Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56176 участников
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20240425172736

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Голландский живописец Лука Лейденский

Лука родился в 1494 году в голландском городе Лейдене (отсюда и его прозвище) в семье скромного живописца Гуго Якобсена.

Начальное художественное образование он получил, вероятно, у отца и лейденского живописца Корнелиса Энгельбрехтсена. Домашняя обстановка способствовала формированию Луки как художника, наделенного незаурядным природным дарованием. Уже в то время он приучил себя к непрестанному труду. Описывая детские годы мастера, Карел ван Мандер упоминает, что «игрушками ему служили уголь для рисования, мел, карандаши, перья, резцы, кисти. Он без устали рисовал с натуры людей, дома, пейзажи, ткани. Учителями его были живописцы и золотых дел мастера, у которых он учился сложной и тонкой технике гравирования по металлу».

 



Четырнадцати лет, в 1508 году, Лука исполнил гравюру «Магомет и монах Сергий», поражающую совершенством техники, легкостью и артистичным владением резцом, образной силой. Сюжетом гравюры послужила старинная восточная легенда, повествующая о запрещении мусульманам употреблять вино. Пророку Магомету так понравились проповеди пустынника Сергия, что он заставил приближенных слушать их ночи напролет. Обозленные этим, спутники Магомета, когда он, выпив вина, уснул, убили монаха, а утром убедили пророка, что это было сделано им самим в пьяном виде. Безутешный Магомет проклял вино, пьяниц и виноторговцев. На гравюре убийца крадучись отходит от мертвого монаха и влагает меч в ножны спящего пророка. Художник стремился не упустить ни одной детали. Он умело изобразил фигуры людей в сложных ракурсах; тонкими и твердыми, энергично врезанными в глубь доски линиями передал материальность предметов, глубину пространства, воздушную перспективу. Уже в этом раннем листе проявились яркая творческая индивидуальность и своеобразие манеры мастера.
Лука исполнил множество гравюр на самые разнообразные темы.

В настоящее время насчитывается 175 гравюр на меди и офортов. Среди них немало произведений на религиозные и бытовые сюжеты, портреты, орнаментальные композиции. Внимание художника привлекали забавные сценки, в которых осмеивались бродячие врачи-шарлатаны и доверчивые простаки: Зубной врач, Оператор. Часто встречается в гравюрах образ веселого народного героя Эйленшпигеля. Истинно новаторским произведением в нидерландском искусстве стала гравюра Коровница. Тема повседневного труда передана художником серьезным деянием, полным глубокого внутреннего смысла. Она лишена морализирования или снисходительной насмешки. Строгая и выверенная композиция придает сцене цельность и монументальность. Наблюдательность художника проявилась в точности передачи обстановки, особенностей работы, деталей одежды, а также анатомического строения животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лука был не только блестящий мастер гравюры, но и выдающийся живописец.

Наиболее интересны полотна художника на бытовые темы, ставшие одними из первых в живописи этого жанра. В таких картинах, как «Игра в шахматы» и «Игра в карты», художник тонко запечатлел сцены из современной жизни, наделив каждый персонаж индивидуальными чертами, жестами и характером. Портретное творчество художника не менее значительно. В созданных углем, мелом и красками больших погрудных портретах, точно передавалась индивидуальность моделей. Среди них, знаменитый «Автопортрет», на котором мастер представил себя как подвижника, сосредоточенно и пытливо всматривающегося в окружающий мир. Таким, вероятно, он и был в действительности. Карел ван Мандер сообщает, что художник отличался исключительной требовательностью к себе. Будучи небольшого роста, слабого сложения, Лука, не щадя сил, вновь и вновь переделывал начатое, сжигал вышедшие из печати оттиски, если усматривал в них малейшие недостатки.

Не все созданное Лукой равноценно. Наряду с подлинными шедеврами, открывающими новые пути в искусстве, имеются и рядовые произведения. Творческое развитие художника не было равномерным. Порой, он оказывался под сильным влиянием других выдающихся мастеров, в особенности Дюрера. Но в лучших произведениях, он всегда сохранял самобытность, а в некоторых отношениях, ставился современниками даже выше прославленного немецкого мастера. Последнее десятилетие жизни Луки (он умер в Лейдене в 1533 году, не прожив и 40 лет) отмечено воздействием романизма, чуждого прежнему духу своих произведений. Но и в это время им написаны такие выдающиеся картины, как «Мужской портрет», в котором воплощен образ человека ренессансной эпохи сильной, целеустремленной и уверенной в себе личности. В триптихе «Страшный суд» итальянские влияния переплетены с деталями собственных наблюдений, совмещенных в прекрасном пейзаже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+22

05.05.2016 , обновлено  05.05.2016
Пожаловаться Просмотров: 3150  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены