|
В центре древних Афин стояла статуя "тираноубийц" Гармодия и Аристогитона. В 514 г. до н. э. составили заговор против тирана Гиппия, сына Писистрата, но убить сумели только его брата Гиппарха. Оба происходили из рода Гифиреев, причем Гармодий был любовником Аристогитона; согласно античным авторам, именно любовная история и послужила толчком к заговору. Именно, Гиппарх начал ухаживать за Гармодием, а получив его отказ, оскорбил его сестру. После этого Гармодий решился убить Гиппия из мести за сестру, а Аристогитон - из любви к Гармодию и ревности.
Как пишет Аристотель в "Политике": "Покушения происходят в одних случаях на личность правителей, в других - на их власть. Те покушения, которые совершаются из-за наглости тиранов, направляются на их личность. А так как наглость может проявляться очень разнообразно, то каждое проявление ее бывает причиной раздражения, причем большинство людей, охваченных гневом, совершает покушения с целью отомстить, а не из честолюбия. Так, покушение на Писистратидов произошло вследствие того, что сестра Гармодия была оскорблена, а сам Гармодий обижен (Гармодий мстил за сестру, а Аристогитон - за Гармодия)". (Aristot. Politica. V. 8, 9.)
Гармодий и Аристогитон встали во главе заговора, к которому им удалось привлечь и других граждан, недовольных тиранией Писистратидов. Убийство было намечено на праздник Великих Панафиней. Однако оно сорвалось из-за того, что перед праздничной процессией один из заговорщиков подошел к Гиппию и стал с ним мирно беседовать. Решив, что он доносит на заговор, Гармодий и Аристогитон поспешили кинуться на поиски Гиппарха, и найдя его в другом месте, не дожидаясь остальных заговорщиков, закололи. Гармодий был тотчас убит телохранителями; Аристогитон сумел скрыться, но вскоре был схвачен и убит после пыток. Согласно рассказам (может быть, легендарным), под пытками он не назвал никого из реальных заговорщиков, но оговорил многих приближенных тирана.
После свержения тирании Гармодий и Аристогитон почитались как величайшие национальные герои. Им была поставлена парная бронзовая статуя на Акрополе, и их потомки были освобождены от большинства государственных налогов и повинностей и пользовались многочисленными почестями. Поэты складывали стихи о подвиге "тираноубийц".
Симонид Кеосский, автор знаменитой эпитафии героям Фермопил, писал: День, в который Гиппарх убит был Аристогитоном И Гармодием, был светлым поистине днем.
В конце VI в. до н. э. мастер Антенор исполнил статуи Гармодия и Аристогитона, изобразив их в момент покушения на Гиппарха с кинжалами в руках. Этот памятник, очевидно, был увезен Ксерксом после захвата Афин в 480 г. до н.э.
Художники изображали этот монумент тираноубийц на вазах и монетах, так что он получил широкую известность в Элладе.
Слава похищенной персами группы Антенора побудила афинян после изгнания врагов заказать в 477 г. до н. э. повторение ее Критию и Несиоту (не исключено, что к тому времени Антенор уже умер).
Павсаний в "Описании Эллады" пишет: "Недалеко стояли Гармодий и Аристогитон, убившие Гиппарха; какая была причина этого убийства и каким образом они совершили этот подвиг, рассказано у других. Из этих статуй одни являются творением Крития, а более древние создал Антенор. Ксеркс, взяв Афины, когда афиняне покинули город, увез с собою и эти статуи в качестве добычи; впоследствии их прислал назад афинянам Антиох". (Paus. I. VIII, 5.)
Бронзовые статуи тираноубийц до нас не дошли. Сохранились только мраморные римские копии с уродливыми подпорками. Одна из них хранится в Археологическом музее в Неаполе.
Судя по античным изображениям, фигура бородатого Аристогитона располагалась справа, а не слева.
Изображение статуи "Тираноубийц" на аттической вазе 5 в. до н.э.
По-видимому, Аристогитон должен стоять справа, а Гармодий - слева.
Во время Французской революции Гармодий и Аристогитон почитались наравне с другими "тираноубийцами" - Брутом и Кассием.
Так, молодой Гегель писал, что Гармодий и Аристогитон "заслужили вечную славу, поскольку они победили тиранов и дали своим гражданам равные права и законы, которые живут в устах народа, в его песнях".
Считается, что статуя "Тираноубийц Гармодия и Аристогитона" Крития и Несиота повлияла на композиционное решение "Рабочего и колхозницы" Веры Мухиной.
|
Последние откомментированные темы: