Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
978 участников
Администратор irusalimland
Модератор BooBeer

Последние откомментированные темы:

20240423204646

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Как появилась мода на чтение акафистов?

Мода на чтение акафистов появилась отнюдь не сегодня, но как раз в наши дни она достигла, возможно, максимального своего расцвета. С чем это связано? Какие вкусы навязывают подобные гимны людям в Церкви? К чему может привести утилитарное отношение к этому виду церковного творчества? Поговорим об этом в статье.

Что такое акафист?

Акафисты можно было бы назвать словесной иконой того или иного святого, праздника или события церковной жизни, которому они посвящены. В переводе с греческого это слово означает «гимн, во время которого не принято сидеть». Поэтому в церковнославянском обозначении он получил еще название «неседален» или «неседальная песнь».

Акафист состоит из 24 строф (икосов и кондаков), которые чередуются между собой. Кондак — это короткая хвалебная песнь, она рассказывает об истории праздника или житии святого. Икос раскрывает содержание кондака более подробно. Кроме того, он содержит определенные хвалы («хайретизмы»), начинающиеся со слова «радуйся» (отсюда и название: греческое «хайре» означает «радуйся»).

Как разновидность церковного гимна акафист развился из древних кондаков. Они значительно отличались от наших современных как глубиной смысла, так и длиной. Уже само название «кондак», которое еще обозначало исписанный с двух сторон список, свидетельствует об их продолжительности.

«Радуйся, Невеста Неневестная», или С чего все началось

Первый и единственный канонический акафист был написан до VII века на греческом языке и был посвящен Пресвятой Богородице. В 626 г. патриархом Сергием в честь чудесной защиты Константинополя от захвата иноземцами в хвалебной песни Богоматери была заменена первая строфа (кукулий) на известное нам «Взбранной Воеводе». Сегодня этот церковный гимн у нас читается по уставу в Великий пост на праздник Похвалы Богородицы. Его легко узнать по припеву «Радуйся, Невеста Неневестная».

Касательно автора первого гимна до сих пор спорят историки. Наиболее вероятные «кандидаты» на авторство — преподобный Роман Сладкопевец и тот же патриарх Сергий Константинопольский. Нужно сказать, что именно эта хвалебная песнь является вершиной всей церковной гимнографии. Очень долгое время под словом акафист подразумевался только этот текст, позже он получил наименование Великого.

Интересно, что в Греции до сих пор только это поэтическое творение носит такое название, все остальные аналогичные хвалебные песни называются там «подобнами». И действительно, все остальные акафисты, которые знает Церковь, взяли за образец именно Великий, и являются, по мнению большинства ученых, только примитивной попыткой его повторения. Если сравнивать с художественной литературой, то они являются жанром беллетристики среди остального церковного высокого творчества. Читайте далее...

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
0

15.09.2016
Пожаловаться Просмотров: 846  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены