Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56178 участников
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20240424211643

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Скифская жрица. Часть 6

 

 

 

 

Вся Гончарова в двух словах: дар и труд. Дар труда. Труд дара.

М. Цветаева 

 

 

Н.С. Гончарова 

Чуткая ко всем новым веяниям в искусстве, Наталья Сергеевна не только оформляла книги поэтов-футуристов, но и сама писала футуристические картины.

Одной из самых известных картин художницы в этом стиле считается "Велосипедист" (1913г).  Эта картина  находится  в Русском музее.

 

Мнение искусствоведа:

В картине точно передана стремительная скорость движения. Мимо мчащегося велосипедиста мелькают уличные вывески и сливаются в одно целое.

Быстрое движение колес передано через их многократное повторение друг возле друга.

И сам человек, пригнувшийся к рулю, расслаивается, становится подчиненным общей идее – скорости.

Это основные признаки футуризма – смещение контуров, повторение деталей и вкрапление незаконченных фрагментов.

Разлагая формы видимого мира, Гончарова, тем не менее, сумела создать целостный образ динамики в жизни отдельного человека.

Рассказывая о футуристических картинах Натальи Сергеевны, хочется отметить, что ее работы  отличались от работ других авторов в этом стиле, особенно - итальянцев (родоначальников футуризма).

 

 Амадеу ди Соуза-Кардозу. Моцион. 1912г

Понятие футуризм происходит от слова futurum (лат.), что означает – «будущее». Футуризм, как авангардное течение, зародился в Италии. Основоположником его был Томазо Маринетти.

Футуризм – искусство, способное говорить о будущем, о динамизме индустриальной городской жизни. С экзальтированным оптимизмом футуристы воспевали в своих работах урбанизацию городов, машины и скорость.

 

Giacomo Balla. Speed of Motorcycle.

Наталья Сергеевна не любила ни городов, ни машин. В ее душе всегда жила любовь к Полотняному заводу, к русской деревне. Поэтому, ее футуризм тяготел к человеку, а не к технике.

Это картина Гончаровой "Аэроплан над поездом"(1913г).

 

Она значительно отличается от «Велосипедиста». Аэроплан и поезд художницы смотрятся громоздкими, даже неуклюжими.

Используя новые стили в живописи, Наталья Сергеевна, тем не менее, всю жизнь стремилась делать свои образы доступными, а художественный язык простым и понятным.

Совершенно замечательна в этом плане картина художницы «Письмо» (1913г)

И хотя эта работа, на первый взгляд, почти беспредметная, она очень конкретна: благодаря буквенному изображению, картину легко можно прочитать: «А у нас в Москве деревья в цвету. 1913 го[д]». 

 

 

В это же время  (1912 – 1913 г) Наталья Сергеевна продолжает работать в стиле лучизма.  Гончарова  обладала многогранным талантом. Непосвященному человеку трудно даже представить, что футуристические работы и лучистые написаны одним  и тем же художником.

Они не просто отличаются, они буквально противостоят друг другу. В лучистых композициях Гончаровой все невесомо,  складывается из разноцветных игл, сияющих бликов и тонких, острых штрихов.

Но иногда футуризм и лучизм  по воле художницы смыкаются в ее картинах.

Море. 1912-1913г

 

Лучистые лилии. 1913г

Моя самая любимая лучистая картина Гончаровой  -  "Гонки гребцов".

Она написана в 1912г. и в н.в.  находится в Лондоне в частной коллекции.

 

 

Лучезарное море искрится и пенится! Бушует во всем своем великолепии! Ах, как хочется ему перевернуть лодку...

Но на этот раз победа будет за человеком! Какие замечательные гребцы у Натальи Сергеевны: сильные, смелые, надежные, как скала! А какие руки у них?! Крепкие и умелые! Такие гребцы  могут все! Даже противостоять стихии!

Мнение искусствоведа о картине:

Картина «Гонки гребцов (1912, частное собрание), кажется, впервые у Гончаровой построена по диагонали, линия горизонта исчезла, ощущение скорости передается ритмическим движением вёсел, которые — неожиданный прием — как по волшебству, неправдоподобно вытягиваются, рассекая видимое пространство.

 

 Гончарова Н.С. Фото.

Про художницу часто говорили: Гончарова меняет стили, как платья.  Про платья – чуть позже, а вот про стили продолжим.  Наталью Сергеевну  часто называют «амазонкой русского авангарда».

Удивляться этому не приходится, так как художница делала в живописи то, чего порой боялись ее коллеги-мужчины.  В каталоге персональной выставки 1913 года она перечисляла свои принципы: «Не ставить себе никаких границ и пределов в смысле художественных достижений."

Ее возделанное поле неопримитивизм уже давало богатый творческий урожай. Но художница без сожаления уходит от того, что приносило успех, ради поиска новых форм в искусстве. Она одной из первых  ступила на путь абстрактного искусства.

Пустота.1913г

 

Мнение искусствоведа:

Совершенно очевидно, что замысел этой картины возник иначе, чем, скажем, у Малевича; даже лучизм Ларионова носит более концептуальный характер, в большей мере идет от формальной находки.

Здесь же нечто совсем другое - наглядное, почти осязательное выражение мысли, причем мысли очень простой, посещающей многих: а есть ли что-то за пределами материального мира?

Воображение Гончаровой тут же подсказывает ей пластический ход: перед нами плотная цветная материя, в которой - кажется, прямо на наших глазах - появляется трещина, она расширяется, колышется, и, заглянув туда, можно увидеть ничто, другое измерение, зазеркалье. Гончарова как будто говорит: убедитесь, оно есть, вот оно какое...

Воплотив эту мысль, Гончарова не возвращается к ней, не создает из своего открытия определенного «изма». Только однажды она продолжает разрабатывать тему на протяжении нескольких лет - речь идет о «космической серии» 1957-1958 годов.

Последними работами Натальи Сергеевны в стиле неопримитивизма считаются "национальные" циклы: Еврейский (1912) и Восточный (известна только «Китаеска», 1912–1913).

 

Еврейские женщины. 1912г   

 

 Еврейская семья. 1912г

Должна сказать, что интерес к живописи в России в начале 20 века был просто невероятным. Ни одна газета не выходила без статей о живописи.

 

 Художественная жизнь кипела и бурлила. Художники то объединялись  друг с другом, согласно своим взглядам на новые стили живописи, то разъединялись.

Названия объединений говорили сами за себя: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень». Между объединениями  бесконечно проходили диспуты, которые нередко заканчивались потасовками.

 

Михаил Ларионов

Курящий солдат. М.Ларионов

Возглавлял всю авангардную молодежь Михаил Ларионов (гражданский муж Гончаровой).

Он был не только блестящим художником, но также мастером эпатажа и перфоманса.  Именно он придумывал такие экзотические названия для художественных выставок, которые в дальнейшем становились названиями художественных объединений.

 

 Объединение "Бубновый валет"

Вместе с Ларионовым  Наталья Сергеевна организует и участвует  в выставках «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1914), «№ 4». Выставки имели шумный и скандальный успех.

К Гончаровой  критика, как и всегда, была особенно строга.

В 1911 г с выставки «Бубнового валета» полиция потребовала убрать картину «Бог плодородия». В 1912 г церковь выступила против показа четырёхчастного цикла «Евангелисты», на выставке «Ослиный хвост».

Религиозный сюжет картины противоречил, по мнению цензора, названию и духу выставки.

 

 Одновременно Гончарова участвовала в выставках престижного объединения «Мир искусства» (в 1916 году стала его членом), в выставках новейшего искусства в Германии и Англии. Ритм ее художественной работы невероятен: на персональной выставке 1913 года она показала более 750 произведений.

 

Илья Зданевич (всек, соратник Ларионова и Гончаровой)

«Она так увлекалась работой, — вспоминал  Илья Зданевич, — что достаточно ей было что-либо увидеть или услышать — она тотчас писала картину.

Один из художников рассказал о своем путешествии — она его написала, другой — какой он видел натюрморт — возникала работа».

При этом Наталья Сергеевна  успевала принимать участие   в организованных Ларионовым футуристических прогулках (с раскрашенными лицами) по Москве, а также  – в съёмках футуристического фильма режиссёра В.П. Касьянова «Драма в кабаре №13» (1913г). На единственном сохранившемся кадре этого фильма запечатлена полуобнаженная Гончарова на руках Ларионова.

Кадр из фильма «Драма в кабаре №13»

 

 Газеты о футуристических прогулках: 

Учитывая все сказанное, совершенно не вызывает сомнения тот факт,  что фантастическая энергетика Гончаровой всю жизнь сочеталась с абсолютной самодисциплиной.

1913 год был самым насыщенным в творчестве Натальи Сергеевны.

Осенью этого года  прошла крупнейшая  персональная  выставка Гончаровой в Москве, на Большой Дмитровке. А весной  следующего года  – в  Петербурге. Нужно сказать, что к этому времени  Гончарова в живописи придерживалась позиции всёчества: « Все, что до меня - мое!» 

Она провозглашает право художника опираться на любой стиль, выражающий индивидуальность мастера. Своеобразный манифест Гончаровой — серия изображений павлинов в разных стилях (10 вариантов), названная «Художественные возможности по поводу павлина» (1911).

К сожалению,  в н.в.  существуют только два варианта из этой серии.

 

 Павлин (стиль русской вышивки)1910г

 

 

«Павлин под ярким солнцем» 1911 г. 
Государственная Третьяковская галерея

По воспоминаниям современников  - народ буквально валом валил на выставку загадочной художницы. На ошарашенного зрителя с картин смотрели сразу все измы: импрессионизм, неопримитивизм, лучизм, кубизм, футуризм.

Масло в огонь подлил Илья Зданевич, который на выставке рассказал  вымышленную биографию Натальи Сергеевны.  

 


 

По фантазии Зданевича, Гончарова поддерживала дружеские отношение с Клодом Моне, была послушницей в монастыре, путешествовала по странам Востока, посетила Мадагаскар с целью повидать бушменов, а потом отправилась на Мыс Доброй Надежды, в Индию, Персию, Армению, и через Одессу вернулась в Россию.

Поселилась в монастыре и стала писать религиозные композиции, а также картины крестьянского быта. Затем художница отправилась  в путешествие по Востоку, которое убеждает ее в величии Востока.

«Европа — воровка-рецидивистка, —  заявляет Гончарова. — Зачем же обращаться к ней, когда можно, оставаясь у себя дома, получать все из первых рук и притом самое лучшее.»

Совершенно удивительная биография, но одно но – все это чистый вымысел. Естественно, публике об этом сказали. Но зрителям это уже было неважно. Зрители недоумевали: Кто же она такая, эта Гончарова? В каком стиле работает?

 

 Лев. 1911г

 Портрет Татьяны Рябушинской

 

 

Букет и флакон красок. 1910г

 

 

 Лебедь. 

 

 

 Евреи.Шабат. 1912г

 

 

Маленькая станция. 1912г

 

Рождество

 

 

В рестаране. 1907г

 

 

Goncharova Natalia Corner of a garden Sun 

 

 

 Наталья Гончарова: goncharova icon painting motifs 1912

 

 

Без названия (в н.в. находится в коллекции Барышникова)

 

 

Натюрморт с подсолнухами

 

 

 Стрижка овец.

 

 

 Рябина. Панино, близ Вязьмы

 

 

Ваза

 

 Без названия


Женщина с фруктами 

 

 

Цветущая вишня в вазе

 

Продовец рыбы

 

 Изгнание из рая.

 

 

Натюрморт с кошкой. 1910-1911г

 

 

Весна в городе

 

 

Каменная дева.

 Ваза с сиренью

 

 

 Хоровод

Недоумевали и критики: Если за 13 лет написаны 761 картины, то, сколько дней (или часов?) уходит у художницы  на исполнение одной работы? Получалось,  - больше одной картины за неделю.

