Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56176 участников
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20240425235559

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Иконография,картины,песнопения первых трех дней Страстной седмицы

 

 

 

События Стастной седмицы всегда привлекали художников своим высоким накалом чувств и мыслей.Здесь я отобрала лищь малую часть картин,икон,и песнопений,посвященных событиям этих дней.

Православные христиане вступили в Страстную неделю, названную так в память о последних днях земной жизни,страданиях и крестной смерти Иисуса Христа.

Страстная неделя — время подготовки к Пасхе. Все ее дни называют Великими.

В среду утром в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается молитва Ефрема Сирина.

Больше земных поклонов, кроме как перед Плащаницей, не будет до самой Пятидесятницы (Троицы).


Великий Понедельник

Вспоминают ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

 

Бесплодная смоковница.Фреска.Афон

 

Проклятие бесплодной смоковницы(книжная миниатюра)Арабское Евангелие 17 в.

 

 

 Иосиф

 

Вспоминается также притча о злых виноградарях

 

Притча о злых виноградарях. Книжная миниатюра XI в.

 

Три утрени подряд Церковь будет прославлять Христа – Жениха Церкви тихим и кротким тропарем: " Се Жених грядет в полунощи"

 

Великий Вторник

Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма, первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он в них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

В этот день Церковь вспоминает притчу Христа о десяти девах, о талантах, о втором пришествии Христовом.

Этими воспоминаниями верующих призывают  к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу Себе Самому.

 

 

Притча о десяти девах — тема первых трех дней Страстной седмицы.

Именно к ней отсылают тропарь Великого Понедельника,

Великого Вторника и Великой Среды

«Се, Жених грядет в полунощи» и ексапостиларий “Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный”.

 

 

Притча о десяти девах. Пафнутьево-Боровский монастырь. Дионисий.

 

В притче описывается принятый во времена земной жизни Господа Иисуса Христа ритуал, связанный с бракосочетанием. Подруги невесты ожидали ночью прихода жениха. Жених входил, за закрытыми дверями подписывался брачный договор и начинался брачный пир. Те, кто опаздывали встретить жениха, на пир не допускались.

 

 

Притча о десяти девах. У. Блейк

 

современная фреска Греческого монастыря

 

Хор братии Валаамского монастыря . "Се Жених грядет в полунощи"

Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.


 

Сводный Хор Свято-Екатерининского Мужского Монастыря, г. Видное Московской Области

 

 

Великая Среда


В Великую Среду Святая Церковь вспоминает деяния двух людей: блудницы, омывшей драгоценным миром ноги Господа Иисуса Христа и отершей их волосами своими, и апостола Христова Иуды, предавшего Учителя своего. Великая любовь грешницы противопоставляется гнусному поведению апостола, как свет — тьме.

Не все ли мы гнушаемся блудниц? Не все ли осуждаем их?
А Господь наш Иисус Христос не только простил нечистой женщине грехи ее, но и прославил ее во всех народах и во все времена, ибо так сказал Он: Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
Не поражают ли вас эти слова Господа Иисуса? 
 
За что же такая неслыханная честь и слава? За что так превознесена несчастная блудница, не сотворившая ни единого из дел, которые прославляются людьми мира сего?

За что?

Только за пламенную любовь ее к Сыну Божьему и за потоки покаянных слез.
Итак, выше всего на свете любовь, чистая любовь ко всему святому. А много ли любви в сердцах наших?  
Подумаем о том, что и доныне нищета и безвыходность положения часто толкают несчастных девушек на путь разврата. Подумаем и о тех, не менее несчастных, которые от рождения своего унаследовали от отцов и дедов непреодолимую похотливость и сладострастие, и не в силах бороться с ним.(...)


 

А мы, кичащиеся своей беспорочностью, нередко сомнительной, как посмеем бросить камни осуждения в этих несчастных?
Одному Сердцеведу Богу известно, что у иных из них немало любви в сердцах при всей нечистоте их.(...)
А если мы, непорочные телом, осуждаем, уязвляем злыми словами ближних наших, то любовь ли этим изливаем из сердец своих? Если клевещем и сквернословим, уязвляем близких острым и злым языком своим, то получим ли от Бога награду любви?
Если свекровь непрестанно отравляет невестке жизнь, или эта мучает свекровь свою, то не отвратительны ли они в очах Божиих? Если ссоритесь и ругаетесь, даже деретесь с соседями своими, то не радость ли это бесам?
Поймем же, поймем слова Христовы: Милости хочу, а не жертвы.(...)

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Проповеди  

 

 

Она просто хотела всё отдать Иисусу, и она сделала то, что велело ей сердце.

В этом поступке, несомненно, действовала и благодать Святого Духа.

 

 

Миром помазывали тела усопших, и таким образом бывшая блудница, сама того не осознавая, оказалась пророчицей, предвозвестившей грядущие страдания и крестную смерть Христа.


Рубенс. Грешница возливает миро на власы и ноги Иисуса Христа

 

(по преданию,это была та самая грешница-блудница,котрую Господь спас от побиения камнями своими словами )

 

Иуда.   1836 г.  Джеймс Жак Тиссо

 

Иуда тоже негодовал,как и многие, видя, как дорогостоящее миро изливается на голову Спасителя.

В этот раз поведение его никак не выделяется евангелистом Матфеем на фоне других учеников, но ранее в похожей ситуации он первый начал возмущаться неразумной, с его точки зрения, тратой (Ин. 12, 4-5).

Евангелист Иоанн поясняет, что это произошло не потому, чтобы он заботился о нищих, но потому что был вор.

Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин. 12, 6).


Деньги стали идолом, средоточием жизни Иуды, и его корыстолюбивое сердце не выдержало: ему просто физически больно видеть такую щедрую бескорыстную трату того, что он считал главным в своем существовании.
От жгучей всепоглощающей зависти и обиды предатель тут же бросился делать свое дело. Корыстолюбие, как свидетельствует и Евангелие, и церковное богослужение этого дня, было основной движущей силой предательства Иуды, но глубинные мотивы этого чудовищного поступка, если внимательно в них вглядеться, были еще сложнее и страшнее.

 


Иуда у первосвященников. Иуда Искариот. Джеймс Жак Тиссо


Он, действительно, был одним из самых лучших людей в Израиле, готовых принять евангельскую проповедь.
У Иуды тогда была и несомненная вера и решимость всей жизнью служить Господу. Иуда ни в чем не был обделен по сравнению с другими апостолами. Вместе с другими учениками он был послан проповедовать слово Божие по городам и селам Иудеи, при этом он тоже совершал чудеса: исцелял больных и изгонял бесов. Иуда слышал те же слова Спасителя, что и другие ученики, даже перед Тайной Вечерью Христос в числе других апостолов омыл ноги уже согласившемуся на предательство Иуде.

Своим поведением Иуда также ничем не выделялся среди апостолов, и никто из них даже не мог представить, что он способен на такое предательство.
Даже на Тайной Вечере за несколько часов до ареста Спасителя, когда Христос сказал: один из вас предаст Меня (Мф. 26, 21), - никто из апостолов даже не заподозрил в Иуде предателя, наоборот все спрашивали Спасителя: не я ли, Господи?
Столь громадная пропасть падения Иуды: между апостолом, ближайшим другом и учеником Господа, и циничным сребролюбивым предателем, - не может не ужаснуть, как и внезапность, с которой это предательство обнаружилось.


Конечно, разложение личности Иуды произошло не в один момент.

Очевидно, страсть к деньгам всегда его мучила, но до времени он справлялся с ней, поэтому и попал в число апостолов.

Потом же сребролюбие окончательно овладело душой Иуды.
Человек свободен в своем выборе.

Бог, пребывающий в вечности, всеведущ и знает, как каждый распорядится своей свободой, но Он не предопределяет эти решения свободной человеческой воли. Даже близость к Спасителю не удержала Иуду от сознательного порабощения себя губительной страстью, хотя Христос до самого последнего момента давал ему возможность раскаяться.



Почему же жадный до денег Иуда все же оставался среди учеников Спасителя?
Наверное, дело не только в денежном ящике для нищих,   который носил Иуда и из которого последний мог воровать деньги. Будущий предатель еще надеялся, что Христос станет обычным, человеческим царем, сам же он получит свою долю власти в новом могущественном царстве.
При помазании миром в доме Симона прокаженного Спаситель открыл ученикам о Своей грядущей смерти: возлив миро сие на тело Мое, она [женщина] приготовила Меня к погребению (Мф. 26, 12).


«Иуда, получающий плату за предательство», Джотто ди Бондоне


Надежды Иуды не оправдались. В душе предателя немедленно вскипела вся злоба, которая копилась в сердце нераскаявшегося грешника к совершенному Праведнику, одним Своим присутствием обличавшего мерзость его души и мучавшего его прожженную совесть. Бывший апостол сознательно захотел смерти своего Учителя.

Однако, хотя Иуда и так бы предал Спасителя, не оправдавшего его властолюбивых и корыстолюбивых надежд, однако он к тому же мелочно захотел получить и еще хоть какую-то выгоду за свое предательство.
Иуда пришел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? (Мф. 26, 15)

Он не назвал конкретную сумму, да и не мог знать, заплатят ли ему вообще, узнав же сумму, не стал торговаться; он предал бы и бесплатно, но жалкое желание заставило его попросить еще хоть что-то для себя.

Это обстоятельство показывает не только чудовищность, но и мелочную пошлость поступка Иуды.


Джотто ди Бондоне. «Иуда, получающий плату за предательство»

 

 

материал взят частями,иногда абзацами,предложениями из самых разных источников.

Самые цитируемые здесь - Правмир ,Праволсавие.ру,  ж."Фома"

 


Вступите в группу, и вы сможете слушать прикреплённую музыку и просматривать прикреплённые файлы

  • Се Жених грядет в полунощи-хор Св.Троице Сергиевой Лавры.mp3

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+9

28.04.2016
Пожаловаться Просмотров: 2470  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены