Администратор:

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20141001095931
администратор пишет:

Музеи Ватикана. История...-

Музеи Ватикана. История

 

 


МУЗЕИ ВАТИКАНА

Карта Ватикана/4711681_Karta_Vatikana (615x449, 215Kb) 

 

На одном из живописнейших холмов города Рима, на правом берегу реки Тибр, находится самое маленькое государство Европы, резиденция главы католической церкви папы римского - Ватикан.

Когда-то владевший обширными землями в пределах Апеннинского полуострова, Ватикан в настоящее время располагает небольшой территорией с населением в тысячу человек и включает в себя собор Святого Петра, площадь перед ним, папские дворцы и сады, Латеранский дворец и загородную резиденцию папы.

Ватикан чеканит свою монету, издает газету, имеет свою железную дорогу (правда, ее протяженность всего лишь около 700 метров), почту, мощную радиостанцию и даже тюрьму.

Несмотря на свою скромную территорию, государство Ватикан владеет огромными сокровищами. В его музеях хранятся бесценные произведения искусства, созданные выдающимися мастерами различных эпох.

В Ватикане хранятся поистине сказочные богатства, и нужно потратить несколько дней, чтобы только осмотреть их внимательно, ведь собирались они многие века.

Со временем коллекции так разрослись, что встал вопрос о необходимости создания отдельных музеев и строительства новых помещений для их хранения и экспонирования.
В настоящее время Ватиканские музеи включают:


Апартаменты Борджиа,
Капеллу Никколину,
Апостольскую библиотеку,
Пинакотеку,
Музей Пио-Клементино,
Музей Кьяра-монти,
Сикстинскую капеллу,
Египетский и Этрусский музеи,
Станцы Рафаэля,
Галерею гобеленов и
Галерею географических карт.


В залах музеев экспонируются богатые собрания скульптуры и живописи, произведения прикладного искусства, рукописи.

Однако неповторимое своеобразие Ватиканских музеев заключается в том, что многие уникальные произведения искусства были созданы выдающимися мастерами здесь же, в Ватиканских дворцах, для украшения их обширных помещений.

Стены дворцовых комнат и капелл Ватикана были расписаны известными всему миру живописцами, да и сами архитектурные сооружения, являющиеся плодом творчества многих архитекторов разных эпох. Вот почему прежде чем говорить о богатейших коллекциях картин, скульптуры и других памятниках искусства и культуры, находящихся в Ватикане, следует сказать несколько слов о том, как был основан, развивался и строился этот комплекс зданий и дворцов, которому суждено было через столетия стать столь популярным в мире под названием "Ватикан".
Начало строительству Ватикана было положено в IV веке, когда первый христианский император Константин на холме под названием "Ватиканский" построил небольшую церковь Св. Петра.

Недалеко от церкви в IV веке была сооружена скромная резиденция для первосвященника и его приближенных, которые жили там лишь в дни больших религиозных праздников.

В 756 году, когда король франков Пипин отвоевал у лангобардов Римскую область и подарил ее папе, было основано папское государство.

В IX веке на Ватиканском холме были возведены мощные крепостные стены, способные выдержать долгую осаду неприятеля.

Сама резиденция первосвященника подверглась лишь частичной реставрации. Новая, более пышная папская обитель была построена только в конце XIII века папой Николаем III.

 

А с 1377 капелла Никколина/4711681_001_Kapella_Nikkolina (300x363, 161Kb)года Ватикан стал постоянным местом жительства римских пап. С этого времени началось и активное строительство их резиденции, которое продолжалось 70 лет.

В XV веке папе Николаю V (1447 - 1455) пришла мысль заменить старый дворец более новым, обширным и богатым. Не разрушая прежних сооружений, здание старого дворца было перестроено, в него вошли будущие апартаменты Борджиа и станцы Рафаэля. Третий и четвертый этажи бывшей военной башни, возведенной еще в XIII веке, были переделаны под капеллу, получившую позднее название капеллы Никколина. Стены капеллы были расписаны работавшим в ней с 1447 по 1450 год известным флорентийским живописцем фра Беато Анжелико.

Значительные перестройки в Ватикане производятся при папе Сиксте IV. В этот период сооружается знаменитая Сикстинская капелла (1475 - 1483).

002 апартаменты Борджиа/4711681_002_apartamenti_Bordjia (300x316, 161Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работы по расширению Ватикана активно продолжались в годы правления пап Александра VI (1492 - 1503) и Юлия II (1503 - 1513). При них Рим становится культурным и политическим центром Италии. И хотя сам город являлся феодально-религиозным центром, где не было своей крупной художественной школы, именно в нем в эпоху Высокого Возрождения были созданы наиболее значительные произведения искусства. Тогда к дворцу была пристроена башня с двумя комнатами, которые вместе с шестью старыми залами использовались под жилье папой Александром VI. Позднее они получили наименование апартаментов Борджиа. Его приемники не пожелали жить в апартаментах папы, который при жизни пользовался слишком дурной славой. Вскоре апартаменты пришли в запустение и были реставрированы только в 1816 году, когда в них некоторое время размещалась пинакотека. В 1897 году они были реставрированы еще раз и открыты для публики.
Папа Юлий II, имевший огромные финансовые возможности и мечтавший центр католической церкви сделать столицей мира, стал привлекать к своему двору крупнейших архитекторов, скульпторов и художников Италии. Обладая незаурядной энергией и упорством, он сумел заставить работать в Ватикане трех великих гениев эпохи Возрождения - Браманте, Микеланджело и Рафаэля.

Донато Браманте, назначенный папой главным архитектором, приступил к реконструкции папских дворцов. По его плану Ватиканский дворец решили связать посредством длинных галерей с Бельведерским дворцом, а сколы холмов предполагалось превратить в террасы, спускавшиеся к центральной площадке. Эта площадка предназначалась для проведения различных турниров и показа спектаклей. Из этого плана при Браманте была осуществлена лишь постройка длинной галереи.

Вторую, трехэтажную галерею слева от Ватиканского дворца выстроил позже Пирр Лигорио.

Лаокоон/4711681_laocoon (300x368, 122Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы отдать дань моде папа Юлий II приобретает античные статуи. Во дворике Бельведерского дворца он выставляет скульптурную группу Лаокоона и статую Аполлона (получившего впоследствии название Бельведерского), считавшихся в то время лучшими творениями древних греков. В скором времени к этим статуям прибавились новые археологические находки.

Приблизительно с 1506 года начинается отделка второго этажа здания, где Юлий II решил сделать свои рабочие комнаты. Для их росписи были приглашены лучшие живописцы того времени.

В 1508 году из Флоренции был вызван молодой Рафаэль, а чуть раньше в Сикстинской капелле над росписью потолка начал работать Микеланджело. Он завершил свой гигантский труд в октябре 1512 года.

После смерти Юлия II в 1513 году росписи комнат (станцев) продолжались при его преемнике папе Льве X.
Широкий размах собирательства художественных ценностей, который имел место при предшествующих папах, был прерван в 1521 году на долгий срок.

Все началось с восшествия на престол папы Адриана VI, который запрещал не только пение и танцы, но даже считал греховным увлечение произведениями искусства.

После его смерти в 1523 году, папой был избран Клемент VII. При нем войска испанского императора Карла в 1527 году захватили и разграбили Рим.
Через шесть лет, в 1533 году, папа Клемент VII выказал желание, чтобы Микеланджело заново расписал алтарную стену Сикстинской капеллы изображением "Страшного суда".
Из приведенного выше видно, что события многих лет, начиная с 1521 года вплоть до начала XVIII века, не способствовали собирательству произведений искусства.

Лишь папа Клемент XI (1700 - 1721) вновь обратился к коллекционированию. При нем и его преемниках стали создаваться эпиграфические собрания, коллекции греческих ваз и монет. Сильно увеличившиеся художественные коллекции Ватикана затрудняли размещение экспонатов. Все более и более остро вставал вопрос о необходимости создания музеев.

Для этой цели папа Клемент XIV (1769 - 1774) и кардинал Баски, будущий папа Пий VI, решили перестроить старые и построить новые помещения. Строительные работы длились пятнадцать лет.

Старый антикварий для статуй был переделан. К нему пристроили восьмиугольный, так называемый Оттоганский портик. Все эти помещения приспособили под залы музея. Созданный музей получил название Пио-Клементино (по имени Пия VI и Клемента XIV).
003 Ротонда/4711681_003_Rotonda (300x199, 91Kb)/4711681_004_Rotonda_2 (300x267, 146Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музей состоит из Зала греческого креста, Ротонды, Зала муз, Зала зверей, Галереи статуй, Галереи бюстов, Сада масок, Оттоганского дворика, кабинета Апоксиомена и атрия "Бельведерского торса".

Первым залом музея является Зал греческого креста, в котором находятся превосходные мозаики II - III веков, а также два грандиозных саркофага IV века.

В одном из них покоился прах матери императора Константина, в другом - его дочери.

Следующий зал - Ротонда. Его пол украшен грандиозной мозаикой, изображающей битву между греками и кентаврами. Вдоль стен стоят бюсты и статуи, среди которых выделяется огромная бронзовая статуя Геракла, датируемая I веком.

Большая открытая арка в стене соединяет Ротонду с Залом муз. В нем представлены статуи муз, покровительниц различных видов искусства, а также гермы римской работы с изображением греческих философов. Рядом с Залом муз расположен Зал зверей.

Здесь много превосходных скульптур, изображающих животных.

Исполненные в цветном и белом мраморе, они отличаются тонким техническим мастерством. Большой открытый проем в стене соединяет этот зал с Галереей статуй.

Галереей статуй 0/4711681_Galereei_statyi_0 (300x379, 154Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Галерее статуй представлено несколько прекрасных римских копий с греческих скульптур, особенно выделяются "Аполлон Сауроктон" (копия с бронзового оригинала Праксителя IV в. до н.э.), "Эрос" (копия с оригинала IV в. до н.э.) и "Спящая Ариадна" (копия с эллинистического оригинала III - II вв. до н.э.). Галерея статуй переходит в Галерею бюстов, разделенную аркадой на четыре небольшие комнаты.

Особенный интерес здесь представляют статуя императора Нервы в виде Юпитера (I в. н.э.), бюсты императоров Адриана (II в. н.э.) и Каракаллы (III в. н.э.).

В небольшом зале, носящем название Сада масок, экспонировано несколько превосходных мозаик, происходящих из виллы императора Адриана в Тиволи.

ой" (с греческого оригинала IV в. до н.э.) и "Три грации" (римская копия с эллинистического оригинала).

Аполлон Бельведерский/4711681_Apollon_Belvederskii (300x432, 78Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К Залу зверей примыкает Оттоганский дворик, бывший Бельведерский. Вокруг дворика в четырех отделенных аркадами кабинетах помещены "Лаокоон" (I в. до н.э.), "Аполлон Бельведерский" (римская копия с работы Леохара IV в. до н.э.), "Персей" и "Атлеты" (работы итальянского скульптора XIX в. Кановы) и "Меркурий" (римская копия с греческого оригинала IV в. до н.э.). Из Оттоганского дворика дверь ведет в круглый вестибюль. С левой стороны от него расположен кабинет Апоксиомена, в центре которого стоит превосходная римская копия статуи атлета "Апоксиомен" с греческого оригинала работы Лисиппа (IV в. до н.э.). С правой стороны от вестибюля - атрий "Бельведерского торса", здесь выставлена знаменитая скульптура эпохи позднего эллинизма (I в. до н.э.), так называемый "Бельведерский торс".
В конце XVIII столетия музеи Ватикана лишились большой части экспонатов. По договору папы римского с французами, заключенного в 1797 году, они были вывезены во Францию. Желая компенсировать потери музея, римский папа Пий VII (1800 - 1823) в первые же годы своего понтификата стал собирать произведения античного искусства.

 

Приобретенные им скульптуры были Кьярамонти Галерея/4711681_Kyaramonti_Galereya (300x200, 100Kb)размещены в северном крыле Брамантовского коридора, который стал называться галереей Кьярамонти.

Среди огромного числа экспонатов галереи Кьярамонти наибольший интерес представляют римский саркофаг II века н.э., "Герма Гефеста" (римская копия с работы Алкамена V в. до н.э.), "Ганимед, похищаемый орлом" (копия с бронзового оригинала Леохара IV в. до н.э.) и колоссальная мраморная голова императора Августа (I в. н.э.).

Продолжая расширять музей античной скульптуры, Пий VII поручил архитектору Штерну построить новое здание. Оно соединило коридоры Браманте и Пирра Лигорио. В отличие от Браччо Систина, построенного двумя веками раньше для библиотеки, оно получило название "Браччо Нуово". Высокий светлый зал, отделанный мрамором и украшенный стройными колоннами, оставляет впечатление строгой и изысканной красоты. Вдоль его стен расставлены статуи.

Среди них особого внимания заслуживают статуя Августа из Прима Силен и Дионис/4711681_Silen_i_Dionis (300x544, 119Kb)Порта (I в. н.э.), прекрасная римская копия статуи Демосфена с бронзового оригинала Полиевкта (III в. до н.э.), статуя Нила (римская копия с оригинала александрийской школы II в. до н.э.), а также мраморная копия "Силен и Дионис" с оригинала Лисиппа (IV в. до н.э.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В музей Кьярамонти входят также Зал бита и Галерея канделябров, занимающие северную часть коридора Пирра Лигорио.

Мраморные канделябры чудесной работы соседствуют здесь со статуями, саркофагами и вазами, выполненными римскими мастерами.

Среди большого числа экспонатов особое внимание обращают на себя "Аталанта" (римская копия с греческого оригинала V в. до н.э.), "Мальчик с гусем" (мраморная римская копия с бронзового оригинала конца III в. до н.э.) и эллинистическая статуя "Старый рыбак".

Рядом с Галереей канделябров находится Зал бита (что в переводе означает "колесница"). В центре этого небольшого зала стоит мраморная колесница, сделанная в I веке и реставрированная в 1788 году скульптором Францони.
Ко времени создания музея Пио-Клементино можно отнести также рождение пинакотеки. Собранные в папских дворцах картины были размещены в одном из отделений коридора, построенного еще Пирром Лигорио и расписанного в конце XVIII века художниками Бернардино Нокки, Доменико дель Фрате, Антонио Марини.

005 Джованни ди Паоло - Рождество/4711681_005_Djovanni_di_Paolo__Rojdestvo_i_Blagovestie_pastyham (300x264, 136Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественные ценности, вывезенные во Францию после 1797 года, были возвращены в Италию лишь в 1816 году по решению Венского конгресса. Среди возвращенных экспонатов находились и семьдесят три картины пинакотеки, которые были помещены в апартаментах Борджиа. Но плохое освещение заставило искать для них новое помещение. Сначала их разместили в апартаментах Григория XIII, потом в Галерее гобеленов, а затем в апартаментах Пия V и, наконец, опять в апартаментах Григория XIII. При папе Пие X в состав пинакотеки вошла замечательная коллекция византийского искусства и много произведений итальянских примитивов, которые до этого хранились в Латеранском дворце и в библиотеке. Пинакотека была переведена в одно из крыльев Бельведерского дворца, где 19 марта 1908 года состоялось ее торжественное открытие. Однако на этом ее история не закончилась. Ввиду того что помещение пинакотеки было небольшим и нельзя было хорошо разместить картины, решили построить новое здание. Это здание было сооружено в 1932 году архитектором Бельтрами, в нем и размещена в настоящее время пинакотека Ватикана. Новое построение экспозиции при строгом соблюдении хронологии позволяет получить полное представление об истории итальянской живописи.

В пятнадцати залах Ватиканской пинакотеки содержится большое число произведений выдающихся живописцев, работавших в XI - XIX веках.

В основном в пинакотеке собраны работы мастеров итальянской школы живописи.

Из иностранных школ имеется прекрасная коллекция византийского искусства XI-XII веков и небольшое число картин художников других стран.

006 Перуджино - Мадонна с младенцем и Святыми/4711681_006_Perydjino__Madonna_s_mladencem_i_Svyatimi (300x352, 154Kb)/4711681_007_Rafael__Madonna_di_Folino (300x469, 326Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


одна из них написана художником в период расцвета его таланта, другая - почти на смертном одре. В зале Рафаэля находятся также десять гобеленов, исполненных по его картонам. Это наиболее прославленные из всемирно известной, ватиканской коллекции гобеленов. Они были заказаны папой Львом X в 1515 году для украшения Сикстинской капеллы и выполнены в Брюсселе. В пинакотеке находится картина Караваджо "Положение во гроб".
Упоминая о собрании пинакотеки, нельзя не отметить, что в ней находятся картины лишь на религиозные сюжеты. Этот принцип подбора произведений для коллекции власти Ватикана сохраняют и в наше время.
Так называемый Григорианский Этрусский музей был открыт в 1837 году при папе Григории XVI (отсюда происходит его название). Основой создания этого музея послужили большие и интересные находки, полученные при раскопках в 1828 - 1836 годах. Эти находки были размещены в девяти залах музея, оборудованного в верхнем этаже здания. В первом зале находятся архитектурные фрагменты и четыре саркофага V-I веков до н.э. Во втором зале выставлены предметы из могилы этруска в Черветери, относящиеся к VII веку до н.э., а также находки из гробницы Реголини-Галасси.

В третьем зале помещены многочисленные 008 Эксекий - Ахилл и Аякс, играющие в кости/4711681_008_Eksekii__Ahill_i_Ayaks_igraushie_v_kosti (300x404, 133Kb)предметы быта этрусков, выполненные в золоте и бронзе - бокалы, статуэтки, зеркала, канделябры и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь же находится прославленная бронзовая статуя Марса из Тоди (IV в. до н.э.). В четвертом зале находится большая коллекция предметов из терракоты, в том числе много погребальных урн различных эпох. В остальных залах экспонируется большое и интересное собрание греческой и италийской керамики, найденной в этрусских захоронениях. В девятом, так называемом Ассирийском зале помещены надписи и рельефы, относящиеся к IX - II векам до н.э. В 1937 году музей получил по завещанию маркиза Гульельми знаменитую коллекцию произведений этрусского искусства из некрополя в Вульчи.
Вскоре после образования Этрусского музея, а именно в 1839 году, на нижнем этаже того же здания был создан Египетский музей.

Собранное здесь большое число произведений скульптуры и других художественных памятников Древнего Египта, начиная с амулетов и кончая колоссальными статуями, дает определенное представление об искусстве египтян периода расцвета и могущества Египетского государства и времени его упадка.

В десяти залах музея представлены огромные саркофаги (их всего три) черного базальта, относящиеся к VI веку до н.э., скульптурные портреты, статуи богов и фараонов, произведения скульпторов римского периода (II - III в. н.э.), найденные на вилле императора Адриана в Тиволи предметы, относящиеся к культу мумификации людей и животных, папирусы.

В витринах седьмого зала выставлена богатая коллекция скарабеев (священный египетский жук), которые использовались при захоронениях. В 1953 году музей получил в дар коллекцию Грасси, состоящую из предметов, относящихся к искусству эпохи эллинизма.

СОКРОВИЩА СОБОРА СВЯТОГО ПЕТРА

 

Собор Святого Петра/4711681_Sobor_Svyatogo_Petra (300x220, 59Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собор Святого Петра - это первое, что привлекает в Риме не только паломников, но и всякого путешественника. Огромный купол этого храма виден отовсюду, однако он исчезает по мере приближения к нему. Эту церковь с самого начала ее возведения называли в числе тех, с которыми не может сравниться ни одно сооружение на земле.

Своим возведением собор обязан Святому апостолу Петру, который проповедовал учение Христово сначала в Иудее, затем в Антиохии, в Вифании, по всей Италии и в самом Риме. При гонениях на христиан во времена Нерона он был распят в Риме вниз головой.

 

Собор Святого Петра 3/4711681_Sobor_Svyatogo_Petra_3 (300x374, 58Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый христианский император Константин повелел в память 

Святом апостоле построить над его могилой базилику, которая была лучшей из всех римских базилик. Она простояла на этом месте более 1000 лет, но в XV веке стали опасаться за прочность базилики, и папа Юлий II дерзнул разрушить часть многовековой святыни, чтобы заложить на этом месте первый камень нового грандиозного собора. Самому папе было тогда уже 70 лет, но, не взирая на возраст, он сам положил первый камень в основание будущего храма. Произошло это в апреле 1506 года, а всего храм строился 100 лет.

Первым архитектором собора был знаменитый Донато Браманте. Говорили, что он употребил некоторое коварство, чтобы изо всех проектов предпочли именно его. Браманте спешно начал строительство.

 

 

Старую церковь он велел Собор Святого Петра 2/4711681_Sobor_Svyatogo_Petra_2 (300x358, 170Kb)сломать

с такой быстротой, что повалили вниз ее верхнюю часть, при этом разбились мраморные и мозаичные шедевры, которые достойны были сохранения. Уцелели только трибуна, исповедалище и помост старой базилики, потому что они были почитаемы еще в древние времена.

 

 

 

 

 

 

 

 

После смерти Браманте начатый им труд продолжил Рафаэль, а после его смерти архитектором был назначен вызванный из Флоренции Микеланджело, который очень многое переделал в проекте своего предшественника. Великому Микеланджело казалось, что в прежнем проекте очень много пилястров и колонн, они делают все строение убыточным и лишают его величественной простоты, а также отнимают у собора много света.


Винтовая лестница. Собор святого петра/4711681_Carskaya_lestnica__Sobor_svyatogo_petra_2 (300x225, 96Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У человека, стоящего у подножия царской лестницы, создается впечатление, будто она уходит прямо в небеса.

Этот удивительный эффект достигнут благодаря хитроумному расчету архитекторов. Длина каждой из последующих ступеней лестницы постепенно уменьшается. От этого незначительного изменения размера и возникает ощущение устремленности ввысь.

Точно такое же впечатление глубины возникает от площади перед собором Св. Петра, и, наверное, нельзя было придать площади более великолепный вид, чем тот, который она имеет сейчас.

Исповедальницей собора Св. Петра называется гробница, в которой находятся мощи Святого апостола, одновременно оно является и жертвенником, стоящим посреди гробницы.

Святой Анаклит, второй преемник святого Петра, повелел поставить подземную комнату, в которую и были положены святые мощи. В ней же первые христиане собирались для отправления своих благочестивых молитв и церемоний.

«Исповедальня» апостола Петра/4711681_Ispovedalnya_apostola_Petra_pod_polom_mesto_predpolagaemogo_zahoroneniya_apostola_ (300x222, 133Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Около 330 года здесь соорудили богатейшую гробницу, которую тоже поставили в подземный придел. Поверх него соорудили еще один придел, который и стал называться испо

ведалищем.

В него приходили верующие христиане, здесь можно было через отверстие, сделанное под жертвенником, спускать покровы и другие вещи, которыми они хотели прикоснуться к гробу Святого Петра.

В исповедалище ведет мраморная лестница, бесчисленные лампады собора освещают спуск в подземелье.

Спуск этот окружен мраморной решеткой, но она всегда закрыта: богомолец может только преклонить колени перед ней.

В просветах решетки взору его представляется бронзовая дверь подземного святилища, а перед нею великолепная статуя коленопреклоненного папы Пия VI.

Сами святые мощи апостола Петра скрыты от взоров.

Святой Иоанн Златоуст/4711681_Svyatoi_Ioann_Zlatoyst (300x356, 232Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроме мощей апостола, в соборе Святого Петра есть и другие святыни. В одном из приделов верхней церкви покоятся мощи Святого Иоанна Златоуста, в другом приделе - мощи Григория Богослова, которые перенесли в Рим из Византии во время крестовых походов.


Примечание: (Спустя 800 лет, в 2004 году, Папа Римский Иоанн Павел II объявил о возвращении реликвий в Константинополь.

ВАТИКАН. В субботу, 27 ноября 2004 года, глава Римско-католической Церкви Папа Иоанн Павел II торжественно передал Константинопольскому Патриарху Варфоломею I мощи святых Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Торжественная церемония передачи мощей состоялась в соборе Святого Петра.
"В передаче таких священных реликвий мы видим благословенную возможность очистить раны нашей памяти, укрепить наш путь к примирению и подтвердить, что вера наших Святых Учителей является верой и Восточных, и Западных Церквей", - говорится в послании Иоанна Павла II, оглашенном во время церемонии.
"Этот братский жест Римской Церкви подтверждает, что в Христианской Церкви не существует непреодолимых проблем", - заявил в ответном выступлении Варфоломей I, который напомнил, что и Иоанн Златоуст, и Григорий Богослов при жизни боролись за единство Церкви.
)


Здесь же покоятся и мощи папы Григория Великого, хотя в Риме есть и церковь его имени. С обеих сторон главной ветви креста в соборе расположены богатые приделы, украшенные мрамором, мозаикой и бронзой. Между ними помещаются гробницы пап.

Гробница графини Матильды (Кристины королевы Швеции)/4711681_Grobnica_grafini_Matildi_Kristini_korolevi_Shvecii_2 (300x436, 190Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соборе Св. Петра находится и гробница шведской королевы Христины. На ней в полуобразном изречении представлено ее отречение от лютеранского исповедания. Гробница графини Матильды, отдавшей все свое состояние церкви, была сооружена при папе Урбане VIII, который повелел перенести сюда ее прах. Гробница была выполнена скульптором Бернини: графиня Матильда представлена в нише держащею ключи и с тиарой в руках. Это знак того, что эта женщина была опорой церкви. Саркофаг ее увенчан щитом, окруженным лаврами. По сторонам саркофага стоят два ангела.
(Примечание: Кристина умерла в Риме 9 апреля 1689. Единственная женщина, похороненная в соборе Святого Петра.)

Нет, наверное, во всем мире собора, который бы славился таким количеством мощей и святынь. В нем сохраняются глава Святого Андрея и глава Святого Луки, тела Святого Симона и Святого Иуды, Святого Матфея и Иоанна Златоуста. В соборе Святого Петра сохраняется и железо копья страдания Христова, которое раньше находилось в Константинополе. Оно было прислано папе Иннокентию VIII в 1492 году султаном Баязетом. Этим подарком султан хотел склонить папу на свою сторону, чтобы тот не оказывал помощи брату султана, который тогда был в Риме для вступления его на константинопольский престол.
В соборе святого Петра сохраняются два больших куска дерева, которые почитаются как частицы истинного Креста Господня.

 

Микеланжело - Пьета или оплакивание Христа/4711681_Mikelanjelo__Peta_ili_oplakivanie_Hrista (300x314, 116Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многие приезжали на поклонение этим святыням и самому гробу Святого Петра. Карл Великий, чтобы посетить церковь апостола, четыре раза ходил в Рим. Более мили он шел пешком и восходил по ступеням святилища не иначе, как перецеловав каждую из них. Именно в соборе Св. Петра летом 800 года получил он из рук папы Льва III императорский венец. По примеру Карла Великого многие короли и императоры короновались в этой церкви.

Идут люди в собор Св. Петра, чтобы постоять в молчании перед могучим "Моисеем" - статуей, воздвигнутой Микеланджело над гробницей папы Юлия II. У правого придела взору открывается "Пьета" - мать с телом умершего сына на коленях. "Пьета" теперь отделена от посетителей защитным стеклом. Предосторожность эта не лишняя, так как уже в наше время скульптура пострадала от маньяка, разбившего ее молотком.

 

Крест императора Юстиниана II/4711681_Krest_imperatora_Ustiniana_II__3 (300x409, 117Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В древних описаниях собора Св. Петра говорится о хранившихся в нем сокровищах и украшениях, постоянно пополнявшихся за счет даров императоров и пожертвований паломников.

Многие из предметов раннего периода были утрачены, поскольку за долгие столетия Собор неоднократно подвергался разграблению.
В сокровищнице собора хранится один из священных древнейших предметов - позолоченный серебряный крест VI века, украшенный драгоценными камнями. Этот крест подарил Ватикану византийский император Юстиниан П. Гиацинты, аквамарины, яшма, изумруды, агаты, вставленные в этот крест, сначала были обрамлены шестнадцатью крупными восточными жемчужинами, которые позднее пропали.

Все драгоценные камни, украшавшие кресты, имели не только декоративное, но и символическое значение. Например, лазурит означал правдивость и упование на небеса, а зеленая яшма символизировала постоянное обновление веры. Красный гранат служил напоминанием о крови, пролитой христианскими мучениками. Круг символизировал вечность и совершенство, квадрат - мирскую суету и тщеславие, а треугольник - божественное триединство.

Одно из известных сокровищ Ватикана - перстень Фишермана. Эта золотая печатка предназначалась для подтверждения подлинности документов папской курии. Для каждого римского папы делалась новая печатка, а старая уничтожалась. Некоторые папские перстни слишком массивны, чтобы их носить на пальце. Делались они из позолоченной бронзы, причем само кольцо было широким и довольно тяжелым, а сама печатка - квадратной. Обычно в перстень вставляли стекло и хрусталь, на которых изображался герб папы или кардинала вместе с такими папскими символами, как тройная корона и скрещенные ключи.

СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА

Значительная перестройка Ватиканского дворца производилась при папе Сиксте IV. При нем сооружается знаменитая Сикстинская капелла - величайший памятник изобразительного искусства эпохи Возрождения.
Строительство капеллы, а также наблюдение за исполнением настенных росписей, посвященных сюжетам из Ветхого и Нового заветов, было поручено флорентийскому архитектору Дольчи. Сикст IV предложил архитектору построить такое здание, которое бы своим внешним видом представляло в глазах католиков всего мира военный оплот церкви, а внутренним убранством подчеркивало бы могущество римского папы.

На протяжении веков капелла выполняла различные функции, но с первых лет и до настоящего времени ней собираются конклавы для избрания нового папы.
Подчиняясь воле заказчика, архитекторы придали капелле снаружи вид бастиона. Однако внутри капелла, несмотря на относительно малые размеры, имела величественный вид благодаря усилиям лучших художников и декораторов того времени.

Прямоугольный зал капеллы разделен на две части мраморной решеткой, боковые стены зала имеют наверху окна, в проемах между которыми в полный рост изображены первые папы.

Нижнюю часть боковых стен украшают росписи под ткань, а средний ярус заполнен фресками из истории Ветхого и Нового заветов.

Вручение ключей Св. Петру/4711681_Vrychenie_kluchei_Sv__Petry (300x250, 128Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В росписи и украшении Сикстинской капеллы принимали участие такие известные художники, как Бернардино Пинтуриккио и Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли и Доменико Гирландайо, Козимо Россели и другие. Плафон капеллы расписывал Микеланджело.
По всей протяженности боковых стен капеллы расположены 12 прямоугольных фресок. Алтарная стена была расписана фресками на темы "Нахождение Моисея" и "Рождение Христа", но они дошли до нас только в описаниях. Позднее по указанию одного из римских пап эти фрески были сбиты, и на стене от пола до потолка было создано одно из самых замечательных произведений монументальной живописи - знаменитая фреска Микеланджело "Страшный суд".
Но это было позже, а в 1508 году папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело не считал себя живописцем, к этому времени он был уже известен как выдающийся скульптор, и он всячески уклонялся от росписи, предлагая поручить это дело Рафаэлю. Однако воля папы была непреклонной, и художнику, в конце концов, пришлось согласиться. В августе 1508 года Микеланджело поднялся на специально построенные для росписи леса, но мысли его все еще были полны обнаженными скульптурными образами, которые он должен был изваять для папской гробницы в соборе Св. Петра. По распоряжению папы Юлия II работы над гробницей были приостановлены, и Микеланджело очень сильно переживал это. Но он добился от папы разрешения писать на потолке все, что ему подскажет его неудержимая фантазия: он решил украсить весь потолок фресками на библейские сюжеты.
Микеланджело покрыл потолок образами, рожденными его воображением, мало заботясь о том, как они будут "смотреться" снизу, будь там внизу хоть простой зритель, хоть сам грозный папа. Однако и сам папа был потрясен величием созданного.
В своих грезах Микеланджело создает как бы свой мир, который наполняет человеческую душу одновременно восторгом и смятением.
"Потоп" является первой композицией, выполненной художником на потолке Сикстинской капеллы. В ней нашли свое отражение все те трудности, которые испытывал Микеланджело, впервые в жизни приступив к работе над фресками. Известно, что в самом начале работы ему пришлось прибегнуть к помощи мастеров-фрескистов, которых специально вызвали из Флоренции. Но вскоре он овладел техникой настенной росписи так, что его уже не удовлетворяла работа своих помощников, и он остался один на один с огромным потолком, чтобы через четыре года потрясти мир мощью и красотой своих образов. За столь короткий срок Микеланджело расписал потолок площадью почти в 600 квадратных метров, изобразив на нем 343 фигуры.


Всемирный Потоп (фрагмент)/4711681_Vsemirnii_Potop_fragment (360x234, 131Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главной идеей "Потопа" является не всемирная катастрофа, а показ человека со всеми его сильными и слабыми сторонами. Он показан в бесплодной борьбе со смертью, которая обрушивается на него проливным дождем с хмурого неба. Вся земля покрыта водой, только гребни гор, как маленькие островки, виднеются среди безбрежного океана. Измученные и объятые ужасом люди поднимаются на вершину одного из таких островков, неся свои пожитки, в надежде на спасение. Среди них мужчины, женщины и дети. Вот жених на руках несет испуганную невесту, мать, держа на руках малыша, пытается укрыть его от разбушевавшейся стихии; рядом обезумевший от страха юноша, надеясь уцелеть, карабкается на гнущееся под порывами ветра дерево.

Среди безбрежного моря воды обезумевшие и озверевшие люди борются за место в уже переполненной лодке.

Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под большим куском холста.

В этой группе тоже все по-разному реагируют на происходящее. Муж с женой с покорностью смотрят на, подступающую к их ногам воду; юноша, облокотившийся на бочонок, нашел забвение в вине; старик и женщина протягивают руки, чтобы помочь мужчине, несущему на своих плечах безжизненное тело сына.
Вдали виден ковчег, вокруг него тоже бушуют страсти: обезумевшие от страха люди стучат в него кулаками, взывая о помощи и прося пустить их. Микеланджело изображает всех этих людей перед лицом приближающейся смерти, показывая их поведение в зависимости от их душевных сил и качеств.

Несмотря на драматичность сюжета, фреска эта не оставляет чувство безнадежности и безысходности, и у зрителя как будто еще теплится надежда Сотворение Адама/4711681_Sotvorenie_Adama (300x143, 76Kb)наспасение отчаявшихся людей.

 

 

 

 

 

 

А дальше расположены, фрески "Сотворение Адама", которую некоторые искусствоведы считают едва ли не самой прекрасной композицией всей росписи; "Отделение света от тьмы", в которой бога Саваофа, борющегося с хаосом, Микеланджело наделяет собственной творческой страстью...
Десятки, сотни тысяч страниц написаны на множестве языков о фресках сикстинского потолка. Несметны толкования смысла, который Микеланджело хотел вложить в свои образы. Что представляли они собой по замыслу этого титана эпохи Возрождения? Некоторые исследователи полагают, что это - новое, чисто микеланджеловское толкование Библии, другие видят в его образах новое осмысление "Божественной комедии" Данте, третьи находят в них живописную поэму о восхождении человека от скотского состояния (фреска "Опьянение Ноя") до божественного совершенства...

Все это правильно, но взятые отдельно толкования никак не исчерпывают содержания знаменитых фресок Сикстинской капеллы.
После смерти папы Адриана VI (1523) папой был избран представитель рода Медичи - Климент VII.

После захвата испанцами Рима и изгнания из Флоренции представителей клана Медичи, папа, соблюдая интересы своей семьи, срочно примирился с испанцами и осадил Флоренцию, осада которой длилась одиннадцать месяцев.

Все это время под руководством Микеланджело во Флоренции велись все оборонительные работы для защиты города. Но Флоренция все же пала.

Папа Климент VII объявил, что забудет об участии Микеланджело в обороне города в том случае, если тот немедленно возобновит работы в усыпальнице Медичи при церкви Сан Лоренцо.


Испытывая постоянный страх за участь своей семьи и за свою, жизнь, Микеланджело вынужден был на это согласиться.

 

Центр Страшного Суда/4711681_Centr_Strashnogo_Syda (350x254, 157Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А во время посещения скульптором Рима папа Климент VII пожелал, чтобы; Микеланджело заново расписал, алтарную стену Сикстинской капеллы изображением "Страшного суда".

В 1534 году почти через четверть века после окончания росписи сикстинского плафона, скульптор переезжает в Рим и приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи.
Сцену "Страшного суда" художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы.

Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы.
Центром композиции является фигура Иисуса Христа, единственно устойчивая и не поддающаяся вихрю движения действующих лиц.

Лицо Христа непроницаемо, в карающий жест его руки вложено столько силы и мощи, что он истолковывается только как жест возмездия.

В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества. В грозных взглядах апостолов, тесной толпой подступающих к Христу с орудиями пыток в руках, тоже выражено лишь требование возмездия и наказания грешников.
"Страшный суд" Микеланджело вызвал яростные, споры как со стороны его поклонников, так и со стороны противников.

Еще при жизни художника папа приказал обнаженные тела записать драпировкой, а в 1596 году другой папа (Климент VIII) хотел вообще сбить весь "Страшный суд".

Только заступничество художников из Римской академии Святого Луки удалось убедить папу не совершать столь варварского акта.

СТАНЦЫ РАФАЭЛЯ

 

Raphael View of the Stanza della Segnatura/4711681_Raphael_View_of_the_Stanza_della_Segnatura_1_ (300x422, 191Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступив на престол в 1503 году, папа Юлий II не пожелал жить в резиденции своего предшественника Александра VI. На втором этаже дворца он решил сделать свои рабочие комнаты, для росписи которых были собраны лучшие художники из всех городов Италии, а в середине 1508 года из Флоренции был вызван молодой Рафаэль. Ему тогда было 25 лет.
Приехав в Рим, Рафаэль попал в исключительно благоприятную для себя творческую обстановку. При папском дворе он получил возможность встречаться с выдающимися людьми - поэтами, писателями, художниками, учеными-гуманистами. Тогда же им были созданы знаменитые "станцы", поражающиеся людей своим великолепием до настоящего времени. Станцы Рафаэля - это расположенные друг за другом три комнаты небольших размеров, примерно 8 на 10 метров. 

Свою работу Рафаэль начал со Станцы делла Сеньятура. Роспись этой комнаты так понравилась папе, что он приказал тотчас сбить две фрески, сделанные там уже другими художниками, и продолжать роспись только Рафаэлю.


Рафаэль - Диспута/4711681_Rafael__Dispyta (300x213, 168Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рафаэль занимался росписями станц с 1508 по 1517 год - сначала сам, потом, загруженный заказами, он вынужден был все чаще прибегать к помощи учеников. Содержание фресок было определено самим папой Юлием II и подробно разработано учеными-гуманистами, группировавшимися вокруг папского двора. Росписи должны были служить прославлению церкви и самого заказчика - папы. И хотя сюжетами фресок служили легенды, предания и события давних времен, они должны были связываться с событиями той современности.
В библейские эпизоды, в сюжеты античной мифологии Рафаэль ввел портреты знаменитых людей прошлого и своих современников. Такое разнообразие образов и сюжетов надо было как-то объединить в одно целое. Особенно несовместимыми казались образы христианской религии и соседствующие рядом из языческой мифологии. Однако Рафаэль блестяще справился с этой задачей.

Содержание фресок вышло далеко за пределы прославления церкви, светское начало во многом вытеснило религиозное.

 

Рафаэль - Парнас/4711681_Rafael__Parnas (300x208, 177Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В Станце делла Сеньятура хранилась папская печать. Росписи этой комнаты должны были продемонстрировать единство различных областей духовной деятельности человека: богословия, философии, поэзии и юриспруденции. Эти четыре темы отразились на стенах Станцы в виде отдельных сюжетных композиций - "Диспут", "Афинская школа", "Парнас" и "Юстиция".

Однако возросший спрос на произведения Рафаэля и сильная занятость художника заставили его прибегнуть к помощи учеников. Станца дель Инчендио ("Пожар") была расписана лишь под общим руководством великого живописца по его эскизам.

В 1519 году Рафаэль заканчивает постройку лоджий, начатую еще Браманте.

Вся поверхность стен, покрытая изображениями человеческих фигур, фантастических животных, фруктов, гирлянд цветов, птиц, с удивительным умением и согласованностью подчинена архитектурным ритмам. На сводах написаны композиции на библейские сюжеты.

Эти росписи были выполнены по эскизам Рафаэля его учениками.

 

 

Написал администратор 23.09.2013
Это интересно
+3

В избранное  Пожаловаться Просмотров: 908  
             

Комментарии:

модератор 23.09.2013

Для того чтобы писать комментарии, необходимо