Но самые ярые критики (Я. Тугенхольд) возмущались стилистической изменчивостью Гончаровой, обвиняли ее в эпигонстве и эклектизме: «Импрессионизм, кубизм, футуризм, лучизм  Ларионова <…> а где же сама Наталия Гончарова, ее художническое “я”?»

Наталья Сергеевна только смеялась над этими обвинениями: «…Всёчество – никоим образом не эклектизм:  

«Эклектизм — одеяло из лоскутов, сплошные швы. Раз шва нет — мое. Влияние иконы? Персидской миниатюры? Ассирии? Я не слепая. Не для того я смотрела, чтобы забыть».

Безусловно, Гончарова выработала свой собственный стиль, переплавивший все, чем была богата современная ей мировая культура, и его вряд ли можно не узнать или перепутать с чьим-то другим.

Нужно сказать, что хор критических голосов внезапно притих, когда Гончарову поддержал высший арбитр тех лет — Александр Бенуа.

Бенуа, который был вообще страстно против всего авангарда и говорил, что « это какой-то базар художественной суеты – кубизм, или кукишизм», и все это халтура, все это спешка, все это мазня, все это торопливое желание заявить о себе.

 

Александр Бенуа

И вдруг, когда он пришел на выставку Гончаровой и через несколько дней пишет - (а его дневник в газете «Речь» публиковался):

 «Я очень много пережил на выставке Гончаровой. Я понял, что не учить ее надо, а учиться у нее, что всякие крайности, всякие сложности - это оттого, что человек хочет достучаться. Талант, который не может достучаться, его не слышат.

Где стены, которые ей дадут расписывать? Где храмы? Где модные журналы, где она будет публиковать свои эскизы? Где модные ателье, где она будет одевать дам? Она способна на любое!»

И подробнее о соборах : «…Если представить себе подобный собор, то сцены из 1900-х годов вроде «Хоровода» или «Сбора плодов», более повествовательные по мотивам, можно было бы вообразить на его северной или южной стенах, тогда как фигуры 1910-1911 годов, подобные «Евангелистам» (1911, ГРМ), - в абсиде или на столбах, где по традиции размещались более лаконичные изображения»

И так далее, и так далее.

Одним словом, сенсация состоялась!

В письме к подруге Наталья Сергеевна писала:

« О себе могу написать, что выставка моя прошла с поистине огромным успехом. Целые пачки газет с рецензиями, отпечатки фотографий с меня, репродукции в журналах, цветы, интервью, издание каталога, покупка трех вещей в Третьяковку.

Заказы портретов, декораций, Дягелев предложил мне и Ларионову работать с ним за границей.»

 

Хочется  сказать, что и собор нашелся  для Натальи Сергеевны. Архитектор Алексей Щусев, оценив стилизаторский талант Гончаровой, прислал ей официальный заказ на работу в своей свежепостроенной Троицкой церкви в селе Кугурешты в Бессарабии, но замыслу так и не суждено было воплотиться. Гражданская война и отделение Бессарабии не дали  ему осуществиться, однако сохранились работы, выполненные Гончаровой для храма.

Выставка изменила отношение не только к Наталье Гончаровой, но и к авангарду в целом.

И это была заслуженная победа!

Автопортрет Н.Гончаровой

 

Я лилий нарвала прекрасных и душистых,
Стыдливо замкнутых, как дев невинных рой,
С их лепестков, дрожащих и росистых,
Пила я аромат и счастье и покой.

А.Ахматова

Из воспоминаний современников: «Гончаровой нынче кланяется вся московская и петербургская молодежь. Но самое любопытное – ей подражают не только как художнику, но и ей внешне. Это она ввела в моду рубашку-платье, черную с белым, синюю с рыжим. Но это еще ничто. Она нарисовала себе цветы на лице. И вскоре знать и богема выехали на санях – с лошадьми, домами, слонами – на щеках, на шее, на лбу. Когда я спросил у этой художницы, почему она предварительно покрыла себе лицо слоем ультрамарина, – Смягчить черты, – был ответ».

Москва была покорена Натальей Сергеевной, впереди ее ждал Париж...

Продолжение следует...  

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+13

22.03.2015
Пожаловаться Просмотров: 5084  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены