Администратор:

Модераторы:

Активные участники:

пишет:

Александр Иванов "Явление Христа народу"

Александр Иванов. Явление Христа народуСкоро Крещение, водосвятный праздник. И рассказ о нем хочется начать с картины Александра Иванова «Явление Христа народу».

В ней очень ярко представлен  смысл  Боговоплощения: «нас ради человек и нашего ради спасения». Бог явился не для Себя,  для грешников, людей, нуждающихся в помиловании и спасении.

Бог принял человеческую природу  ради близости к нам, чтобы чувствовать ту же  боль, страх, одиночество и даже смерть. Он стал человеком, чтобы мы развернулись к Нему.

Он не даст забить камнями грешницу  и обличит фарисейство,  Он вернет зрение слепому и очистит прокаженного, Он научит любви и смирению.  Александр Иванов своей картиной  говорит именно об этом: о любви и милосердии, милости   к униженным и страждущим, о всепоглощающей любви Бога к людям.

Картина являет переломный момент в истории человечества, как бы кто из нас не относился к христианству.  Момент смены эпох, начала нового христианского мира, учения,  разделившего людей,  но в то же время давший надежду на спасение.

В картине Иванов  меняет акцент,  делая его не на Иисусе, а на конкретных людях, их реакции на явление Мессии.  В этом замысел художника. Мы видим Господа уже после Крещения и после сорокадневного испытания в пустыне, готового на проповедь и смерть.

Картину можно было бы назвать «Вышел Сеятель сеять…»,   в ней можно было бы не изображать Иисуса вовсе, идея художника  все равно  была бы прозрачна и ясна: «Не бойтесь! Я победил мир!» и в то же время «Не мир принес Я, а меч». И мы видим  как в разных людях по-разному воспринимается весть и свидетельство Иоанна: «Се, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».

Люди разные, почва разная,  хоть и  сеется  одно семя. Но одни приняли,  другие отвергли, одни уверовали, другие  усомнились, одни   успокоились, другие  возмутились, одни возрадовались,  другие опечалились. Две реакции разделяют картину на две половинки, она полна противостояния и разделения: на правых и левых.

Александр Иванов. Явление Христа народу. Фрагмент картины.Слева от нас и в центре, перед нами, стоят люди, уже покрестившиеся у Иоанна, принявшие его свидетельство, хоть  и  с разной степенью радости,  доверия и надежды.

Юноша слева так и застыл в изумлении и радостном удивлении, забыв прикрыть свою наготу. Старец, опирающийся на посох, тоже с вниманием  смотрит на Иисуса в надежде на исцеление.

Его будущие  ученики - Иоанн, Петр, Андрей Первозванный и Нафанаил -  ныне еще ученики Иоанна Крестителя, стоящие за спиной "Ангела пустыни", с трепетом и вниманием восприняли проповедь и известие о Грядущем .

Они устремлены туда, куда показывает им учитель: в сторону Спасителя. Его действие уже проявляется в каждом: самый младший из учеников, прекрасный юноша, больше похожий на девушку, – Иоанн Богослов – пылкий и страстный готов уже сейчас бежать навстречу Господу.

Петр, опытный и рассудительный  разворачивается лицом к другим, как бы спрашивая: «Тот ли, Кого ждали?»  Андрей Первозванный не сомневается и отвечает этими же словами Петру: «Не сомневайся, Тот Самый, Кого ждали». И самым последним в этой группе будущих апостолов стоит Нафанаил, о котором Господь скажет, что он – подлинный израильтянин, в котором нет лукавства. И действительно, апостол опустил глаза и смиренно думает о своем недостоинстве, услышав слова «Се, Сын Божий».

Александр Иванов. Явление Христа народу. Фрагмент картины.Самая крупная фигура картины - Иоанн Креститель.   Он настолько выделяется  что не сразу поймешь, что главное в картине – то ли проповедь Крестителя, то ли явление Христа.

Фигура Спасителя  по размерам значительно меньше не только фигуры Иоанна, но и всех остальных: рабов, фарисеев, апостолов, женщин, всадников.

Образ  Иисуса Христа явно имеет иконописное происхождение: тот же длинный синий гиматий и  длинный красный хитон, та же легкая и тихая поступь, как будто Он не идет, а плывет над землей.

Тот же лик - кроткий, спокойный и смиренный. (Продолжение следует)

Сайт: В поисках мира и душевного покоя

 

Написал 16.01.2014
Это интересно
+24

В избранное  Пожаловаться Просмотров: 1583  
             

Комментарии:

17.01.2014

Спасибо. Очень интересно.

17.01.2014

Надеюсь, что Вы освежили в памяти эту картину. Она стоит того. Хотя некоторые ее не знают.

17.01.2014

неужели есть такие люди, которые не знают этой картины? Другое дело, что не все знают, что вдалеке, в  красном,  - Николай Гоголь...

17.01.2014

Да, есть такие люди. Мне пришел такой комментарий, не буду его здесь цитировать, но узнала, что есть такие

17.01.2014

но не будем судить, да не судимы будем...может этот человек в другом силён, что нам не дано знать и уметь...

17.01.2014

Да, конечно. Тем более, что сейчас модно не читать и не смотреть "Культуру". Времени нет и уже и привычки

17.01.2014

Время есть всегда, даже если его нет.  Такой вот каламбур. Вы правы - нет привычки. А "привычка"- это труд, воспитание, образование, жажда знаний и прочее. Лев Николаев, Виталий Вульф, Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Глеб Скороходов- ушли...кто у нас остался...К счастью, есть   Ирина Антонова...

17.01.2014

Да, еще остались последние магикане

17.01.2014

Kiss

Embarassed

Спасибо! Обожаю эту картину! Часами могу смотреть...с нетерпением жду продолжения!

18.01.2014

Сегодня размещу. Разделяю Ваше обожание.

18.01.2014

А что имеется ввиду под "недостоинством" Нафанаила?

18.01.2014

Он сразу признал в Иисусе Мессию и потому понял, что недостоин даже глаз на него поднять. Недостоинство по сравнению с Господом. Это имеется в виду.

Для того чтобы писать комментарии, необходимо