Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
4301 участник
Администратор Людмила 59

Важные темы:

Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Чернильные тайны

 

Целый месяц первоклассники усердно пишут своими шариковыми, капиллярными, роллерными, гелевыми и иными ручками в тетрадках в линеечку первые слова. Но откуда пришли к нам чернила? Кто изобрёл методику изображения букв на бумаге с помощью этого вещества?

 

Рецепт самых древних чернил не сохранился, но известно, что египтяне свои папирусы писали смесью из сажи и масла. Аналогичным составом пользовались древние китайцы.

 

В Европе чернила появились значительно позже, когда - точно неизвестно, но чернила уже употреблялись в Греции и Риме.

 

Боле того, из пурпура и киновари в Древнем Риме делали красные "придворные чернила", которыми писались исключительно государственные документы. Родился даже императорский указ, запрещавший пользоваться фасными чернилами за пределами императорского двора под страхом смертной казни.

 

Эти чернила и рецепт их изготовления стерегла специальная стража.

 

Процесс получения пурпура был действительно очень трудоемким. Сначала собирали буквально сотни тысяч, миллионы раковин. В Южной Италии сохранилась "ракушечная гора", состоящая почти целиком из раковин моллюска брандариса. Из раковин извлекали тела моллюсков и помещали в соленую воду. Затем три - четыре дня вялили на солнце, потом варили, а в результате из каждых десяти тысяч моллюсков получали ... всего один грамм краски! Человечество узнало об этом рецепте только в XIX веке, когда немецкий химик П. Фридке воспроизвел древний пурпур. Переработав 12 тыс. моллюсков, он извлек 1,5 г. красящего вещества. По приблизительному подсчету 1 кг пурпура должен был стоить 45 тыс. золотых монет. По видимому, не яркость и красота, а цена красителя вызывала восторг придворных.

 

Не менее дорогими были чернила, изготовленные с применением золота и серебра. В библиотеке Упсальского университета в Швеции хранится "серебряная библия", которой более полутора тысяч лет. Она написана серебряными чернилами на красном пергаменте.

 

Сложная технология получения краски и высокое ее качество (окрашенные пурпуром ткани не выцветали по 200 лет) обуславливали исключительную дороговизну пурпурных красок и, соответственно, чернил из них.

 

По этим причинам широкое распространение получил совершенно иной и более доступный вид чернил. Сначала это была черная краска, которая применялась и в живописи и для письма. Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек, виноградной лозы, мягкой древесины, сажи, древесного и костного угля. Интересно, что и до настоящего времени самая лучшая натуральная черная краска приготовляется из сажи, полученной при сжигании виноградных косточек!

 

Столетиями позже стали пользоваться чернилами из отвара коры растений с дубильными свойствами. Самый древний русский рецепт чернил - сажа с камедью (вишневым клеем), разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые "копченые чернила". XV век дал новый рецепт - "вареные чернила". Их рецепт такой: "часть дубовой коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою донеже искипит вода мало не все, и оставшуюся часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари такоже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железену вложи и мешат, а на третий день пиши".

 

В XVI веке стали известны железные чернила, сохранившие свое значение и до наших дней. Вот как их делали во времена средневековой Руси. "Первое устругав зеленые корни ольховые без моху молодыя и в четвертый день положи кору в горшок и налити воды или квасу или сусла яшнаго, а коры наклади полон горшок и варить в печи, и гораздо бы кипело и прело довольно бы день до вечера, и положим в горшок железены немного, и поставити горшок совсем, где бы место ни студено ни тепло, и на третий день разлейте чернила. Приготовить сосуд кувшин и в нем железа обломков старых мечи довольно или от кузнеца трести, завязав в плат впусти в горшок сусло чернильное, процедите сквозь плат и налити кувшин полон, и сосуд заткнув поставить в сокровенное место на двадцать дней. То есть скорое оное и книжное чернило".

 

Из глубины веков дошёл еще один рецепт изготовления чернил - на чернильных орешках (так назывались болезненные наросты на листьях дуба). К ним, намоченным, прибавлялся вишневый клей, затем мед и "варево хмелевое".

 

В XVIII веке вместо "железен" появился железный купорос, что резко повысило скорость приготовления чернил, которые на Руси стали называть "чернила добрыя".

 

Революционные чернильные изменения наступали раз в сто лет: в 1847 году профессор Рунге приготовил чернила из экстракта сандалового дерева, которое широко распространено в тропиках - шла усиленная колонизация территорий Азии и Африки и сандаловое дерево стали завозить в Европу. Сок этого дерева содержит химическое вещество гематоксилин, которое при окислении превращается в пигмент фиолетово-черного цвета. Американский вариант таких чернил получил большое распространение, особенно в качестве школьных.

 

Известно также несколько экзотических рецептов чернил, и среди них каштановые - из отвара кожуры зеленых каштанов, из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов. Делались чернила и из черники: "Указ о черниле черничном" сохранился в рукописи ХVI-ХVII веков.

 

В 1938 году венгерский художник Д.Биро и его брат (по специальности химик) получили патент на конструкцию ручки, в которой чернила подавались к пишущему шарику под давлением поршня. Позднее в соседней Австрии заменили жидкие чернила их модификацией - чернильной пастой, которая при соприкосновении с воздухом быстро высыхает. Так появилась шариковая ручка и закончилось, казалось бы, бессменное служение величайшего и простейшего изобретения человечества - жидких чернил.

 

Однако в нашем столетии произошел неожиданный возврат к обычным перьевым чернильным ручкам, но уже, конечно, мало напоминавшим прежние повседневные приборы для письма. Это были выпущенные разновидности перьевых и шариковых авторучек, украшенных, к примеру, бриллиантами как ручка "Montblanc Meisterstuck Solitaire Royal Black Diamond" с 4654 черными бриллиантами общим весом 17 карат. Эта ручка была выпущена в 2003 году и ее цена составила 134 375 евро. Однако наиболее яркий пример совершенства преподнесла фирма "Карандаш" (Caran d'Ache) - ручка "La Modernista Diamonds": созданная в 1999 году и с июня 2000 года носящая титул самой дорогой ручки в мире (ориентировочная цена около $380 000), она входит в "Книгу рекордов Гиннесса" в данной номинации.

 

Но это, так сказать, мелочи: в декабре позапрошлого года в Женеве, а позже на выставке в Греции компания Montegrappa - старейший итальянский производитель эксклюзивных инструментов для письма, представила свой новый проект, названный "Ручка Мира".

 

Восьмиугольная платиновая ручка Montegrappa Peace Реп была создана в сотрудничестве с известным международным художником Дэвидом Монталто ди Фрагнито. Четыре из восьми сторон этой ручки украшены кристаллами Baccarat, остальные четыре стороны усыпаны великолепными бриллиантами. В целом ручка покрыта 1259 бриллиантами, общим весом около 48 карат. Платиновое перо ручки несет на себе автограф художника, и гравировано символом мира: две оливковые ветви и летящий голубь. Ручка представлена в специальной шкатулке, изготовленной из хрусталя Baccarat. Крышка шкатулки представляет собой руку, держащую голубя - символ мира.

 

Уникальная авторучка выпущена в единственном экземпляре.

 

Ориентировочная цена 1 000 000 евро и она пока ещё не продана.

 


Е. Тюфякина
-------------------------------------------------------
Источник:"Интересная газета. Загадки цивилизации" №18 2012 г

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+1

20.01.2015 , обновлено  14.06.2015
Пожаловаться Просмотров: 1863  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены