Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Памяти игумена Виссариона (Остапенко)


 

епископ Савватий

 

иг.Виссарион
Как-то совершенно случайно узнал о кончине игумена Виссариона (Остапенко)
Если быть точнее, то в минувшее воскресенье, 15-го марта. А преставился он 13-го. Верую, что он отшел именно ко Господу, в объятия Отча. Чуть ниже позволю себе поделиться с читателями своими личными впечатлениями и пусть небольшим, но опытом общения с ним.

Collapse )
Я в семье самый младший. И не просто младший, еще и поздний. Мама меня родила спустя 11 лет после того, как родила предыдущего (всего нас четверо братьев). А связано это было с тем, что у мамы начались серьезные проблемы со здоровьем. Как говорила мама: следствие ее военного детства. В 15 лет она вынуждена была работать на предприятии Заготзерно. Кем работать? Обычным грузчиком. Росточком она не вышла (150 см.), изможденная голодом вместе с еще подругой тягала 50-70 килограммовые мешки с зерном, грузила пульмановские вагоны.

Мы со слезами слушали о том, как "несешь такой мешок на спине и по ногам течет, мочевой пузырь просто не выдерживает таких нагрузок. Видать, надорвалась будучи еще девочкой. В 15 лет, по ее словам вглядела не старше десятилетней. Да и беременность проходила тяжело. А потом и разрешиться не моглла. Поэтому, несмотря на поздний срок, поехала она в Загорск, в Лавру к Преподобному. И у раки преподобного Сергия, во время братского молебна со слезами просила о молитвенной помощи. Где и дала обет, буде родится мальчик, назвать его в честь преподобного Сергия. Тотчас, по приезду домой мама благополучно родила мальчика, которого назвали Сережей. То есть, Вашего покорного слугу.

Но это все предистория.

С моего раннего детства мы с мамой и ее подругами часто ездили в Загорск к Преподобному. Помню, как однажды, во время то ли ранней Литургии, то ли братского молебна (уж и не помню), мама мне потихоньку указала на одинокого мужичка, который скромно стоял где-то в уголочке с закрытыми глазами и молился. "Смотри, Сережа, это отец Виссарион, его не пускают в Лавру, а он молится и молится". Затем, отвечая на мой вопрос "а почему отец Виссарион лысый и без подрясника?", мама поведала мне историю о том, как о.Виссарион решил уехать на Афон. Но тоска по родине была настолько сильной, что он стал всеми правдами и неправдами добиваться возвращения в СССР.

Это было почти невозможно: гражданства он уже лишился, и Союз таких обратно не принимал. Он и в консульство обращался и в посольство. Как уж он добился разрешения вернуться, мама не знала. Знала только, что теперь путь в Лавру был для него заказан. Уж сколько он не уговаривал наместника, в ответ слышал решительный отказ. Наверное, обоснованный: ушел самовольно из монастыря на Афоне, бросил послушание, нарушил обеты. Но, самое главное, как я тогда понял, власти строго-настрого запретили принимать о.Виссариона обратно. "А однажды,- продолжала рассказывать мне мама, - его подловили какие-то хулиганы, обстригли налысо, обрили и жестоко избили. Но это были наверное, не хулиганы и подосланные люди. И запретили строго-настрого приближаться к Лавре. А он все равно ходит к каждой службе. И на братский молебен ходит и к каждой службе: и к ранней и к поздней и ко всенощной. Видишь как он любит Бога, видишь какая у него вера? А ты все время хнычешь, маам, когда уже мы поедем домой"

"Мам, а где он живет, что кушает?" "Ну нашлись сердобольные люди. Кто хлеба подаст, кто денежку, кто у себя приютит..." Будучи уже школьником (по-моему... уж и не вспомню за давностью лет), мама мне рассказала новость из Лавры, что о.Виссариона обратно приняли в Лавру. Честно скажу, действительно ли полностью эта история правдива, или быть может, приукрашена людской молвой. Скорее всего, последнее. Но увидел его я именно в 70-х годах. И образ его (по-моему, в фуфайке какой-то, с закрытыми глазами, молящегося в уголочке запомнился с детства...

Затем, видел его не раз. И под благословение подходил. Но, близкоо не общался как-то. Восприемником моим по постригу стал ныне покойный архимандрит Сергий (Петин), старый добрый друг моего Владыки Варнавы. Как-то так повелось, что ближе всех мне стали и его (о.Сергия) друзья: и архим.Николай, и архим. Афанасий (Алафинов). Всех их уже призвал Господь. А с о.Варсонофием мы все же пообщались однажды. Точнее, уже позже и не однажды, но мимоходом как-то. И вот об одном таком случае я и хочу всем рассказать. Собственно говоря, ради этого и был затеян мой рассказ в ЖЖ.

1995 год. Я - два года как наместник Чебоксарского монастыря.  Предстояло восстанавливать его. Ну... как сказать. Монастырь есть, братия есть, есть наместник в моем лице. А здания монастыря. Скажем так, их почти что не было: руины в стиле Сталинградской битвы. К 95-му году кое-что удалось: освятили зимний храм, начали службы. Владыка всячески поддерживал, благотворители помогали кто как мог. Но, могли-то не всё далеко: на дворе 90-е годы как-никак. Все предприятия города, кто на лопатках уже давно, а иные еле дышут-выживают, рабочие все по вынужденным отпускам. Одним словом, лихие 90-е...

И вот в 94-м, обойдя целую кучу кабинетов, предприятий. я все так добрался в Москве до автозавода ЗиЛ. Конечно не бесплатно, но с большой скидкой, что-то процентов 65-70 для монастыря продали ЗиЛ "головастик". Машина в монастырском хозяйстве вещь крайне необходимая и полезная. Машина-то есть, а вот водитель в монастыре всего-то один... Он же и наместник монастыря. И вот начали мы ездить из Чебоксар в Москву. Для епархии свечей в Софрино закупим, для себя что-то. Книжные издательства книги жертвуют. Так потихоньку и жили да строились.

В каждых поездках останавливались в Лавре у о.Сергия. Уж какую он к нам любовь и сострадание проявлял. Накануне поездки созвонимся с батюшкой. Он к вечеру начинает нас ждать: благословится у о.Наместника, чтобы машину пристроить (тогда разрешали ставить у колокольни) и с охраной договрится. 700 км. путь неблизкий. Приезжали ближе к полуночи. Он и картошку нажарит и чаю заварит, и спать уложит: меня в гостиницу, послушника, моего спутника, в колокольне.

Та поездка в 1995-м запомнилась особенно ярко. Несколько тому причин. Вот одна, главная. На утро, уже груженные под завязку я собираюсь в дорогу. Отец Сергий вышел провожать меня. Сажусь в кабину - машина не заводится. Пробую снова - тот же результат. Даже не схватывается. Странно: накануне все было хорошо, а тут... О.Сергий стоит рядом, послушник Антоний (сейчас игумен Феодосий, наместник одного из монастырей в Чувашии), тоже. Но чем они могут помочь...

Полез под капот. Проблему выяснил почти сразу: нет искры. А искры нет, потому что на крышке тромблера я обнаружил трещину.  Водители меня поймут: надо менять крышку. А где ее взять в Лавре? Помню еще, снег шел мокрый, на дворе март: вымок почти сразу. Побежал по гаражам: в лаврский гараж, в академчиеский. Нет ни у кого тромблера от ЗиЛа. От Волги есть, от Жигулей. От ЗиЛа нет. Честно говоря, в 90-е и в городе вряд ли найти тромблер. Пока суд да дело, время уже к полудню, четыре часа прошло. Отец Сергий, бедный, переживает за нас, расстраивается. Нашел какой-то тулупчик мне накинуть, да маловат оказался. Ходит вокруг машины, причитает "Господи, помоги, Господи, помилуй!"

И в это время по каким-то делам мимо проходит о.Виссарион. Ну как проодит. Тогда уже ходил он не резво. Тут я приведу диалог о.Сергия с о.Виссарионом
- о В: "что такое, не заводится что ли? Сломались?
- да вот, отец, машина сломалась, нужной детали нет, о.Савватию надо ехать в Чебоксары, аж 700 километров
- 700 километров?! Ай ай, далекоо, далекоо, дааа....
- о.Виссарион, ну помолись ты, чтобы доехали благополучно. Это о.Савватий, он монастырь восстанавливает, там одни руины
- ой, 700 километров, ой далекоо, это не близко совсем ведь, ай-ай, ну о.Савватий, монастырь значит, Господи помоги, чтобы доехал, чтобы завелась машина, Господи, помилуй, даа...

С такими словами, покрестившись на Успенский собор он пошел дальше. Неспешно... А о.Сергий мне говоорит: "ну что, пойдем хоть чаю попьем, замерзли вы уже бененькие. А то может попробуешь еще разок завести, а вдруг заведется?"
Надо сказать, что пока я крутил стартер, аккумулятор уже весь совсем почти разрядился. Какой смысл с трещиной в тромблере аккумулятор совсем садить? Уж не знаю, почему, но как-то решил попробовать. Так... на вский случай.

И что вы думаете? Завелась! С "дохлого" аккумулятора, с треснутым тромблером!!! Завелась!!! А трещина была такая довольно внушительная! И работает. Неустойчиво конечно: чихает, кашляет, но работает. Представьте нашу радость! По молитвам двух старцев, автомобиль, который в принципе работать не может, завелся и работает. Тут отец Сергий стал звать на чай, да какой там чай! А ну как заглушу, да не заведется?!

Так мы и доехали относительно благополучно до Владимира, где на большом авторынке сразу за городом я приобрел новую крышку тромблера. И хорошо за полночь добрались до монастыря. Вот такая история. Хочу добавить, что в ней нет ни капли художественного вымысла. Кроме того, есть живой свидетель, который может подтвердить мой рассказ.

Впрочем, в самом начале я обещал рассказать об остальных причинах, почему мне запомнилась та поездка. Во-вторых, когда мы уже тронулсь в путь из Сергиева Посада, по радио узнали об убийстве Владислава Листьева, который был застрелен накануне в подъезде собственного дома. Так всю дорогу слушали об этом преступлении...

P.S.
Следующая причина в моем отступлении (куда же я без постскриптума). При выезде из Нижнего Новгорода, неподалеку от поста ДПС (тогда, по-моему, еще ГАИ называлась) решили остановиться, да перекусить бутербродами с чаем, которые так заботливо собрал для нас о.Сергий. Заодно и воду в омыватель залить (всю дорогу шел мокрый снег - весь путь - сплошная снежная каша с грязью). Только остановились, достаем бутерброды, как останавливается перед нами преграждая нам дорогу какая-то "девятка" грязного цвета. Выходят из машины такие дружелюбные парни, руками машут, улыбаются. Опускаю стекло. "Что везем, бродяга?" "Свечи,- отвечаю". "какие свечи? Жигулевские или москвичовские?" "Да нет, - говорю,- не автомобильные свечи, церковные! Разве не видно по нам?" Смеются, извините, дескать, не поняли сразу. Спрашиваю: "а на какой предмет интересуетесь?"
-да работаем мы здесь, батюшка... рэкетом занимаемся. Вы нас это.... благословите, этсамое... помолитесь что ли, или как там правильно
-ну, ребята, вы же понимаете, что благословить-то я вас на такое не могу: все таки это не благое дело. А так, помолюсь, конечно, чтобы Господь вас вразумил, да наставил.
Сели ребята в машину и укатили.
Так я и с рэкетом столкнулся. Вот и запомнил ту поездку.

Ну а с о.Виссарионом мы и потом встречались. При следующей встрече, по-моему за братским обедом, он спросил, как я доехал. Благодарил его за молитвы. А он засмущался...


Простите, что писал много: не получается у меня быстро и кратко. Графоман, должно быть. Дочитавших до конца - благодарю за терпение... Так вот. Краткая встреча с человеком остается в сердце на всю жизнь. Царствие Небесное новпреставленному игумену Виссариону, Вечный покой.

Это интересно
+4

17.03.2015
Пожаловаться Просмотров: 1572  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены