Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
2782 участника
Администратор Лиса- Алисa
Администратор Lola Cherry Cola
Администратор Savra

Важные темы:

Модератор Sezane
Модератор Любoчка
Модератор Кицу-кицу
Модератор Серый_волk

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

ПЕРВЫЙ В МИРЕ "ВЕЗДЕХОД" И СУДЬБА КОНСТРУКТОРА

Первый в мире "Вездеход" и судьба конструктора

 

Вот уже мно­го лет в на­шей стра­не в раз­личной ли­тера­туре и те­лепе­реда­чах об ис­то­рии тан­ка пи­шут и го­ворят о том, что пер­вую в ми­ре бо­евую гу­сенич­ную ма­шину пос­тро­или имен­но у нас — это «Вез­де­ход» конс­трук­ции А. А. По­рохов­щи­кова. 

Преж­де все­го, два сло­ва о са­мом изоб­ре­тате­ле. По­томс­твен­ный дво­рянин Алек­сандр Алек­сан­дро­вич По­рохов­щи­ков (1893–1942) еще в юнос­ти про­явил боль­шой ин­те­рес к ави­ации, и уже в 16-лет­нем воз­расте пред­ста­вил на XII съ­ез­де ес­тес­тво­ис­пы­тате­лей и вра­чей мо­дель са­моле­та сво­ей конс­трук­ции, по­лучив­шую одоб­ре­ние пред­се­дате­ля съ­ез­да про­фес­со­ра Н. Жу­ков­ско­го. В 1911 го­ду он из­го­товил этот а­эроп­лан в риж­ских мас­тер­ских и в сле­ду­ющем го­ду выс­та­вил его на 2-й Меж­ду­народ­ной выс­тавке в Мос­кве.

Пос­ле на­чала Пер­вой ми­ровой вой­ны По­рохов­щи­ков в сво­их мас­тер­ских пос­тро­ил са­молет-раз­ведчик «Би-Кок», пред­ло­жив его во­ен­но­му ве­домс­тву. Ма­шину при­няли к про­из­водс­тву, и во­ен­ные на­чали ис­кать пред­при­ятие для из­го­тов­ле­ния, но же­лание По­рохов­щи­кова стро­ить са­моле­ты толь­ко у се­бя при­вело к ан­ну­лиро­ванию за­каза. К это­му вре­мени По­рохов­щи­кову при­над­ле­жали две мас­тер­ские — в Ри­ге и Пет­рогра­де, имев­шие в сво­ем сос­та­ве сле­ду­ющие от­де­ления: са­моле­тов, вез­де­ходов, дви­гате­лей, по­возок, са­мохо­дов, во­ен­но­го сна­ряже­ния, элек­тро­тех­ни­чес­кое, же­лез­но­дорож­ное и сек­ретное. Как вид­но, пред­при­ятия По­рохов­щи­кова мог­ли вы­пол­нять ши­рокий спектр ра­бот, и, ес­тес­твен­но, он был за­ин­те­ресо­ван в по­луче­нии за­казов во­ен­но­го ве­домс­тва Рос­сии. Впос­ледс­твии изоб­ре­татель спро­ек­ти­ровал учеб­ный са­молет П-IV, ко­торый из­го­тав­ли­вал­ся в 1920-е го­ды и ис­поль­зо­вал­ся для под­го­тов­ки со­вет­ских лет­чи­ков. 

9 ян­ва­ря 1915 го­да По­рохов­щи­ков нап­ра­вил на имя на­чаль­ни­ка ин­же­нер­ных снаб­же­ний ар­мий Се­веро-За­пад­но­го фрон­та док­ладную за­пис­ку с пред­ло­жени­ем «на пос­трой­ку ис­пы­татель­но­го эк­зем­пля­ра усо­вер­шенс­тво­ван­но­го ав­то­моби­ля» (вы­деле­но мной. — М.К.) его сис­те­мы под наз­ва­ни­ем «Вез­де­ход». К за­пис­ке при­лага­лись чер­те­жи и сме­та на 9660 руб­лей 72 ко­пей­ки. 

Рас­смот­рев это пред­ло­жение, на­чаль­ник снаб­же­ний 13 ян­ва­ря 1915 го­да сво­им рас­по­ряже­ни­ем № 8101 раз­ре­шил «сконс­тру­иро­вать на средс­тва фрон­та с рас­хо­дом 9960 руб­лей са­мод­ви­жущий­ся эки­паж „Вез­де­ход“ по про­ек­ту изоб­ре­тате­ля — ави­ато­ра г. По­рохов­щи­кова».

К пер­вым чис­лам мая 1915 го­да «Вез­де­ход» был го­тов.

Ос­но­ву конс­трук­ции ма­шины сос­тавля­ла ра­ма, скле­пан­ная из швел­ле­ров. На ней ус­та­нав­ли­вались де­тали хо­довой час­ти — три опор­ных, пе­ред­ний нап­равля­ющий и на­тяж­ной ба­раба­ны, на ко­торые оде­валась ши­рокая гу­сени­ца, из­го­тов­ленная из про­рези­нен­ной тка­ни. При­чем ее внеш­няя по­вер­хность бы­ла глад­кой и не име­ла ни­каких выс­ту­пов или греб­ней, как ри­су­ют не­кото­рые ав­то­ры. На­тяже­ние гу­сени­цы осу­щест­вля­лось пе­реме­щени­ем нап­равля­юще­го и на­тяж­но­го ба­раба­нов. Ни­како­го под­рессо­рива­ния хо­довая часть «Вез­де­хода» не име­ла.

Для обес­пе­чения пре­одо­ления пре­пятс­твий пе­ред­няя часть гу­сени­цы ус­та­нав­ли­валась под боль­шим уг­лом к го­ризон­таль­ной по­вер­хнос­ти. По­ворот ма­шины осу­щест­влял­ся при по­мощи двух нап­равля­ющих ко­лес, ус­та­нов­ленных в спе­ци­аль­ных цап­фах по бор­там ма­шины и свя­зан­ных с ру­левым уп­равле­ни­ем. При дви­жении по шос­се или твер­до­му грун­ту «Вез­де­ход» опи­рал­ся на не­го зад­ним опор­ным ба­раба­ном, ко­торый яв­лялся ве­дущим, и дву­мя нап­равля­ющи­ми ко­леса­ми. При этом ниж­няя часть гу­сени­цы на­ходи­лась над по­вер­хностью. Ког­да же ма­шина схо­дила на мяг­кую, пес­ча­ную, бо­лотис­туюпоч­ву или снег, нап­равля­ющие ко­леса «вре­зались» в по­вер­хность, и «Вез­де­ход» ло­жил­ся на гу­сени­цу. Та­ким об­ра­зом, по мыс­ли изоб­ре­тате­ля, уве­личи­валась про­ходи­мость за счет сни­жения удель­но­го дав­ле­ния, а так­же улуч­ша­лась по­ворот­ли­вость, за счет пог­ру­жения нап­равля­ющих ко­лес в грунт.

В ка­чес­тве си­ловой ус­та­нов­ки на «Вез­де­ходе» ис­поль­зо­вал­ся дви­гатель с лег­ко­вого ав­то­моби­ля «Форд-Т» мощ­ностью 10,8 л.с. с «фор­дов­ской» же ко­роб­кой пе­редач. Пе­реда­ча кру­тяще­го мо­мен­та от дви­гате­ля на ве­дущий ба­рабан осу­щест­вля­лась цепью. Ве­дущий ба­рабан вра­щал гу­сени­цу толь­ко за счет тре­ния, так как при­нуди­тель­но­го за­цеп­ле­ния не бы­ло. Эки­паж ма­шины сос­то­ял из од­но­го че­лове­ка, си­денье для ко­торо­го на­ходи­лось в сред­ней час­ти кор­пу­са. Пос­ледний, имев­ший до­воль­но ори­гиналь­ную об­те­ка­емую фор­му, из­го­тав­ли­вал­ся из де­рева, а свер­ху об­ши­вал­ся лис­та­ми фа­неры. Ни о ка­ком бро­невом ку­зове ре­чи не бы­ло.

13 мая 1915 го­да прош­ли пер­вые хо­довые ис­пы­тания «Вез­де­хода», по­казав­шие, что при ез­де гу­сенич­ная лен­та съ­ез­жа­ет с ба­раба­нов. Ма­шину вновь пос­та­вили в мас­тер­ские для ус­тра­нения это­го де­фек­та, и лишь 20 и­юня вновь вы­вели на ис­пы­тания, так­же окон­чивши­еся не сов­сем удач­но. Лишь к концу года уда­лось ре­шить проб­ле­му с лен­той, для че­го на ее внут­ренней сто­роне сде­лали три про­доль­ных греб­ня, а в ба­раба­нах — по три коль­це­вых вы­точ­ки. Бла­года­ря это­му лен­та при дви­жении ма­шины не съ­ез­жа­ла с ба­раба­нов. Пред­по­лага­лось, что к 1 мар­та 1916 го­да «Вез­де­ход» со все­ми ма­тери­ала­ми по его ис­пы­тани­ям пос­ту­пит в Глав­ное во­ен­но-тех­ни­чес­кое уп­равле­ние. Но...

Конс­трук­тор По­рохов­щи­ков в за­яв­ле­нии в сво­ем от 03.01.1916 г. за№ 6 на имя На­чаль­ни­ка Риж­ско­го От­де­ла по квар­тирно­му до­воль­ствию вой­ск, приз­на­вая про­из­ве­ден­ные ис­пы­тания окон­ча­тель­ны­ми для дан­но­го эк­зем­пля­ра „Вез­де­хода“, объ­яс­ня­ет по­чему ре­зуль­та­ты ис­пы­таний ока­зались та­кими (рас­сто­яние меж­ду ос­новны­ми ба­раба­нами мало,дви­гатель слаб, лен­та бы­ла не риф­ле­ная, а глад­кая) и в зак­лю­чении пред­ла­га­ет не­мед­ленно прис­ту­пить к пос­трой­ке но­вого усо­вер­шенс­тво­ван­но­го „Вез­де­хода“ бо­лее силь­но­го и за­кон­ченно­го“. А вот при дви­жении по сне­гу он на­бивал­ся меж­ду ба­раба­нами и лен­той, в ре­зуль­та­те че­го пос­ледняя на­чина­ла прос­каль­зы­вать. Что ка­са­ет­ся „от­личной“ по­ворот­ли­вос­ти „Вез­де­хода“, то ее он мог по­казать толь­ко на шос­се или твер­дом ров­ном грун­те — вряд ли мож­но бы­ло уп­равлять дви­жени­ем при по­мощи двух ко­лес, пог­ру­зив­шихся в вяз­кий или сы­пучий грунт — ко­леса при этом не­из­бежно дол­жны бы­ли сло­мать­ся.  

Так что же пос­тро­ил По­рохов­щи­ков?

От­вет оче­виден и сле­ду­ет из са­мого наз­ва­ния его ма­шины — „Вез­де­ход“. Имен­но та­кую ма­шину, го­воря сов­ре­мен­ным язы­ком, по­вышен­ной про­ходи­мос­ти, и раз­ра­ботал изоб­ре­татель. И ни в од­ном до­кумен­те нет ни­каких упо­мина­ний о том, что „Вез­де­ход“ — бо­евая бро­ниро­ван­ная ма­шина.

Ис­то­ричес­кий па­радокс — изоб­ре­татель По­рохов­щи­ков, спро­ек­ти­ровав­ший и из­го­товив­ший ряд весь­ма ори­гиналь­ных и со­вер­шенных для сво­его вре­мени са­моле­тов, се­год­ня из­вестен нам как ав­тор «Вез­де­хода», не­удач­но­го по конс­трук­ции гу­сенич­но­го ав­то­моби­ля по­вышен­ной про­ходи­мос­ти.

Максим Коломиец

P.S.

В 1917 году в мастерской Пороховщикова (в Петрограде), преобразованной в завод, выпускались самолёты иностранных марок. После Октябрьской революции конструктор и фабрикант сам национализирует свой завод и передаёт его государству. В качестве лётчика сражается в рядах Красной Армии.

В 1918 году Пороховщиков сдал официальные испытания на звание военного лётчика, затем служил в советских авиационных частях, возглавлял авиамастерские, одновременно продолжая конструкторскую деятельность. В 1919—1923 годах выпускались учебные самолёты его конструкции — П-IV бис, П-IV 2бис, П-VI бис (все они имели бипланную схему с хвостовой фермой).

В 1923 году переехал в Москву, где организовал частное конструкторское бюро. Бюро занималось разработкой инженерных конструкций и изобретениями. КБ Пороховщикова неоднократно предлагало Главкоавиа и НТК УВВС проекты различных самолётов.

Был репрессирован. В соловецком концлагере   занимался проектированием гидросооружений для Беломорканала. После освобождения работал в гидропроектных организациях Москвы. Перед войной переведён на работу в Автобронетанковое управление РККА.

Перед войной арестован по обвинению в шпионаже и антисоветской агитации. 11июля 1941 года приговорён  к расстрелу, расстрелян. Место захоронения — полигон "Коммунарка". Реабилитирован 3 декабря 1955 года.

А.А. Пороховщиков -дед известного русского актера А.Ш. Пороховщикова, известного по ролям белогвардейских офицеров в фильмах "Гори, гори, моя звезда", "Поговорим, брат", "Ищи ветра..." 

Источник →

Это интересно
+3

23.01.2017
Пожаловаться Просмотров: 511  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены