Вот уже много лет в нашей стране в различной литературе и телепередачах об истории танка пишут и говорят о том, что первую в мире боевую гусеничную машину построили именно у нас — это «Вездеход» конструкции А. А. Пороховщикова.
Прежде всего, два слова о самом изобретателе. Потомственный дворянин Александр Александрович Пороховщиков (1893–1942) еще в юности проявил большой интерес к авиации, и уже в 16-летнем возрасте представил на XII съезде естествоиспытателей и врачей модель самолета своей конструкции, получившую одобрение председателя съезда профессора Н. Жуковского. В 1911 году он изготовил этот аэроплан в рижских мастерских и в следующем году выставил его на 2-й Международной выставке в Москве.
После начала Первой мировой войны Пороховщиков в своих мастерских построил самолет-разведчик «Би-Кок», предложив его военному ведомству. Машину приняли к производству, и военные начали искать предприятие для изготовления, но желание Пороховщикова строить самолеты только у себя привело к аннулированию заказа. К этому времени Пороховщикову принадлежали две мастерские — в Риге и Петрограде, имевшие в своем составе следующие отделения: самолетов, вездеходов, двигателей, повозок, самоходов, военного снаряжения, электротехническое, железнодорожное и секретное. Как видно, предприятия Пороховщикова могли выполнять широкий спектр работ, и, естественно, он был заинтересован в получении заказов военного ведомства России. Впоследствии изобретатель спроектировал учебный самолет П-IV, который изготавливался в 1920-е годы и использовался для подготовки советских летчиков.
9 января 1915 года Пороховщиков направил на имя начальника инженерных снабжений армий Северо-Западного фронта докладную записку с предложением «на постройку испытательного экземпляра усовершенствованного автомобиля» (выделено мной. — М.К.) его системы под названием «Вездеход». К записке прилагались чертежи и смета на 9660 рублей 72 копейки.
Рассмотрев это предложение, начальник снабжений 13 января 1915 года своим распоряжением № 8101 разрешил «сконструировать на средства фронта с расходом 9960 рублей самодвижущийся экипаж „Вездеход“ по проекту изобретателя — авиатора г. Пороховщикова».
К первым числам мая 1915 года «Вездеход» был готов.
Основу конструкции машины составляла рама, склепанная из швеллеров. На ней устанавливались детали ходовой части — три опорных, передний направляющий и натяжной барабаны, на которые одевалась широкая гусеница, изготовленная из прорезиненной ткани. Причем ее внешняя поверхность была гладкой и не имела никаких выступов или гребней, как рисуют некоторые авторы. Натяжение гусеницы осуществлялось перемещением направляющего и натяжного барабанов. Никакого подрессоривания ходовая часть «Вездехода» не имела.
Для обеспечения преодоления препятствий передняя часть гусеницы устанавливалась под большим углом к горизонтальной поверхности. Поворот машины осуществлялся при помощи двух направляющих колес, установленных в специальных цапфах по бортам машины и связанных с рулевым управлением. При движении по шоссе или твердому грунту «Вездеход» опирался на него задним опорным барабаном, который являлся ведущим, и двумя направляющими колесами. При этом нижняя часть гусеницы находилась над поверхностью. Когда же машина сходила на мягкую, песчаную, болотистуюпочву или снег, направляющие колеса «врезались» в поверхность, и «Вездеход» ложился на гусеницу. Таким образом, по мысли изобретателя, увеличивалась проходимость за счет снижения удельного давления, а также улучшалась поворотливость, за счет погружения направляющих колес в грунт.
В качестве силовой установки на «Вездеходе» использовался двигатель с легкового автомобиля «Форд-Т» мощностью 10,8 л.с. с «фордовской» же коробкой передач. Передача крутящего момента от двигателя на ведущий барабан осуществлялась цепью. Ведущий барабан вращал гусеницу только за счет трения, так как принудительного зацепления не было. Экипаж машины состоял из одного человека, сиденье для которого находилось в средней части корпуса. Последний, имевший довольно оригинальную обтекаемую форму, изготавливался из дерева, а сверху обшивался листами фанеры. Ни о каком броневом кузове речи не было.
13 мая 1915 года прошли первые ходовые испытания «Вездехода», показавшие, что при езде гусеничная лента съезжает с барабанов. Машину вновь поставили в мастерские для устранения этого дефекта, и лишь 20 июня вновь вывели на испытания, также окончившиеся не совсем удачно. Лишь к концу года удалось решить проблему с лентой, для чего на ее внутренней стороне сделали три продольных гребня, а в барабанах — по три кольцевых выточки. Благодаря этому лента при движении машины не съезжала с барабанов. Предполагалось, что к 1 марта 1916 года «Вездеход» со всеми материалами по его испытаниям поступит в Главное военно-техническое управление. Но...
Конструктор Пороховщиков в заявлении в своем от 03.01.1916 г. за№ 6 на имя Начальника Рижского Отдела по квартирному довольствию войск, признавая произведенные испытания окончательными для данного экземпляра „Вездехода“, объясняет почему результаты испытаний оказались такими (расстояние между основными барабанами мало,двигатель слаб, лента была не рифленая, а гладкая) и в заключении предлагает немедленно приступить к постройке нового усовершенствованного „Вездехода“ более сильного и законченного“. А вот при движении по снегу он набивался между барабанами и лентой, в результате чего последняя начинала проскальзывать. Что касается „отличной“ поворотливости „Вездехода“, то ее он мог показать только на шоссе или твердом ровном грунте — вряд ли можно было управлять движением при помощи двух колес, погрузившихся в вязкий или сыпучий грунт — колеса при этом неизбежно должны были сломаться.
Так что же построил Пороховщиков?
Ответ очевиден и следует из самого названия его машины — „Вездеход“. Именно такую машину, говоря современным языком, повышенной проходимости, и разработал изобретатель. И ни в одном документе нет никаких упоминаний о том, что „Вездеход“ — боевая бронированная машина.
Исторический парадокс — изобретатель Пороховщиков, спроектировавший и изготовивший ряд весьма оригинальных и совершенных для своего времени самолетов, сегодня известен нам как автор «Вездехода», неудачного по конструкции гусеничного автомобиля повышенной проходимости.
Максим Коломиец
P.S.
В 1917 году в мастерской Пороховщикова (в Петрограде), преобразованной в завод, выпускались самолёты иностранных марок. После Октябрьской революции конструктор и фабрикант сам национализирует свой завод и передаёт его государству. В качестве лётчика сражается в рядах Красной Армии.
В 1918 году Пороховщиков сдал официальные испытания на звание военного лётчика, затем служил в советских авиационных частях, возглавлял авиамастерские, одновременно продолжая конструкторскую деятельность. В 1919—1923 годах выпускались учебные самолёты его конструкции — П-IV бис, П-IV 2бис, П-VI бис (все они имели бипланную схему с хвостовой фермой).
В 1923 году переехал в Москву, где организовал частное конструкторское бюро. Бюро занималось разработкой инженерных конструкций и изобретениями. КБ Пороховщикова неоднократно предлагало Главкоавиа и НТК УВВС проекты различных самолётов.
Был репрессирован. В соловецком концлагере занимался проектированием гидросооружений для Беломорканала. После освобождения работал в гидропроектных организациях Москвы. Перед войной переведён на работу в Автобронетанковое управление РККА.
Перед войной арестован по обвинению в шпионаже и антисоветской агитации. 11июля 1941 года приговорён к расстрелу, расстрелян. Место захоронения — полигон "Коммунарка". Реабилитирован 3 декабря 1955 года.
А.А. Пороховщиков -дед известного русского актера А.Ш. Пороховщикова, известного по ролям белогвардейских офицеров в фильмах "Гори, гори, моя звезда", "Поговорим, брат", "Ищи ветра..."
Это интересно
+3
|
|||
Последние откомментированные темы: