Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Эгон Шиле: Любовь. Жизнь Смерть

Эгон Шиле умер в двадцать восемь лет. Но смерть присутствовала в его картинах уже тогда, когда он только нащупывал собственный стиль, постепенно отходя от гламурно-мифических фигур своего кумира и наставника Густава Климта.

Густав Климт дал никому неизвестному семнадцатилетнему Эгону Шиле путевку в мир большого искусства и именно ему пророчили место на освободившемся престоле первого художника Австрии после смерти Климта.

Смерть стала для Эгмона сильнейшим потрясением в момент, когда умер его отец. Подростку исполнилось всего четырнадцать. Художник болезненно воспринял эту смерть еще и потому, что с отцом у него всегда была очень близкая связь, чего  не случилось с матерью.

«Я не знаю, есть ли кто еще на свете, кто вспоминает моего бедного отца с такой печалью, как я. Способен ли кто-нибудь понять, почему я посещаю те места, где он бывал, и какую боль я чувствую при этом.  Я верю в бессмертие всех существ. Почему я рисую могилы и тому подобные вещи? Потому что умершие продолжают жить во мне».  

В семье художника были очень сложные отношения между супругами, что отразилось в конечном итоге на характере единственного сына, сделавшие его неуправляемым, своенравным с маниями величия и преследования.  Мать, отдав сына после смерти мужа  на воспитание своему брату, тихо  ушла из жизни подростка, забыв и мужа, и сына, чего Эгон Шиле никогда не мог ей простить.

Отношение к матери стало темой одной из знаковых картин художника «Умирающая мать». Она была написана в 1910 году, когда мать была очень жива. На картине – портрет  бледной, костлявой женщины, чье лицо больше похоже на маску смерти. Мать находится на заднем плане, оттесняемая ярким, как рубин, пятном ее ребенка в центре холста.

Но ребенок с живым розово-красным лицом помещен в  черный кокон смерти, а маска его матери и ее костлявые руки напоминают хватку смерти. Двойная черная спираль - вокруг матери и ребенка – усиливает трагичность картины и говорит о присутствии смерти уже в самом зародыше жизни. Эта картина - ключ к пониманию творчества Эгона Шиле.

egon_shile1

Эгон Шиле. Умирающая мать. 1910 г.

Смерть, как и вообще все умирающее и безобразное, по мысли художника, играет роль  усилителя жизни и красоты. Они обостряют жизнь, как обостряет ее все находящееся на краю гибели: в этот момент красота становится особенно яркой, а человек начинает ценить каждый проживаемый им день.

Эгон Шиле создает  красоту уродливого в живописи так же, как  в конце XIX века в поэзии создавал красоту умирающего, стареющего и разлагающегося тела Шарль Бодлер. Соседство рождения и умирания, жизни и смерти Эгон Шиле особенно остро почувствовал в гинекологической клинике, где ему разрешили рисовать беременных женщин.

Именно в этом месте появление новой жизни, как плода любви, и умирание старой как нигде близки. Здесь ощущаешь, что человек  рождается в смерть, что теперь она будет сопровождать его всю жизнь, и особенно остро - в моменты интимной близости.

egon_shile3

Э.Шиле. Беременная женщина и смерть. 1911 г.

Темы любви, жизни и смерти проходят сквозной линией через творчество художника, даже если на картинах не мужчина и женщина, а деревья, дома и пейзажи. Нервная, экспрессивная манера, ломаная линия рисунка  делают художника ярким представителем австрийского модерна и экспрессионизма, олицетворяющего новое искусство начала XX века.

Экспрессивное воплощение Эгоном Шиле темы жизни-смерти очень сильно повлияло на многих художников, в частности, на Эдварда Мунка, создавшего серию картин с символичным названием «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти».

Почти все лица на картинах Эгона Шиле выглядят как посмертные маски трупов, похожие на лицо смерти из картины «Смерть и девушка», а обнаженные женщины в картинах позднего периода - на безжизненные мертвые куклы.

egon_shile4

Э.Шиле. Смерть и девушка. 1915 г.

Однако тема, ставшая  ключевой в творчестве Эгона Шиле,  оформилась не сразу. Поначалу чувственные, эротичные и демонические образы покровителя художника  - Густава Климта - захватили Эгона Шиле  и превратились в навязчивую идею, но это длилось недолго.

Уже к двадцати годам, с 1910 года, работы Эгона Шиле приобретают самостоятельность и оригинальность, где главными отличительными особенностями становятся линия и контур, а фирменным знаком – сексуальность и эротика как олицетворение жизни-смерти.

Изменение стиля художника случилось внезапно, как моментальный прорыв, тем более удивляющий, что его академическая учеба была недолгой и проходила в  кругу консервативных наставников, которых раздражало стремление строптивого студента рисовать по-своему.

Но, несмотря на неудовольствие преподавателей, раннее знакомство с Густавом Климтом, восхищение метра показанными ему Эгоном собственных рисунков и картин,  дали возможность Шиле участвовать в выставках уже  с восемнадцати лет.

egon_shile5

Э.Шиле. Автопортрет с гримасой, 1910 г.

Через десять лет карьера и слава  молодого Шиле достигла пика, обеспечив  его финансами, заказами, возможностью развиваться, иметь дом, семью, хорошую мастерскую и блестящие перспективы.

Но  через несколько месяцев после триумфа, накануне дня всех святых, тридцать первого октября 1918 года, художник скончался от смертоносного гриппа, унесшего тогда двадцать миллионов жизней.

Раннее взросление Эгона Шиле как художника позволяет многим сравнивать его с гениальным Артюром Рембо.

Оба гения числились по разряду  Enfant terrible, оба начали свой творческий путь очень рано, возникнув сразу и словно из ничего: один в семнадцать – уже сложившийся поэт, второй – оригинальный художник.

Оба - бунтари, чье поведение выходит за рамки устоявшихся приличий и норм буржуазного общества, возмущавшее своей аморальностью.

Эгон Шиле шокировал публику обнаженными фигурами несовершеннолетних девочек и своими вызывающими автопортретами, по числу которых он превзошел даже Рембрандта, считающегося лидером по их числу.

Автопортретов у Эгона Шиле  очень много, они разные – двойные, тройные, обнаженные и обычные, часто не похожие на автора. Поклонник Зигмунда Фрейда и знаток фрейдистской теории художник находится по отношению к себе и своему телу как психоаналитик, взирающий на себя как врач.

Потом этот подход будет развивать Люсьен Фрейд, тоже смотрящий на себя и свои модели как ученый-исследователь или врач - на пациентов. Отстраненность взгляда художника на модели делает автопортреты Шиле отчужденными от него самого, отражая скорее человеческую сущность вообще, а не тело конкретного человека с конкретным именем.

egon_shile6

Э.Шиле. Автопортрет. Обнаженный, 1910 г.

Поведение художника и тщательность, с какой он изображал тело во всех тонкостях его сексуальности, в глазах обывателя были недопустимыми и переступающими грань дозволенного. В связи с этим художник вынужден был сначала переселиться в другой город, а через год и вовсе поплатиться почти месячным заключением в тюрьму по  обвинению в изнасиловании несовершеннолетней и порнографии.

Правда, в суде изнасилование не было доказано, но найденные при обыске в его квартире коробки с неприличными рисунками и картинами, дали основание осудить его за распространение порнографии среди несовершеннолетних, а несколько его картин и эскизов были публично сожжены.

Автопортрет для Эгона Шиле, был однако, только средством, с помощью которого он проникал в подсознание человека, где всегда находил одно и то же: обнаженное, скрюченное, осеннее дерево, с которого видимо и слышимо опадают листья.

egon_shile8

Э.Шиле. Осеннее солнце и деревья. 1912 г.

Ххудожник любил рисовать осень и голые деревья, а человеку одетому предпочитал обнаженного. Тела Эгона Шиле не просто не прикрыты, они выглядя так, будто с них содрана не только одежда, но кожа. Обнаженные деревья и человеческие тела яснее проявляют свою суть, а потому честнее.

Осенние деревья у художника – те же автопортреты, как «автопортретно» все его творчество. У  дерева  изломанные ветки  снаружи, у человека - внутри; голые ветви на фоне неба и камней выглядят видимыми трещинами, в человеке - его сокровенная суть предстает в виде изломов рук, ног, обрубленных конечностей и гримас, действующих на зрителя неожиданно эмоционально и болезненно.

Любимыми цветами художника были цвета осени, времени увядания и смерти. Черный, темно-коричневый, коричневый, темно красный, вишневый, желтый, наиболее точно передают и усиливают главную мысль  и настроение художника.

egon_shile10

Э.Шиле. Женщина в черных чулках. 1913 г.

Так же яростно и экспрессивно с внутренним проникновением в суть Эгон Шиле изображает женское тело, особенно выделяя в нем женские гениталии, шокирующие даже привыкшего ко многому современника начала века XXI.

 

(Окончание следует)

Тина Гай

Это интересно
+14

02.10.2015
Пожаловаться Просмотров: 5509  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены