Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Евангельский сюжет - От Рождества Христова до Крещения Господня

Картины,картинки:),открытки...

 


От Рождества до Крещения проходит всего 12 дней, и два этих праздника неразрывно связаны традицией. Дело в том, что почти четыре столетия, начиная с III века, они отмечались в один день – 7 января, и назывался этот праздник Богоявлением. 
  В день Богоявления вспоминали два главных события, связанных с пришествием Христа в мир:
Рождество – это начало его земной жизни, Крещение – выход Спасителя на общественное служение.
Приняв Крещение в водах Иордана, Христос удалился на 40 дней в пустыню, а затем вернулся к людям и начал проповедовать.  
Интересно, что в текстах Евангелий почти не описывается тридцатилетний период жизни Спасителя, следовавший от Рождества до Крещения.
Упоминается лишь один эпизод, когда в возрасте 12 лет он проповедовал в храме.
  В VI веке праздники разделили: Рождество стали отмечать 25 декабря, а Крещение 7 января.
В настоящее время они отмечаются православными христианами по новому стилю –
7 и 19 января. 
  Церковные службы Рождества и Крещения по причине того, что когда-то это был единый праздник, очень похожи.
Праздником Богоявления называется теперь только Крещение – 19 января.
Сейчас это синонимы.

 

Рождество 9  (600x400, 75Kb)

Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии
звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу Правды,
и Тебе ведети с высоты востока.
Господи, слава Тебе!

(тропарь Рождеству) 
 

Перевод: 

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания; 

ибо тогда — звездам, как Богу, служившие — звездою научены были поклоняться Тебе, 

Солнцу правды, и знать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе!

 

С Рождеством (700x481, 158Kb)

 

Ночь тиха. По тверди зыбкой...

Афанасий Фет

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних, -
Вот пропели петухи -
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, -

И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.

С. Досекин. Подготовка к Рождеству, 1896 (700x697, 107Kb)

С. Досекин. Подготовка к Рождеству, 1896

 

С Рлждеством1 (493x700, 224Kb)

 

Г. Манизер. Елочный торгc (700x427, 86Kb)

Г. Манизер. Елочный торг

 

В. Юхансен. Счастливое Рождество, 1891jpg (700x697, 82Kb)

В. Юхансен. Счастливое Рождество, 1891

 

Б. Кустодиев. Елочный торг, 1918 (700x697, 105Kb)

Б. Кустодиев. Елочный торг, 1918

 

А. Бучкури. Рождественский базар, 1906 (700x445, 119Kb)

А. Бучкури. Рождественский базар, 1906.

Блейк a7 (536x700, 160Kb)

Уильям Блейк. Благовестие пастухам

 

Тема2ab58967c5c6 (700x449, 58Kb)

1947 Евгений Демаков. Рождество Христово

Дмитрий Кленовский
Елочка с пятью свечами
Без игрушек и сластей
Робко льет скупое пламя
В нищей комнате моей.
Ах, не также ль у порога
В мой заветный Вифлеем
Сам стою я перед Богом
Неукрашенный ничем!
Только иглами сухими
Всех земных моих тревог,
Только свечками скупыми,
Что Он Сам во мне зажег.
И мою пуская душу
В путь намеченный едва,
Сам же скоро и потушит -
До другого Рождества!
1947

 

Тема 2d (642x700, 116Kb)

Фра Филиппо Липпи. Поклонение младенцу

 

РождественскоеA (700x525, 133Kb)

Михаил Лермонтов
МОЛИТВА
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой Заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную,
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
1837

 

Рождество 2 (496x700, 59Kb)

Лев Мей
То были времена чудес,
Сбывалися слова пророка:
Сходили ангелы с небес,
Звезда катилась от Востока,
Мир искупленья ожидал -
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную Эдема,
Младенец дивный воссиял,
И загремел по Палестине
Глас вопиющего в пустыне...
1855

 

Рождество 4  (700x696, 190Kb)

Саша Чёрный

Рождественское

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен его волос…

Бык дохнул в лицо младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша,

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть дитя бочком…

Присмиревший белый козлик

На чело Его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал.

«Посмотреть бы на ребенка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!..»

1920

 

Рождество 5 (700x333, 63Kb)

 

Рождество 8 (552x699, 126Kb)

Был вечер поздний и багровый...

Александр Блок

Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый -
Младенца Дева родила.
На голос тонкий и протяжный,
Как долгий визг веретена,
Пошли в смятеньи старец важный,
И царь, и отрок, и жена.
И было знаменье и чудо:
В невозмутимой тишине
Среди толпы возник Иуда
В холодной маске, на коне.
Владыки, полные заботы,
Послали весть во все концы,
И на губах Искариота
Улыбку видели гонцы.

 

Рождество 16 (448x604, 77Kb)

Афанасий Фет
AVE MARIA
“Ave Maria!..” Лампада тиха.
В сердце готовы четыре стиха:
“Чистая Дева, Скорбящего Мать,
Душу проникла Твоя благодать.
Неба Царица, не в блеске лучей, -
В тихом предстань сновидении ей!”
“Ave Maria!..” Лампада тиха...
Я прошептал все четыре стиха.
1840-е

 

РОждество 19 (640x640, 162Kb)

 

Рождество 20  (700x542, 180Kb)

Мозаика

Нина Карташева
РОЖДЕСТВО
Я бескорыстно и наивно
Люблю в рождественской ночи
Звезды осьмиконечной дивной
Ко мне летящие лучи.
Когда вся церковь замирает,
Раскрыты Царские Врата,
Стоит, земли не задевает
Крылатый ангел. И уста
Не движутся, но льются звуки,
Здесь небо снизошло к земле,
Благословляющие руки
Я ощущаю на челе.
И запах ладана и ели,
Свечей живые огоньки,
И страх, что невесомость в теле -
От прикоснувшейся руки.
Я с этим чудом в мир ступаю -
Надолго хватит! И на всех!
Сверкает в звездах Ночь Святая,
И блестки сыплются на снег.
1998

 

Рождество 2014christmas-2014-00 (700x575, 140Kb)

Федор Тютчев
***
О вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьёшься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Так, ты - жилица двух миров,
Твой день - болезненный и страстный,
Твой сон - пророчески-неясный,
Как откровение духов...
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые -
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
1855

 

Рождество (700x525, 74Kb)

 

Ворошилина Ирина Владимировна  Сочельник (488x700, 416Kb)

Ворошилина Ирина Владимировна "Сочельник"

 

Рождество - Джон Синглтон Коплиthe-nativity-1777_ (580x487, 92Kb)

Рождество - Джон Синглтон Копли-1777

 

Рождество18 (600x450, 112Kb)

 

Рождество67869 (700x475, 56Kb)

 

с Рождеством (700x700, 98Kb)

 

рождество-04f (640x480, 128Kb)

 

рождесивенский сочельник (650x488, 230Kb)

 

Рождество Хр.-01 (700x467, 194Kb)

 

Рождество Христово (700x550, 45Kb)

 

Рождественское Q (700x322, 50Kb)

 

Рождествеснкое n (700x491, 97Kb)

 

Художник С.Смирнов

 

Рождество 01 (580x600, 226Kb)

 

РОждестао Колядки (572x424, 81Kb)

 

РОждество откр0 (471x471, 102Kb)

 

Рождество.Колядкиn3q7U--9l7A (564x560, 80Kb)

 

Рождество в деревне4a86f (700x521, 64Kb)

 

1474607_933117060109093_4111133924482747974_n-1 (700x620, 81Kb)

 

Рождество.Холин Дм.Арк.big_1 (700x352, 107Kb)

Холин Дмитрий Аркадьевич.Рождество

 

РОждество384zC7iIclw (521x700, 112Kb)

РОждество OwdXyX9atto (500x500, 106Kb)

Крещение Господне, или Богоявление, называется так потому, что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде голубя.


Равеннская мозаика – первое известное изображение Крещения Господня

 

Из ранних изображений Крещения Господня наибольший интерес представляют Равеннские мозаики V-VI вв.

В куполе Православного баптистерия Крещение Господне имеет сложную иконографию: Спаситель представлен обнаженным, с власами назорейской длины, с бородой, с опущенными вниз руками;

Он стоит по пояс в воде, а сверху на Него спускается Дух Святый в виде голубя.
Иоанн Предтеча в тунике стоит на скалистом берегу Иордана; левой рукой он держит четырехконечный крест на высоком древке, а правой из сосуда возливает на главу Спасителя воду.

Правее Спасителя – в водах Иорданских – бородатый старец; в его руках покрывало и тростниковая ветвь; это аллегорическое изображение реки Иордан.
Центральную композицию окружают величественные фигуры апостолов, первыми принявших крещение; они несут в руках короны, намереваясь вручить их Господу.

 

Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни. Мозаика в тромпе

 

По известным иконам из Синайского монастыря св.Екатерины, относящимся к комниновской эпохе (второй половины XI в.), нетрудно представить, какими были первые изображения Крещения Господня, попавшие на русскую землю.

Обнаженный Спаситель полностью погружен в воды Иорданские;

Он находится в движении: видно, что Он только что вошел, и тотчас выходит (взыде абие от воды – Мф. 3:17);

Предтеча, облаченный в одежду из верблюжьего волоса (Мф. 3:4), стоя на берегу, протягивает к Спасителю руку, исполняя всякую правду.

На противоположном берегу Иордана – благоговейно склонившиеся ангелы подают выходящему из воды Иисусу одежды…

 

Крещение Господне. Богоявление. (18)

Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря. Середина XIV века. Национальный музей, Белград.

 

Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко:

“Спас наг… правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа.

Три ангела… наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”.

 


Более поздние тексты дают описание подробнее:

“Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан.

С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета);

Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы.

На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая).

С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами”.

Обратим внимание на ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя.

Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27).

В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.

Белый цвет риз Господних, знаменующий несозданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31).

Восседающий на престоле Ветхий деньми в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9).

Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца.

Цвет “лазоревый с белилы”, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.

В иконографии Богоявления нет видимого присутствия Пресвятой Богородицы.

Но о Ней напоминает та багряница – царская порфира! – которую подносят ангелы выходящему из вод Иорданских Христу: воплотившийся Единородный сын Божий являет Себя миру как Царь Мира.

О Крестных страданиях Спасителя напоминает и Лазоревая риза, подносимая ангелом, – это напоминание о воде, истекшей вместе с кровью из Его прободенных ребр (Ин. 19:34). Следует помнить, что Лица Святой Троицы едины в Существе Своем;

Сын – в Отце и Духе, Отец – в Сыне и Духе, Дух – в Отце и Сыне.

И если рассматривать цвета в качестве символов Святой Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества.

Икона "Богоявление"

 

Киево-Печерская Лавра. Фреска

источник о Крещении :текст – фрагменты стати прот. Николая Погребняка (ныне – епископа) «Троицы явление во Иордане бысть…». Заметка о иконографии и географии Богоявления. Московские епархиальные ведомости. 2003 г., №1-2


А Иванов.Явление Христа народу

 

  1. ИСТОЧНИК (иллюстрации отсюда)

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+18

15.01.2017
Пожаловаться Просмотров: 4483  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены