Открытая группа
55067 участников
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20170526235421

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Мезенская роспись - самая интригующая роспись Русского Севера

 

 

 

 

Сегодня чрезвычайно важна и интересна тема русских народных промыслов. Мезенская роспись (или палащельская роспись) - одна из наиболее древних, родом из русского севера, Архангельская область – река Мезень.

 Часто использовалась в быту, периодически использовалась в оформлении фасадов и интерьеров изб. 

Исследователь росписи В.С. Воронов говорил: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов”.

В Мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму. Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее, подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.

В росписи преобладают зооморфные изображения – знаменитые бегущие кони, олени, птицы. На внутренней стороне каждой мезенской прялки имеется сюжетный рисунок (дерево с птицей, охотник с ружьем)…

 

Самый распространенный сюжет прялок – это кони. Окрашенные, одни в черный, другие в красный цвет, лошади, нередко, следуют друг за другом. Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета – красный и чёрный.

 

 

Может быть, именно потому, что эти цвета достаточно просто было получить. К примеру, для того, чтобы сделать красную краску, требовалось смешать растертый мергель, красный камень с берегов реки в настое смолы лиственницы, затем эту смесь клали в горшочек и ставили в печь, в тепле смола растягивалась, и получалась красная краска. Способ приготовления черной краски был еще более незамысловат. Принцип производства оставался тем же, только мергель заменяли сажей.

Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна была три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное их происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.

 

 

Основные мотивы геометрического орнамента – солярные диски, ромбы, кресты – напоминают аналогичные элементы трехгранно-выемчатой резьбы. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.»

источник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лед — три ломаные линии наподобие ступенек,

Юность — изображение ростка: двойная завитушка и красный бутон над ней, 

Дом — символ, похожий на палатку или шатер,

Море — волнистая красная линия, а под ней повторяющая ее тонкая черная,

Изобилие — палочка с двумя завитушками сверху,  

Лето — двойной квадратик с цветочком внутри.

источник

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+35
 

16.05.2017
Пожаловаться Просмотров: 1454  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 0

Для того чтобы писать комментарии, необходимо