Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Софонисба Ангиссола

 

 

 

Источник: https://sites.google.com/

 

Софонисба Ангиссола - первая женщина-художница эпохи Возрождения, получившая международное признание и легендарную славу при жизни.

 

 

Вероятно, личность, подобная Софонисбе, могла появится только в эпоху Ренессанса и ни в какую другую...

История жизни этой художницы не менее, если не более, удивительна, чем её талант. Нет, она не бросала вызов времени или правительству, или церкви...

Она не убегала из дома, не переодевалась мужчиной, чтобы получить образование, не вела беспорядочный образ жизни, но, между тем, есть у меня ощущение (или мне просто очень хочется в это верить), что Софонисба знала, что такое свобода намного лучше, чем иные суфражистки...



А началось всё, конечно, с родителей. Софонисба Ангиссола родилась в 1532 году в Кремоне, в семье, принадлежащей к высшему аристократическому кругу Генуи и была старшей из семи детей Амилькара Ангиссолы и Бьянки Понцоне.

На протяжении многих поколений семья Ангиссола имела "слабость" к древней истории и к истории Карфагена в частности, потому первого своего ребёнка, девочку, они назвали в честь легендарной дочери знаменитого полководца Гасдрубала Софонисбы.

Мать Софонисбы умерла, когда она была совсем ребенком. Что сделал отец, оставшись с семью детьми на руках, шесть из которых были девочки? Он не просто дал им разностороннее образование, подобающее детям из аристократической семьи, пять его дочек стали художницами, а сын и ещё одна дочь — литераторами.

Впрочем, о литературных достижениях Минервы и Гасдурбала Ангиссола я информации никакой не нашла, Анна Мария и Европа бросили рисовать сразу же после замужества, а Елена ушла в монастырь и тоже оставила живопись.

Зато Софонисба и Лючия стали уже в юности популярными в Кремоне живописцами.

 Портрет Елены. Софонисба Ангиссола

 

Минерва, Гастурбал и Амилькар Ангиссола. Софонисба Ангиссола

 

Игра в шахматы. Лучия, Минерва и Европа Ангиссола

К несчастью Лючия, в которой видели ещё более талантливую художницу, чем ее старшая сестра, умерла примерно в 25 лет.

Существует лишь два портрета, которые со всей определённостью приписывают её кисти, — это портрет её сестры Европы, хранящийся в Пинакотеке Бреши, и «Портрет кремонского врача Пьетро Мариа» (1560) из коллекции Прадо.

Художница умерла в Кремоне в возрасте 25 лет. Вазари, посетивший дом сестёр Ангуиссола после смерти Лючии, дал её работам очень высокую оценку, упомянув среди поразивших его работ портрет «синьора Пьетро Мариа», и особенно портрет «герцога ди Сесса, изображённого талантливой девушкой настолько хорошо, что, как кажется, лучшего и не сделать, и не написать портрета, который так живо передавал бы сходство».

 

Портрет кремонского врача Пьетро Мариа. Лючия Ангиссола

 

 Портрет Европы. Лючия Ангиссола

Софонисбе было 14 лет, когда отец отправил будущую художницу и её младшую сестру, Елену, обучаться у жившего в Кремоне Бернардино Кампи, уважаемого портретиста и религиозного живописца, принадлежащего к ломбардской школе.

Ученичество сестёр Ангиссола у местных художников создало прецендент для женщин, которых начали принимать в ученики.

Спустя примерно 10 лет Софонисба написала двойной портрет – «Бернардино Кампи, рисующий Софонисбу Ангиссола» (ок. 1560). То, что рука Кампи на портрете касается левой груди Софонисбы - иногда предпочитают толковать, как выражение сердечной привязанности между девушкой и учителем.

Ещё одна трактовка этой картины (и мне она очень симпатична) такая: картина написана в знак благодарности мастеру, создавшему, сотворившему Софонисбу, как художника.

Когда Кампи переехал в другой город, Софониба около трех лет училась у Бернардино Гатти.

В 1554 году, примерно в 22 года, Софонисба отправилась в Рим для повышения своего мастерства.

В этом же году, копируя в соборе св. Петра картину Микеланджело, она случайно попала на глаза её автору. Старый художник похвалил её рисунки и, если современники не шутят, около двух лет время от времени давал Софонисбе советы.

 

Мальчик, укушенный крабом. Софонисба Ангриссола

 

"Мальчик, укушенный крабом" - картина, для которой, по легенде, Микеланджело задал тему и весьма потом хвалил. Микеланджело впоследствии дал Софонисбе зарисовки из своих записных книжек, чтобы дать понятие о собственном стиле и в качестве некоторого "справочника". Софонисба Ангиссола получала консультации Микельанжело два года.

 

 

Автопортрет

 

Хотя Ангиссола получала большие и поощрение, и поддержку, чем в среднем женщины в ее дни, но социальный класс Софонисбы не позволил ей выйти за пределы ограничений её пола.

Без возможности изучения анатомии или рисования с натуры (смотреть ню, было непозволительным для леди), она не могла взять на себя сложные многофигурные композиции, необходимые для крупномасштабных религиозных или исторических картин. Вместо этого, она экспериментировала с новыми стилями портрета. Автопортреты и члены семьи были наиболее частыми сюжетами её картин.

 

Автопортрет 

 

В своих автопортретах Софонисба была достаточно осторожна: она создавала собственный образ, который был "достойным, серьезным и выдержанным".

Она избегала любого показа тщеславия или богатства, обычно связанных с женщинами своего класса. Её волосы были всегда аккуратно причесаны, заплетены и закреплены близко к затылку.

Не было на её автопортах и выбивавшихся из причёски золотых кудрей и локонов, широко признанных "качеством идеальной женской красоты".

В 16 -м веке чёрный цвет было принято носить дворянам, но намного реже дворянкам, и, хотя Кастильоне призывал идеального придворного носить черное, это было предписание именно для мужчин.

Кастильоне не уточнял, что должны носить женщины. В своем трактате об искусстве Паоло Пино рекомендовал подобный скромный стиль в одежде для художников, поскольку он подразумевал благородный статус и участие в общественных и культурных мероприятиях.

Поскольку искусство, как профессия, считалась мужской работой, это было предложено только для мужчин. И хотя черный цвет был избранным цветом при строго религиозном дворе Филиппа II в Испании, Софонисба "одевала" себя на картинах таким образом, задолго до того, как она переехала в Испанию.

 

 Автопортрет

Но кем бы её не считали художники, теоретики искусства и его потребители, а заказы приходили. Конечно, в основном на портреты (хотя библейские сюжеты она тоже писала). Здесь опять нужно сказать спасибо папе - ещё до отъезда дочери из отчего дома, он разослал её картины массе нужных людей, вплоть до Папы римского.

Самого Папу ей, впрочем, писать не довелось, но в 1558 году, в Милане, она написала портрет "усмирителя Нидерландов" - герцога Альба. И так удачно, что он порекомендовал королю Филиппу пригласить художницу в Испанию.

Зимой 1559-60 годов она приехала в Мадрид, чтобы стать... фрейлиной молодой королевы. А отчего же фрейлиной?

А оттого, что можно писать картины, можно даже получать за них плату, но чтобы при этом тебе по официальным бумагам платили как придворному художнику надо быть или не женщиной или не в Испании. 

 

 

Elizabeth of Valois 1565

 

 

Филипп II

Новая фрейлина быстро добилась расположения Елизаветы и Филиппа, и ей было дозволено делать вначале неформальные, а вскоре и официальные портреты придворных и самих монархов.

Несколько лет она проработала в тесном сотрудничестве с Алонсо Санчесом Коэльо, так что до сих пор в отношении ряда картин возникает вопрос, принадлежат ли они кисти Коэльо или кисти Ангиссолы.

Так прошло десять лет. Что думала о своем будущем Софонисба мне неизвестно. По-видимому, она была вполне удовлетворена своим положением и творческими успехами. Однако, что могло ждать в XVI веке незамужнюю 36-летнюю женщину? То есть, простите, старую деву.

В 1568 году неожиданно умирает королева Елизавета. На Софонисбу возлагают обязанности по воспитанию осиротевших инфант. Однако это положение было явно временным.

Наступило время очередной резкой перемены в судьбе Ангиссолы. Династические соображения требовали от Филиппа II нового брака, на этот раз на Анне Австрийской.

Филипп II стал проявлять особый интерес к судьбе Софонибы. Он хотел выдать ее замуж за одного из дворян при испанском дворе, но, судя по дошедшей до нас информации, Софонисба решила «сыграть на опережение», и он был поставлен перед фактом, что Софонисба уже обвенчана с Доном Франциско де Монкада, сыном герцога Патерно, вице-короля Сицилии — хотя и испанским аристократом, но, скорее, итальянцем, а не испанцем.

Впрочем, король «сохранил лицо» и одарил новобрачную богатыми дарами, а также назначил ей щедрый пожизненный пенсион.

Мы никогда не узнаем, был ли это брак по любви или по расчету . Но так или иначе Софонисба и Франциско жили, судя по всему, вполне довольные друг другом. Они много путешествовали по Испании, Италии и сопредельным странам.

В 1578 году они окончательно покинули Испанию и поселились в Палермо. Однако уже на следующий год чума унесла супруга Софонисбы, и она оказалась 47 летней богатой вдовой.

Трудно сказать, что именно Софонисба планировала делать: может, уйти в монастырь или тихо прожить остаток своей жизни в своём поместье...

Это было бы, конечно, логично с точки зрения представителей той эпохи...

Ну, можно было бы предположить, что такая необыкновенная женщина, как Софонисба Ангиссола, планировала продолжать путешествовать по Европе, но судьба распорядилась так, что отправляясь в 1579 году на корабле из Палермо в Геную, чтобы затем проследовать в родную Кремону, художница познакомилась с молодым капитаном корабля Горацио Ломеллино.

В январе следующего года они обвенчались. Новому супругу Софонисбы было 32 года.

Думаете, новый муж был "альфонсом"?..

Горацио, конечно, получил от жены большие деньги, позволившие ему купить пару собственных кораблей и развернуть обширную торговлю... но на вырученные деньги он приобрел огромный дом в родной Генуе, где он оборудовал для жены художественную мастерскую.

В нем они и прожили вместе следующие... 45 лет.

В течение нескольких десятилетий Софонисба оставалась одним из популярнейших портретистов Генуи, лишь начав слепнуть, она прекратила писать картины.

Свой последний автопортрет она создала уже почти потеряв зрение в возрасте 88 лет. Вопреки утверждениям биографов, она никогда не была полностью слепой, но, возможно, страдала от катаракты. После сильного ухудшения зрения Ангриссола стала меценатом.

 

Автопортрет. 1610г 

 

 

Последний автопортрет. 1620г

 

До конца своей жизни Софонисба продолжала оставаться крайне популярной личностью. В 1623 году у девяностооднолетней Софонисбы гостил молодой голландский художник Ван Дейк, привлеченный рассказами о её прошлом.

Такой нарисовал её Ван Дейк

 

 

 

Умерла Софонисба в 1625 году в возрасте 93 лет во время поездки в Палермо. Спустя семь лет, в год её столетнего юбилея, её муж установил на могиле Софонисбы памятник со следующей надписью:

«Софонисбе, моей супруге... причисляемой к знаменитейшим женщинам мира, выдающейся в создании портретов... Горацио Ломеллино, исполненный горя от потери своей великой любви в 1632 году, посвящает эту скромную дань столь великой женщине». 

 

Ещё картины Софонисбы Ангиссолы

 

Портрет Елизаветы Валуа

 

 

Alessandro Farnese

 

Girl with a dwarf thought to be a portrait of Margarita of Savoy daughter of the Duke and Duchess of Savoy

 

 

 ...некоторые исследователи предполагают, что это портрет матери Софонисбы, написанный ею по памяти

 

 

Портрет дамы

 

Infantin Isabella Clara Eugenia. 1599г 

 

 

Portrait of a young patrician. 1558г

 

 

 

 

Анна Австрийская

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+47

04.10.2015
Пожаловаться Просмотров: 7065  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены