лишь робко и с тревогой мы идем точно по новому, а в сущности по старому пути».
Первым этапом становления художественного стиля Гончаровой стал отнюдь не импрессионизм, с которого начинали тогда все молодые художники, в том числе и она. Он был только прелюдией. Гораздо сильнее на нее повлиял постимпрессионизм: Гоген, Ван-Гог, Матисс, Пикассо, Тулуз-Лотрек, Анри Руссо и другие.
Гоген – был первым, кто ее поразил. Вдохновленная гогеновским «Сбором плодов» (1899) художница создает собственную серию с одноименным названием (1908), в которой не только цитирует Гогена, но и обнаруживает начатки собственного стиля. Одна из картин этой серии «Сбор яблок» в 2006 году ушла с аукциона Christie’s за десять млн долларов, установив рекорд для русской живописи и художника-женщины.
Потом появилась целая серия картин, выполненных в неопримитивистском стиле: «Продавщица хлеба», «Бабы с граблями», «Распятие», «Мытье холста», «Лен», «Покос», «Прачки" и другие. Гоген открыл ей и новый взгляд на первобытные скульптуры, из которых вырос ее интерес к каменным бабам, часто присутствующие в ее картинах того периода.
По первоначальной художественной специализации она была скульптором и ощущала объем и форму ничуть не хуже, чем - цвет в живописи. В этот период появляются знаменитые «Каменная баба» (1908), «Соляные столпы» (1908), «Натюрморт со скульптурой» (1909),где баба, кажется, создана ее собственными руками. Интерес к первобытным каменным бабам сохранялся и позднее.
Каменная баба. 1908
В 1910 году по приглашению братьев Бурлюков Гончарова с Ларионовым едут в Херсон, где собственными глазами видят настоящих каменных скифских баб, найденных в археологических раскопках. Если Гогену для того, чтобы открыть для себя первобытный мир, нужно было уехать за тридевять земель, то Наталья Сергеевна все это видела, никуда из России не выезжая. Все было рядом.
Второй ступенькой к собственному стилю для Натальи Сергеевны стал Матисс с его знаменитым «Танцем» (1910). Матисс вдохновил Наталью Сергеевну на "Крестянский танец" и «Хоровод» (1910), в котором угадывается Матисс значительно меньше, чем Гончарова. И наконец, Пикассо, третья ступенька, завершающая становление ее авторского стиля.
Хоровод. 1910
Африканские маски, грубые негритянские скульптуры, обнаженная натура, выполненные в стиле кубизма, все это проявилось в новых картинах Гончаровой. Но если от первобытных фигур Пикассо исходила злая энергетика, то от картин Гончаровой - тонкая и мягкая ирония.
Однако, когда Наталья Сергеевна выставила свою «Негритянку» и «Натурщицу на синем фоне» в числе восемнадцати картин на выставке 1910 года, ее обвинили в порнографии. От тюремного заключения спас брат знакомой художницы Ходасевич, выступавший в качестве адвоката на суде. Ее оправдали, но в критической статье, написанной, кстати, В.Гиляровским, но вышедшая без его подписи, публика читала про:
««какую-то эстетичку» с картинами «настолько неприличными, что секретные анатомические отделения музея Гаснера пасуют перед этим возмутительным развратом... И возмутительнее всего, что автором является женщина… И главный ужас ещё в том, что в числе публики были очень юные…»
Слева "Негритянка", справа "Натурщица на синем фоне". 1908
Мощная энергетика, исходящая от обнаженной натуры, ее неприкрытый натурализм, брутальные жесты, цельность, скульптурность и отчетливость формы – все это было вызовом для публики, не привыкшей к такой откровенности. На лекции в 1911 году художница скажет, что, наконец-то, она стряхнула со своих ног прах запада, а еще через год уже совсем смело и окончательно:
«Кубизм вещь хорошая, но не совсем новая. Скифские каменные бабы, крашеные деревянные куклы, продаваемые на ярмарке, – те же кубистические произведения. Правда, это не живопись, а скульптура, но и во Франции, родине кубизма, исходной точкой для этого направления послужили памятники готической скульптуры».
Неопримитивизм - вершина и стержень всего творчества Натальи Сергеевны Гончаровой, и хотя потом у нее был период увлечения лучизмом, футуризмом, кубофутуризмом и театром, но этот стержень, сформированный ею в первые десять лет творчества, стал определяющим, которому она по большому счету никогда не изменяла.
Это интересно
+22
|
|||
Последние откомментированные темы: