Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
4806 участников
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

И еще о наших друзьях-собаках на Великой Отечественной войне.

ПЕРЕПОСТ!!! АВТОР-anatol995.

 

Собаки на войне 11256855_580180142125216_8335200274288044264_n.jpg  

По героическим собакам Великой Отечественной не объявляют минуту молчания. Но они заслуживают того, чтобы и о них вспоминали. Как о боевых друзьях. Тех псов, о которых мы пишем, уже давно нет в живых. А вот среди нынешних ветеранов наверняка есть те, кто дожил до этого дня благодаря собакам. Собака на войне - это глаза и уши вооруженных сил, и они играли важную роль в сохранении жизни солдат: в ходе своей службы, в среднем, собака спасла жизни 150 солдат.

На всех фронтах ВОВ действовали полки, батальоны, отряды и роты военного собаководства. Всего же по военным дорогам от Москвы до Берлина проползло, прошагало, проехало и пробежало 68 тысяч Шариков, Бобиков и Мухтаров: породистых и не очень, больших и малых, гладких и лохматых. Они помогли вытащить из-под обстрелов около 700 тыс. тяжелораненых солдат и офицеров, обнаружить и обезвредить 4 млн. фугасов, доставили 3500 тонн боеприпасов и более 120 тысяч боевых донесений, не говоря уже о том, что ценой своей жизни собаки подорвали больше 300 фашистских танков.

Первую и единственную в СССР Центральную школу военного собаководства «Красная звезда» создал ученый, генерал-майор Григорий Медведев. Уже к началу 1941 года эта школа готовила собак по 11 видам служб. Немецкие захватчики с завистью констатировали, что «нигде военные собаки не применялись столь эффективно, как в России».

Ездовые собаки

- около 15 тысяч упряжек, зимой на нартах, летом на специальных тележках под огнем и взрывами вывозили с поля боя тяжелораненых, подвозили к боевым частям боеприпасы. Фронтовой писатель Илья Эренбург писал: «На одном из участков Западного фронта отряд нартовых собак перевез за месяц 1239 раненых и доставил на передний край 327 тонн боеприпасов. Передо мной записка, нацарапанная наспех карандашом: «Наша часть, наступая, несет потери. В церкви скопилось много раненых. Вывезти не на чем. Если можно, сейчас же пришлите нартовых собак. Положение серьезное. Командир медсанбата». Собаки поспели вовремя. Вывезли».

Собаки-миноискатели

– их было около 6 тысяч, они обнаружили, а вожатые саперы обезвредили 4 млн мин, фугасов и других взрывчатых веществ. Наши четвероногие миноискатели разминировали Белгород, Киев, Одессу, Новгород, Витебск, Полоцк, Варшаву, Прагу, Вену, Будапешт, Берлин. Общая протяженность военных дорог, проверенных собаками, составила 15153 км.

Самый титулованный четвероногий сапер – Джульбарс - был личной собакой старшего лейтенанта Дины Соломоновны Волкац, жены командира 37-го ОБР. Обученный своей хозяйкой всем видам служб, «Жулик», как его называла Дина, особенно владел искусством поиска мин. Дворцы над Дунаем, замки Праги, соборы Вены — эти уникальные памятники архитектуры дожили до наших дней и благодаря феноменальному чутью Джульбарса. Документальным подтверждением этого служит справка, в которой сообщается, что с сентября 1944 г. по август 1945 г., принимая участие в разминировании на территории Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии, Джульбарс обнаружил 7468 мин и более 150 снарядов. Отменное чутье неутомимого пса отмечали и саперы, разминировавшие могилу Тараса Шевченко в Каневе и Владимирский собор в Киеве. 21 марта 1945 года за успешное выполнение боевого задания Джульбарс был награжден медалью «За боевые заслуги» — единственный пес, удостоенный такой награды.

Красная площадь видела много парадов, но только один раз на Параде Победы по ней прошел целый сводный батальон собак.

В конце войны Джульбарс был ранен и не смог участвовать в Параде Победы 24 июня в составе школы военных собак. Когда в известность поставили генералиссимуса, тот приказал: «Пусть эту собаку пронесут на руках по Красной площади на моем кителе…» Поношенный китель без погон был немедленно доставлен в Центральную школу. Там соорудили нечто вроде лотка, который когда-то бывал у разносчиков, подвернув рукава, прикрепили к нему китель спинкой наружу, воротником вперед. Джульбарс мгновенно сообразил, что от него требуется, и в ходе тренировок лежал на кителе не двигаясь. И в день Великого Парада у ноги каждого из солдат шла собака-миноискатель, «рубил строевым» командир 37-го отдельного батальона разминирования майор Александр Мазовер, неся Джульбарса с забинтованными лапами и гордо вскинутой мордой на кителе генералиссимуса...

Но это еще не конец звездной истории – собака-звезда военных лет стала кинозвездой в мирное время, снявшись в фильме «Белый клык».

 

Собаки-связисты

в сложной боевой обстановке, порой в непроходимых для человека местах доставили свыше 120 тысяч боевых донесений, для установления связи проложили 8 тысяч км телефонного провода. Иногда даже тяжело раненная собака доползала до места назначения и выполняла свою боевую задачу. Связной собаке Альме немецкий снайпер первым выстрелом прострелил оба уха, вторым – раздробил челюсть. И все же Альма донесла пакет. Знаменитая собака Норка за 1942-1943гг. доставила 2398 боевых донесений. Другой легендарный пес Рекс доставил 1649 донесений. Он был несколько раз ранен, трижды переплывал Днепр, но всегда добирался до своего поста.

Собаки-истребители танков

шли на смерть, подорвав более 300 фашистских танков. Лишь за один день боев за Сталинград боевые собаки подорвали 27 фашистских танков. Немцы боялись таких псов больше, чем противотанковых орудий. 14.03.1942 г. Из донесения командующего 30-й армии генерал-лейтенанта Д.Д.Лелюшенко: «Противник боится противотанковых собак и специально за ними охотится». Из воспоминаний бойца истребительного отряда Николая Маслова: «Собаками мы взрывали один за другим танки, и немец поворачивал вспять, оставляя несколько подорванных танков на поле боя… И поэтому как бы немец ни хотел прорвать оборону, ему это не удавалось. Хоть какое количество танков не посылал на нашу оборону, мы отражали их собаками и вдобавок огнем».

Санитарные собаки

находили тяжелораненых солдат в болотах, лесах, оврагах и приводили к ним санитаров, неся на своих спинах тюки с медикаментами и перевязочным материалом. Если боец оказывался жив — а собаки были выучены это определять! — четвероногий санитар начинал вылизывать раненого, приводил в чувство. Потом собака подставляла раненому бок, чтобы человек мог открыть санитарную сумку, выпить водки, сделать себе перевязку, перевалиться на санки. Тюменские охотничье-ездовые лайки Жучок, Моряк и Товарищ прошли путь от Дона до Праги. Эти лайки вывезли 700 тяжелораненых советских бойцов и командиров. Лайка Жучок был дважды ранен. Фронтовой писатель Илья Эренбург писал: «Я знаю лайку Мушку. Осколок мины оторвал у нее ухо, но она продолжала работать. Это обстрелянная собака. При сильном огне она не идет, но ползет. Другие собаки явно уважают Мушку и следуют ее примеру. Мушка вывезла много раненых. Недавно один боец отдал ей свой кусок мяса и задумчиво сказал: «Как будто она… А может, и не она – похожая… Вот такая спасла меня возле Ржева….»

Из воспоминаний медсестры Елизаветы Ераниной (Самойлович): «Собаки минные поля снимали, доставляли донесения, разматывали связь и раненых вывозили на упряжках. Овчарок запрягали по четыре. Дворняжек, лаечек — по пять-семь. Раненые, тяжелораненые целовали собак и плакали. Мой Мигуля водил упряжку на передовую под огнем. Упряжка собак ползком подавала раненому нарты. Представьте только — сто-сто пятьдесят метров ползком. Туда и обратно — по рытвинам, по снегу, по земле. Один раз тяжелораненый, грузный мужчина кричит мне: "Стой, стой, сестра, стой!" Я думала, надо перевязать. А он из последних сил говорит мне: "Сестричка, у меня колбаска в вещмешке и сахар, отдай собачкам. Сейчас, при мне отдай!"».

Рассказывает Нина Николаевна, дочь ветерана Николая Мельникова: «У папы было 12 лаек, он прошел с ними и Финскую войну, и Великую Отечественную. Помню как сейчас папин отъезд на фронт: мне 3 года, мама плачет, папа встает из-за стола, берет меня на руки, целует. А лайки сидели у нас на кухне, так вот они в ту же секунду, что папа, встали и так около него и стояли, как вкопанные. Он ушел, и они за ним пошли. Так вместе и прошли всю войну, дошли от Ульяновска до Венгрии, вернулись домой героями вместе с папой. Он рассказывал, как они его и его товарищей всю войну спасали: лягут вокруг, греют своим теплом, никакой мороз не страшен! И солдаты отвечали собакам лаской и заботой: всегда делились едой. Да что там делились, папа рассказывал, как не раз сами пропускали ужин, чтобы все отдать собакам! Знали – они воюют на равных с людьми!».

 

Собаки разведывательной службы

сопровождали разведчиков в тыл врага для успешного прохода через его передовые позиции, обнаружения скрытых огневых точек, засад, секретов, оказания помощи при захвате «языка», работали быстро, четко и беззвучно.

Сторожевые собаки

работали в боевом охранении, в засадах для обнаружения врага ночью и в ненастную погоду. Эти четвероногие умницы только натяжением поводка и поворотом туловища указывали направление грозящей опасности.

Диверсионные собаки

подрывали железнодорожные составы и мосты. На спине у таких собак был закреплен разъемный боевой вьюк. Боевые собаки-разведчики и диверсанты участвовали за линией фронта в стратегической операции «Рельсовая война» и её продолжении «Концерт», совершая героические действия по выводу из строя железнодорожных путей и подвижного состава в тылу врага.

Спасибо дворняжкам!

Участвовавшие в войне собаки далеко не все были породистыми. Особо следует сказать о других собаках, широко известных под общим названием «дворняжки». Часть из них – это крупные и сильные псы, бойцы батальонов военных собак называли их «добровольцами», другие – мелкие. Крупные деревенские псы, никогда не знавшие ошейника, прекрасно работали. Они без устали вывозили раненых, бесстрашно бросались навстречу немецким танкам и старательно разыскивали мины. За боевые заслуги многие вожатые собак получили боевые награды, а те, кто, повинуясь человеку, служа ему верой и правдой, в лучшем случае получали кусок сахара или ломоть хлеба, да им и этого хватало, главное, чтобы хозяин был рядом живой и здоровый.

В послеблокадном Ленинграде

прошёл удивительный парад – выставка собак. Нет нужды говорить, в каких условиях жили ленинградцы во время 900-дневной блокады, сколько человеческих жизней унесли бомбежки и артобстрел города, сколько людей погибло от голода… И все-таки, были люди, которые нашли в себе силы и мужество делить скудный блокадный паёк со своими любимцами. Мы никогда не узнаем, сколько было таких людей. Наверняка не все они дожили до Победы. Известно лишь, что в параде участвовало шестнадцать человек – изможденных, обессиленных, буквально шатающихся от слабости, почти прозрачных. И рядом с ними шли такие же собаки.

Среди них были и породистые, и беспородные. Но самое большое внимание привлекла дворняжка с искалеченными, буквально разрезанными на ленточки осколками мин ушами. Собака-миноискатель из блокадного Ленинграда. Не известно точно, сколько мин и снарядов обнаружила эта собака. Говорили – много, несколько сотен. Кроткий колли Дик был призван на службу из Ленинграда и обучен минно-розыскному делу. За годы войны он обнаружил более 12 тысяч мин, принимал участие в разминировании Сталинграда, Лисичанска, Праги и множества других городов. Но свой главный подвиг Дик совершил в Павловске, обнаружив в фундаменте старинного дворца фугас весом в две с половиной тонны с часовым механизмом. До взрыва, который превратил бы весь дворец в груду щебня, оставалось менее часа. После войны пса-фронтовика возвратили в Ленинград, к его хозяйке, и Дик даже успел поучаствовать в первых послевоенных выставках. Несмотря на многочисленные ранения, Дик умер от старости и был похоронен с воинскими почестями.

 

В камне и бронзе

Уже после войны в стране появилось несколько памятников героическим собакам: Памятник героям медикам и санитарным собакам, спасшим тысячи солдатских жизней в городе Ессентуки, на территории санатория "Виктория".

В Москве на Поклонной горе был открыт памятник «Фронтовой собаке». А в Волгограде в 2010 году установлен памятник собакам-подрывникам.

Отношение к военному собаководству за время войны резко менялось. Эффективность применения собак стала очевидна не только рядовому, который видел работу четвероногих в деле, но и генералам, читающим отчеты. Из директивы тех дней: «ГУКР считает нужным еще раз напомнить, что при проведении войсковой операции в Шиловическом лесу собаки, обладающие верхним-дальним чутьем и опытом отыскания тайников и схронов, должны быть использованы на самых перспективных участках. Приказываю собак веселить!». В архиве сохранилось еще одно впечатляющее распоряжение: «За то, что на утреннем выгуле собаки выгуливаются вяло, имеют печальный вид, а курсанты не пытаются развеселить их, объявляю командиру подразделения наряд вне очереди».

Статья подготовлена волонтерами Муниципального приюта бездомных собак САО, www.priut-himki.ru

 

Одна из самых трагических страниц начала Великой Отечественной войны -"Собачья атака"

На кургане возле шоссе Умань — Черкассы под селом Легедзино стоит не совсем обычный памятник. По одну сторону обелиска изображён воин, а по другую — овчарка.

В 2003-м году на добровольные пожертвования украинских ветеранов Великой Отечественной был установлен этот памятник, подобных которому больше нигде нет.

Надпись на гранитной плите гласит, что летом 1941 года здесь поднялись в последнюю атаку на врага бойцы Отдельной Коломыйской пограничной комендатуры и 150 их четвероногих друзей. Эта единственная за всю историю мировых войн и конфликтов схватка людей и собак произошла в самом центре Украины.

«Остановись и поклонись. Тут в июле 1941 года поднялись в последнюю атаку на врага бойцы отдельной Коломыйской пограничной комендатуры. 500 пограничников и 150 их служебных собак пали смертью храбрых в том бою. Они навсегда остались верными присяге, родной земле».

...Против одного батальона наших (550 человек) фашисты тогда бросили два батальона отборной мотопехоты и 30 танков из дивизии СС «Адольф Гитлер». Наступающих прикрывали огнем полсотни орудий и шестьдесят минометов.

Но пограничники не дрогнули. Вместе с артиллеристами, у которых было совсем мало бронебойных снарядов, они уничтожили семь вражеских танков и 20 немецких мотоциклов вместе с экипажами. А пять мотоциклов с пулеметными колясками захватили целенькими и на них же пошли в контратаку!

— Бой длился уже десятый час, — рассказывает краевед Галина Мифодюк. — В строю остались около 150 бойцов и командиров да две пушки-сорокапятки без снарядов. Израсходовав гранаты и бутылки с горючей жидкостью, пограничники дрались даже дымовыми шашками, которые, конечно же, не могли причинить существенный вред противнику. Но в дыму немецкие танки натыкались друг на друга, не могли прицельно стрелять.

У пограничников заканчивались патроны. Тогда они опустили ремешки фуражек на подбородки, примкнули к винтовкам штыки, взяли в руки саперные лопатки и приготовились к рукопашной. Как только наступавшие фашисты приблизились, на них из окопов ринулись… 150 пограничных овчарок. С лаем и рычанием собаки сбивали вражеских солдат с ног, хватали за горло, за руки, рвали на куски. Немцы запрыгивали на танки, отстреливались из автоматов. Четвероногие воины доставали их и на броне. А пограничники кололи врагов штыками. Противник бросился наутек!

В интернете есть и другой вариант окончания этой трагической истории.

Так как силы оказались неравными, все 500 пограничников погибли в этом бою. Немногие выжившие собаки так и оставались возле тел своих хозяев, отказывались от пищи и в итоге умирали от голода. В живых осталась только одна собака, которую удалось выходить местным жителям...

 

Про собачью атаку есть книга - Евгений Долматовский "Зелёная Брама"

 

Это интересно
+3

17.05.2015
Пожаловаться Просмотров: 1719  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены