Аутсайдер, как он себя считал, и американский художник японского происхождения Сюсаку Аракава (1936-2010) - философ, поэт, художник и архитектор. Имея математическое, медицинское и художественное образование, восточный взгляд на мир и опыт проживания на западе,
он сумел так соединить их в своем творчестве, что здесь трудно отделить математику от физики, медицину от искусства, восток от запада и поэзию от философии. Творчество Аракавы, поэтическое и неуловимое, подчеркивающее разрыв между словом и образным изображением.
Сегодня без личной философии художник вряд ли может состояться. У Сюсаку Аракавы была своя идея и своя философия, которую он развивал совместно с женой Мадлен Джинс долгие годы – почти полвека. Их философию можно называть по-разному, но суть одна: смерть – это аморально.
И всю жизнь Аракава-Джинс работали над тем, чтобы с помощью искусства и архитектуры обмануть смерть и остановить старение, повернуть время вспять, что кажется очень похожим на утопические проекты поворота рек, но тем не менее…
Сюсаку Аракава. Зеркало.
Общепризнанное название концепция Аракавы-Джинс «Reversible Destiny», что в переводе означает «Обратимая судьба», но я бы перевела как «Перевернутая судьба». Их концепция отвечает на вопрос, каким путем искусство может соединить в единое целое человеческое тело с окружающей его архитектурой, но соединить так, чтобы перевернуть часы жизни и возвратить человеку здоровье и молодость, отодвинув смерть как можно дальше.
На этом пути у художников было две фазы: первая длилась десять лет – с 1963 по 1973 год. Ее результатом стала серия из 83 картин, объединенная одним названием «Механизм порождения смыслов» («Mechanism of Meaning»). Вторая - длилась дольше и результатом стала концепции «Reversible Destiny».
Она основана на отрицании того представления, что искусство должно быть только способом самовыражения и что акцент надо делать на работах, стимулирующих участие зрителей в создании смыслов и значений на основе их взаимодействия с художником.
Базируясь на положении Канта, что реальность по большей части есть результат нашего представления о ней, картины из серии «Механизм порождения смыслов» создают искусство, объединяющее лингвистические и образные раздражители, а также различные поэтические формы.
Аракава. Портрет Нелен Келлер
Это позволяет Аракаве-Джинс исследовать и понимать, что личность ощущает и как она создает свое понимание реальности, основанное на присущем только ему взгляду на мир и только его мыслительным процессам и ощущениям. Центральным звеном в этой концепции является понятие «Бланк» или «Пустота».
"Бланк" – это не отсутствие смысла или не то, что можно представить как нечто только начинающееся или бессмысленное или наоборот осмысленное. "Бланк"– это ни «ничто» и ни «нечто». Это то, что можно назвать негативной мистикой, когда усилия поэтов или философов в достижении запредельности и потусторонности делают их причастными к мистической традиции.
К таким поэтам Аракава относит Стефана Малларме, раздражавшего современников своей закрытостью и непереводимостью не то что на иностранный, но даже на родной французский. Его язык – абсолютно без штампов, в нем каждое слово – новое, а обычные слова, зацепившись за которые можно было бы подобрать ключ к его поэзии, просто отсутствуют. Сам Малларме в предисловии к поэме «Бросок костей» так писал о новой поэзии:
Стефан Малларме
«Поэтический жанр, который мог бы постепенно возникнуть, был бы ближе к симфонии, оставив классический стих для одноголосного пения…, (чья) область - это страсти и мечты, тогда как в этом новом жанре …речь шла бы преимущественно о предметах умозрительных и чисто интеллектуальных, которые в такой же степени принадлежат Поэзии – этому единому источнику».
В поэзии, согласно С.Малларме, назвать предмет – это все равно, что на три четверти уничтожить наслаждение. Стихотворение надо разгадывать постепенно, смаковать его, ощущать во рту его звуки, наслаждаться его музыкой. Аракава именно так понимал «Бланк»: не как чистый лист, а как симфонию.
Можно в связи с этим вспомнить разные способы познания Бога: апофатический и катафатический. Первый признает, что Абсолют познать невозможно, о Нем можно утверждать только одно: Он непознаваем и Он - не то, и не это, и не другое и не третье.
Второй путь - через видимый мир, природу и ее красоту. Тогда Бога можно определить в положительных терминах, например, Бог есть любовь или Бог есть Благо. Аракава идет первым путем. Пустота или Бланк – это то, что нельзя определить, но оно существует.
Bioscleave House
Еще более понятно станет, если сравнить «Бланк» с обратной перспективой, в соответствии с которой пишется любая икона. Аракава-Джинс назвали свою обратную перспективу «перевернутым миром». Именно такими являются все их архитектурные проекты, наиболее известные из которых - Йоро-парк и дом Bioscleave House.
Йоро-парк, «Парк Обратимой судьбы» или «Перевернутый парк», является частью огромного парка в 78 гектар, разбитого в Японии еще в XIX веке около горы Йоро, что в переводе означает «ухаживание за престарелыми».
На этой территории есть две достопримечательности: изумительный по красоте водопад и парк аттракционов и развлечений, спроектированный Аракавой в соответствии со своей концепцией «Reversible Destiny». О водопаде сложилась легенда, в соответствии с которой около горы в маленькой бедной хижине жили сын и престарелый отец. Отец был очень болен и не мог двигаться.
Однажды сын пошел в гору, чтобы набрать хвороста и заблудился. Он начал карабкаться в гору и вдруг увидел изумительный по красоте водопад. Он набрал из него воды и быстро нашел дорогу домой. Когда вернулся, то вместо воды в ковше оказалась саке. Об этом чуде узнал японский император, поспешивший к чудо-водопаду и назвавший его Йоро-но-таки.
"Перевернутый Парк" Аракавы
Вторая достопримечательность – «Перевернутый парк» Аракавы, привлекающий десятки тысяч туристов со всех концов света. Ежегодно его посещают около ста пятидесяти тысяч человек. Парк привлекает необычайными пространственными решениями и кривизной. Здесь нет ни одного участка с ровной поверхностью.
Необычно само расположение Йоро-парка: он находится в самом низу котловины, окруженной холмами. Создается впечатление, что спускаешься в тарелку. Все в этом парке чудесно и необычно, здесь было бы хорошо только Алисе из страны Чудес. Парк разбит на тринадцать зон, каждая из которых является своего рода головоломкой и испытанием для мозга, глаз и вестибулярного аппарата. Особенно для последнего.
Все дорожки напоминают ухабы, по которым приходится ступать с большой осторожностью, постепенно привыкая к новым ощущениям и новому восприятию мира. Яркие цвета и их смешение дезориентируют и создают экспериментальную зону для человека, который должен по ходу маршрута приспосабливаться к новому пространству и новым ощущениям.
У кого слабый вестибулярный аппарат, те привыкают с большим трудом, если вообще привыкают. Поначалу, когда парк только открылся, случались нечастные случаи: от непривычки падали, ломали ноги, начиналось головокружение, происходил сбой вестибулярного аппарата.
Перевернутый Парк Аракавы
Но это только привлекало посетителей, однако для предосторожности при входе стали выдавать специальную обувь, шлемы и предупреждать о возможных последствиях, а некоторые участки просто оградили.
Каждая из тринадцати зон имеет свое название. Наиболее необычная зона с названием «Географический Дух». Вход в нее ярко-желтого цвета, словно предупреждающий: «Будьте осторожны!» Далее путь проходит в полной темноте и передвигаться можно только наощупь, как передвигаются слепые.
Добравшийся до конца туннеля, увидит в темноте огромную карту Японии, которая буквально соткана из света. Это маленький сюрприз для стойких. Другой аттракцион - «Горная цепь насекомого» - создан из большого количества камней, разбросанных по склону холма. Название эта каменная цепь получила оттого, что в гору придется лезть, как насекомым, цепляясь за траву и камни.
"Перевернутый Парк" Аракавы
Это - видимая сторона Парка, но его концептуальная идея глубоко философская. Аракава исходил из того, что прыжки, балансирование, постоянное жонглирование на волнообразной поверхности, путешествие в темноте вводят человека в процесс, в котором он меняет свои представления о жизни и начинает понимать, что значит быть личностью, что значит изменить свою судьбу.
Изменить судьбу, значит, по представлениям Аракавы, войти в состояние, когда перестаешь понимать, как жить, потому что все ориентиры сбиты и надо начинать все сначала. И здесь, в этом месте входа в разворот судьбы, важно все тщательно просчитать, потому что в этой точке пространства обжитый мир становится негодным, превращаясь в перевернутый.
(Окончание следует)
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: