*Про «ассоциативные иллюстрации» мне рассказал, очень умный, эрудированный человек, незаурядная Личность, под ником Серый Волк. В иллюстрациях не соблюдаются пропорции, отсутствует перспектива; нет игры света-тени – вместо этого используется контраст. Всё это ни к чему, т. к. действие происходит в иррациональном мире, вне пространства и времени… Пока я выполнила три «ассоциативные иллюстрации».
Написанный в 1922 году «Замок» Франца Кафки относится к числу наиболее значимых и загадочных философских романов XX века. В нём писатель поднимает важную теологическую (богословскую) проблему пути человека к Богу. Сочетающий в себе литературные черты модернизма (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний» — направление в искусстве конца XIX — начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью - схематизацией, отвлечённостью - стиля) и экзистенциализма (фр. existentialisme от лат. existentia — существование; также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. «Замок» представляет собой произведение во многом метафорическое и даже фантастическое. Реалии жизни в нём присутствуют постольку поскольку: художественное пространство романа ограничено Деревней и возвышающимся над ней Замком, художественное время меняется иррационально и без объяснения причин.
Место действия «Замка» нельзя вписать в конкретные географические реалии, поскольку оно вбирает в себя весь мир: Замок в нём является прообразом мира небесного, Деревня – земного.
Время действия «Замка» не имеет исторических точек опоры.
Зима в романе – это авторское восприятие человеческой жизни, погружённой в холод, усталость и постоянные снежные препятствия.
Композиция романа не поддаётся какому-либо анализу в силу незаконченности и особого сюжетного развития «Замка». В этом произведении нет резких спадов и подъёмов. Главный герой – К. – приезжает в Деревню (рождается) и остаётся в ней навсегда для того, чтобы найти дорогу в Замок (к Богу). Роман, как и вся человеческая жизнь, не имеет классической завязки, развития и кульминации. Он, скорее, делится на смысловые части, представляющие собой разные этапы жизни главного героя.
В начале К. выдаёт себя за землемера и с удивлением узнаёт, что он и есть – землемер. От Замка К. получает двух помощников – Артура и Иеремию…
*Пояснение к иллюстрации: «Землемер К. не видит Замок»
Землемер К. ассоциируется у меня с самим Кафкой. Замок
возвышается перед землемером К., но он его не видит, хотя К. и влечет
«мир небесный», но пока К. не знает, не видит пути к Замку…
*Пояснение к иллюстрации: «Сон землемера К.»
В романе «Замок» нет непосредственного рассказа о содержании сна К.
Скорее это мой сон, мои представления. Работа над иллюстрациями была
очень напряженной. Всё приходилось делать ночью, бывало, что несколько
суток вообще не спала. Мне стало казаться, что я противостою САМОМУ Ф.
КАФКЕ! Землемер К. стоит на Замке, он словно «попирает» все те ценности, идеалы,
Которые были у меня раньше. Действительно, после прочтения романа, моё мировоззрение
очень изменилось. Многое будто перевернулось, новые идеалы и представления
пришли на смену прежним.
Эволюция или Деградация?
Восхожу к иным «реалям»,
Разрезающим пространство,
На пласты, где нет печали,
Нет и радости, и счастья.
Там все чувства испарились,
Искрутились, изолгались,
Искрошились, изогнулись,
Оборотнями стали…
Буду там парить в прострации…
Что это, Эволюция или Деградация?
Землемер К. в образе Франца Кафки разорвал бабочку – мою душу.
Психе́я, или Психе́ (др.-греч. Ψυχή — «душа», «дыхание») — в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки.
Улитки символизируют «мозговые извилины» - напряженную работу, «избыток мыслей»
*Пояснение к иллюстрации: «Помощники»
Считается, что связующим звеном между жизнью земной и жизнью Небесной,
является Церковь. Служители Церкви (диаконы, священники, епископы) – люди,
наделенные полномочиями, для совершения таинств Церкви (исповеди, причастия и т.д.),
«помощники», во всяком случае, должны помогать людям прийти к Богу.
Но многие из них далеко не идеальны (впрочем, как и все люди), естественно, что данные
«помощникам» полномочия предполагают ответственность. Однако многие служители церкви
слишком «увлекаются», данными им полномочиями, думают, что они «выше» простых прихожан Церкви, отсюда, например, несерьёзное отношение к исповеди, в этом случае, «помощники» превращаются в неких «шутов», которых я изобразила.
Я не хочу обидеть чувства верующих, и не все служители Церкви такие. Это не ересь, не осуждение, я действительно не раз сталкивалась с подобными «шутами».
Другие символы. Лестница Иакова. В Библии: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!
(Быт. 28:12-16)».
Моя ассоциация – лестница с Ангелами Путь к «Замку», к Царству Небесному.
Рыба на картине – древний символ Евхаристии (причастия)
Продолжение следует, или не следует…
*Источники:
Библия;
![]()
Это интересно
+7
|
|||
Последние откомментированные темы: